Поволжские лизинговые компании, ранее активно привлекавшие кредитные ресурсы, теперь столкнулись с урезанием банковского финансирования и ростом процентных ставок. В результате объемсделокфинансовой аренды автотранспортастал резко сжиматься, а предпочтение отдается наиболее надежным клиентам
Еще летом этого года региональные лизинговые компании Поволжья (ЛК) активно продвигали услуги автолизинга на рынке финансовой аренды. Средства массовой информации и интернет-сайты пестрели от рекламы, обещавшей лизингополучателям оформить авто чуть ли не за 10 минут после их обращения вофис ЛК. Более того, машины предлагались даже такой высокорисковой категории клиентов, как физические лица (см. "В расчете на незнание [1]" в 32 журнала "Эксперт Волга" за 2008 год). И вот, когдагрянул кризис, все резко стихло, рекламы ЛК практическинигде не видно, а многие лизингополучатели получают "от ворот поворот".
Причина такой печальной картиныкроетсявужесточении условий работы банков с лизинговыми компаниями, которые активно пользовались заемными средствами (см. график 1). Как рассказал нашему журналу Юрий Токарев, генеральныйдиректор компании "Эконом Лизинг плюс" (Саратов), банки сейчас не проявляютактивности и правильно делают, ибо ожидают достижения "дна" кризиса, чтобы было от чегооттолкнуться. "Лизинговые компании не относятся к самой желанной категории заемщиков, таккакреально собственными активами не обладают. И это в ""спокойные"" времена. А сейчас, пока не наступило понимание, кто и как будет ""болеть"" из предприятий реального сектора экономики, снабжать нас ресурсами никто не торопится", посетовал г-н Токарев.
Естественным итогом финансового голода ЛК стало свертывание рисковых программ, а также более пристальное внимание к финансовой состоятельности клиентов. Помимо прочего, ранее лизингодатели спокойно заключали сделки по финансовой аренде машин на три года, но уже начиная с нынешнего лета прослеживается тенденция сокращения сроков (см. график 2). И хотя автотранспорт является ликвидным предметом лизинга, теперь "добро" на него может получить лишь та компания, которая, по расчетам лизингодателя, имеет больше шансов удержаться "на плаву".
Поток стал ручейком
Нельзя сказать, что банки полностью перестали кредитовать лизинговые компании. Но вот что происходит сейчас в этой сфере: кредитные организациипроводят более жесткий анализ кредитоспособности лизингодателей, обращаясь к ним с "просьбой" предоставить подробные бюджеты по развитию бизнеса и движению будущих денежных потоков.
Так, по словам Искандера Маслахутдинова, генерального директора ЛК "Лизинг-Трейд" (Татарстан), банкитеперь диктуют лизинговым компаниям новые правила, по которым происходит реальное повышение процентных ставок, увеличиваются срокирассмотрения кредитных заявок и сокращаютсяобъемы финансирования. "Вероятнее всего, банки будут всеми силамисокращать свои кредитные риски и отдавать предпочтение компаниям со стабильным финансовым положением, кредитуя наименее рискованные сферы бизнеса", считает г-н Маслахутдинов.
Аналогичное мнение и у Ларисы Ефремовой, партнера группы БДО "Юникон" (Москва): "Те компании, которые не успели привлечь финансирование до кризиса, вынуждены будут получать кредиты уже по новым, повышенным ставкам. На данный момент коммерческие банки предлагают заемные средствапод 18 процентов годовых и выше. Столь высокий процентнеизбежно приведет к удорожанию лизинговых платежей". Что касается действующих кредитных договоров, то, по мнению г-жи Ефремовой, увеличение ставок если и произойдет, то на 1−2% - не больше.
Однако государство начало накачивать кредитные организации ликвидностью, в том числевыставляя на аукционы значительные суммы денег, не требуя залогового обеспечения, и региональные банки получили к ним доступ. Кроме того, местные банкиры в приватных разговорах, а некоторые и в открытую, признают, что у них самих есть средства. В связи с этим мы задали нашим респондентам вопрос: в условиях региона местные банки продолжат кредитовать лизингодателей "по знакомству", лично зная директоров ЛК и состояние их бизнеса? Но ответыне содержали оптимизма.
"Нет сейчас знакомств, способных выступить гарантами надлежащего качества бизнеса, заявляет Юрий Токарев, условия изменились. Но мы их не знаем, потому что банки нам о них не сообщают. Может быть, и есть у них те самые заветные мешки с деньгами, но для нас их покане развязали". В итоге кризис бьет по конечному потребителю - лизингополучателю.
Услуги для избранных
Искандер Маслахутдинов считает, чтоприоритетным направлением рынка финансовой аренды в ближайшее время станет лизинг автотранспорта. "Привлекательность данного сегмента обусловлена высокойликвидностью предмета лизинга и относительно низкой стоимостью разовой сделки. Кроме того, мы прогнозируем увеличение заинтересованностив нас со стороны компаний, которыене смогли получить кредит в банках", поделился своими соображениями наш эксперт.
