Суть конфликта между издателями и распространителями - в несовершенстве рынка дистрибуции прессы. Проблем будетсущественноменьше, когда рынок станетбольше структурированиигроки, договорившись, разработают единые, прозрачные и понятные издателям принципы ведения бизнеса
"Современные форматы торговли (минимаркеты, пресс-кафе) снижают затраты на логистику и позволяют выдерживать рыночные ставки аренды торговых объектов"" />
Директор по развитию группы компаний "Пресс-Хаус-Урал" Сергей Игишев: "Современные форматы торговли (минимаркеты, пресс-кафе) снижают затраты на логистику и позволяют выдерживать рыночные ставки аренды торговых объектов"
Фото: Андрей Порубов
Каждый издатель хочет забраться в карманчик к распространителю, узнать, сколь стоит распространение в каждой конкретной точке. Но при этом не хочет одаривать за нашу работу адекватную цену", - говорят представители системы распространения прессы. "Распространители повсеместно прячут данные по продажам, - парируют издатели. - Мы платим огромные деньги, нокачественных услугне получаем, вследствие этого вынуждены выкупать статистику, доплачивать за приоритетную выкладку. Нам не понятно, как формируется стоимость икаков итог работы дистрибьюторов"... Стаких упреков начался круглый столик "Рынок СМИ и особенности рынкараспространенияпрессы на Урале", организованный журналом "ЭкспертУрал" и аналитическим центром "ЭкспертУрал" при поддержке Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП, Москва). Война между издателями и распространителями идет давно, и вто время как стороны занятыпоиском вариантов досадить приятель другу. Собравруководителейуральскихи федеральных розничных дистрибьюторских сетей и крупнейших издательств УралоЗападносибирского региона, мы сделалипервую попытку проанализировать проблемы и постараться отыскать решение.
Ничего общего
Рынок распространения прессы пребывает в эти дни в хаосе. Оптовые и розничные распространители не связаны между собой. Сети (от 20 до 200 точек) и небольшие компании сообща с частными предпринимателями делят рынок в примерной пропорции 60 к 40. "Рынок, конечно, уже не черный, какв мрачные 90­е годы, но ещё и не белый. Четких, понятных для всех правил игры нет. Никто ничего правдивого о рынке распространения печати не знает: сколькоу кого точек продаж, в каких городах, сколько и каких изданий продается в том или ином киоске, какова их цена, - формулирует системную проблему генеральный босс агентства "Роспечать" Александр Власов. - В одном городе утром пять ГАЗелей едут навстречу дружбан другу и развозятодну и ту же продукцию. При этом ни одна агрегатина не загружена полностью, и все грузчики голодные".
Между тем практика показывает, чтоземля для компромисса есть.
- В Калининграде, небольшом провинциальномобластном центре, тираж только "Комсомольской правды" в четырераза выше, чем в среднем по России, а объемы продаж журнала Cosmopolitan такие же, как в трехмиллионной Нижегородской области, -продолжает Александр Власов. - На душу населения тут розничных продаж печатных изданий приходится в разы больше, чем в целом по стране. Потому что восемь лет обратно мы, руководители сетей, договорились, вопервых, не конкурироватьценой на печатную продукцию. Проверено: если газета повсеместно стоит девять рублей, люди не будут разыскивать ее по восемь. А если мужчина видел, что она гдето стоит восемь, аподле его работы продается за девять, он и за девятьне купит, и где видел за восемь - забудет. Вовторых, мы договорились не применять методы конкуренции, которые позволяют только "отъедать" товарищ у друга доли рынка, а не наращивать бизнес. К примеру, не становить новые киоски рядом с уже действующими ближе чем за 150 метров.
жневартовск -компактные города, и местные издания могут независимо распространять там тираж. В Екатеринбурге это сложно""/>
Генеральный управляющий агентства подписки и доставки периодических изданий "Урал-Пресс" Константин Астафьев: "Сургут, Нижневартовск -компактные города, и местные издания могут самостоятельно распространять там тираж. В Екатеринбурге это сложно"
Фото: Андрей Порубов
Но таковой подход, скорее, исключение.
В результате в большинстве регионовраспространители имеют очень низкую рентабельность. Компенсироватьпотеричаще всего пытаются за счет повышения стоимости услуг для издателей. По словам президента АРПП ДмитрияМартынова, барыш от продаж (реклама, розничное распространение) одного номера некоторых изданий соотносим с годовой прибыльюсреднего распространителя. Последние, естественно, пытаются перераспределить рекламные доходы издателей в свою пользу. Однако председатель правления Свердловского творческогосоюзажурналистов Дмитрий Полянин уверен, что рынок уже добился предела: "При росте цены, естественно, падает тираж, потому розничным сетямнадеяться, что издатели будутбеспредельно достигать соглашения с необоснованным увеличением стоимости ихуслуг, не стоит. Доходы отрозничного распространения издатели не считают прибылью, а рассматривают как компенсацию своих издержек по распространению. Им нужны дешевые сети сбыта, оттого в скором времени издатели начнут жестко противоборствовать с розничными сетями за понижение своих расходов на распространение печатной продукции". Больше всего издателей действует на нервы невнятный агрегат ценообразования. Многие жалуются, что когда дистрибьютор выставляет счет, видна только конечная стоимость, но из чего она складывается - для многих так и остается загадкой.