Действительно, потребности предприятий различных отраслей в обновлении автопарка возрастают. Но чем на этот рост смогут ответить ЛК? Меньше денег - меньше сделок, вот по такойформуле приходится жить сейчас лизинговымкомпаниям, а безопасность вложений стоит для нихсейчас на первом месте. А потому, как признает г-н Маслахутдинов, отсекаютсярискованные сделки и предлагаются лояльные условия финансирования для тех предприятий, которые отвечают необходимым требованиям надежности и платежеспособности. "Основной упор мы будем делать на ограничении списка потенциальных клиентов по отраслевому признаку, а также ликвидности приобретаемого имущества и контроле над своевременностью поступлениятекущихлизинговых платежей", рассказал он. Более осторожную оценку ситуации дает ЭдгарХрамов, начальник отдела экономикии финансов компании "КамАЗ Лизинг". По его словам, существенных изменений в их работе не произойдет. "Мы будем предлагать клиентам весь модельный ряд автомобилей производства ОАО ""КамАЗ"" и спецтехники на условиях, определяемых рынком, то есть в соответствии ссуществующими ставками привлечения финансирования", сказал г-н Храмов. Еще он отметил, что при отборе потенциальных клиентов приоритеты будут отданы в первую очередь предприятиям с устойчивым финансовым состоянием.
В связи с этим возникает вопрос: а если речь идет о самих ЛК, какие из них более устойчивы в условиях кризиса - местные или федеральные?
Кому меньше достанется?
По мнению Ларисы Ефремовой, крупные ЛК, которые успели получить финансирование от российских и зарубежных банков, находятсяв более выгодном положении, потому что деньги у них уже есть, оборудование приобретено, и клиенты его используют. "Помимо прочего, они всегда имели преимущество перед средними и мелкими, так как могли получить кредиты под залог больших объемов лизингового имущества, лизинговых платежей, применить такие редко используемые финансовые инструменты кредитования, как секьюритизация, выпуск евробондов, кредитные ноты и т.д.", дала свою оценку ситуации г-жа Ефремова. Региональные компании, не имея такой возможности, прибегали к краткосрочным илисреднесрочным кредитам с их последующей пролонгацией. А в период финансового кризиса они будут вынуждены привлекать займы по новым, более высоким ставкам. Однако есть свои преимущества и у регионалов: они могут более оперативно менять схемы работы с клиентом, а также лучше разбираются в местных проблемах.
Многие аналитики рынка считают, что произойдет рост сделок слияния и поглощения на рынке лизинга, и федералы начнут поедать местных. Но не все это мнение разделяют. "Поглощать де-юре - нереально, считает Юрий Токарев, по бухгалтерско-налоговым аспектам казуистика невообразимая. Через переход сотрудников и сдачу клиентской базы- да, возможно". Очевидно, что после того, как кризис схлынет, уйдут компании, проводившие наиболее рискованную политику, а на освободившееся место придутте, кто был осторожен. Кто именно - это покажет время. Но сейчас, по-видимому , для всех ЛК немаловажным вопросом становится состояние отечественного автопрома.
В условиях кризиса лизинг будет оставаться тем инструментом, посредством которого автопроизводители смогут увеличить объемы реализации своейпродукции, а стало быть, спросна лизинговые услуги какминимумсохранится. Конечно, всвязи со снижением темповроста финансированияв ближайшее время произойдет и некотороеснижение объемоввыпуска продукции российских автозаводов, но не настолько, чтобыпоявился недостаток отечественных машин. Борьба за привлечениеклиентов продолжится.
"На фоне рисков неплатежей и тотальногодефицитаденежной массы любые новые денежные потоки будут толькоприветствоваться, и российские автозаводы не откажутся от сотрудничества с любыми ЛК, которые способны и готовы обеспечить оплату лизинговогооборудования, считает Лариса Ефремова. Приэтом предпочтение будет отданоавансовым платежам в максимальном размере".
Не навреди
Основная проблема, возникающая из-засокращения объема сделок по автолизингу, заключается в том, что в результате пострадает ряд важных отраслей, плотно на них завязанных, таких, к примеру, как автопром, строительство и автоперевозки. Много говорилось об их государственной поддержке, а на деле принимаются меры, которые лишь усугубляют их нелегкоеположение. К таковым можно отнестиновый федеральный закон 158−ФЗ от 22 июля 2008 года, отменяющий с начала 2009 года (в разгаркризиса!) применение коэффициента 3 к амортизируемому имуществу 1−3 амортизационной группы, вкоторуювходит и автотранспорт. Поэтому, выражает опасение Лариса Ефремова, существует вероятность того, что ЛК, в которых доля автолизинга значительна, потеряют часть своих клиентов, поскольку не будет возможности снизить налоговую нагрузку как лизингополучателям, так и лизингодателям. "Прежде всего пострадают малые и средние предприятия, для которых небольшое колебаниестоимости в сторону увеличения существенно сказываетсяна развитии бизнеса", считает эксперт. Конечно, когда законразрабатывался, никто не думал, что ситуация так резко изменится. Но сейчас, судя по всему, стоит приостановить вступление его в силу до лучших времен - у ЛК хватает и других проблем.
Кредитные организации сегодня получают средства от государства, и сидеть на них, беспокоясь только за собственную безопасность, нельзя, нужно поддерживатьиреальный сектор экономики, в котором важную роль играет финансовая аренда. А значит, несмотря на сжатие рынка лизинговых услуг, банкам и лизингодателям стоит поторопиться с разработкой новых схем взаимодействия. И как бы тут снова не пришлось вмешаться государству, чтобы подстегнуть такой нужныйпроцесс. Но лучше не дожидаться этого момента, а действовать самим.