Ничего личного
Для издателей, которые до 40%доходаполучают за счет продажи печатной продукции в розничной сети, конфликты с распространителями выливаются в прямые убытки. Чтобы их минимизировать, издатели развиваютсобственные каналыраспространения. Издательский обитель "Абак Пресс" (Екатеринбург), по словам генерального директора Алексея Харитонова, изначально пошел по путиформированиясобственных сетей: "Мы несильно добро понимаем, как трудиться с розничными распространителями, поэтому большая количество наших изданий расходится не сквозь киоски".
Растетпопулярностьсравнительнонового для России канала продаж печатнойпродукции- организации точек в супермаркетах, аэропортах и так далее. Кроме того, крупные издательские дома развивают и альтернативные способы распространения прессы, позволяющие повысить аудиторию читателей. Так, в этом году издательский жилище "Комсомольская правда" запустил свежий проект: любой понедельник во всехрегионах страны выходит обычный новостной номер газеты, главное различие которого в том, что онраспространяется бесплатно. "Эти издания обращаются к аудитории, которая в текущеевремя проезжаети проходит мимо традиционных киосков, - объясняет генеральный директор ООО "ИРА "Комсомольская истина - Урал"" Ольга Михайлова. - Для них определенытранспортные потоки, не пересекающиесяс традиционными розничными точками продаж газеты: остановки, где проходит наибольшее численность горожан, территории близ офисных, торговыхцентров. Особенности такого распространения в том, что оно способствует продвижению издания в новых сегментах, позволяет более качественно отслеживать потоки распространения и контролировать эффективность в местах раздачи. Самостоятельное распространение одной газеты влетает издательскому дому в единственный рубль. Для сравнения, посредством киосковые сети - от 5 до 10 рублей".
Однако несмотря на все новации, участники круглого стола согласились, что традиционная организация розничного распространения прессы будетналичествовать ещедолговременно и на всесто отказыватьсяот нее неразумно. По мнениювсех участников рынка, киоски будут пользоватьсяспросому населения еще не один десяток лет, поэтому издателям и распространителям не стоит конфликтовать друг сдругом.
Ничего лишнего
На разрозненном и насыщенном мелкими игроками рынке сложно сотворить единые правила игры. Эксперты круглого стола соглашаются, что надобность укрупнения назрела. Косвенное подтверждение - все более частые сделки слияния и поглощения дистрибьюторских сетей: за последние два года в стране их было не меньше десяти.
В частности челябинскую сеть "Роспечать"купило московское ЗАО "АРИААИФ" (входит в ИД "Аргументы и факты"). "Это не первая наша покупка дистрибьюторских сетей в регионах. В 2007 году мы приобрели пять компаний и добавили 850 новых точек. Надо сказать, что подавляющее число издательских домов уже сообщили нам, что служба этих компаний вслед за тем приобретения существенно улучшилась", - рассказывает генеральный директор "АРИААиФ" МаксимМельников.
Консолидация позволяетразрешитьипроблему низкой эффективности дистрибьюторского бизнеса. В масштабных сетях, в отличие от мелких, как правило, более развита система электронного учета продаж. Кроме того, повысить эффективность разрешается за счет организации логистики.
На российском рынкецарит диктатура розничного распространителя, в Европе - диктатура издателя""/>
Председатель правления АРПП Александр Оськин: "На российском рынкецарит диктатура розничного распространителя, в Европе - диктатура издателя"
Фото: Андрей Порубов
- Сегодня на рынке есть немного предприятий, которые организовали доставку железнодорожным транспортом продукции из Москвы в Екатеринбург и Новосибирск. У большинства мелких распространителей этакий возможности нет. Даже если они найдут вагоны и прицепят их к поездам, онине смогут загрузить их на 100%. Эффективные перевозкив состоянии снабдить толькокрупная компания, - уверен Александр Власов.
Второй ступенью структурирования рынка распространения может сделаться создание регионального эксклюзивного дистрибьютора - объединения крупнейших компанийраспространителей с правом поставок ведущих региональных изданий в розничные сети (более детально см. "Считайтепрессу" [1], "ЭУ" 13 от 31.03.08). "Нам всем, и федеральным сетям, и местным, нужно прекратиться враждовать и договориться, чтобы всем игрокам прессу поставлял один центр. Но покуда мыбодаемся, реализация этой идеи остается недостижимой мечтой", - подводит черту Александр Власов.
Круглый стол, организованный "Э­У", стал первым реальным шагом к поиску компромиссов. В марте этого года мы уже пытались основать площадку для переговоров издателей и распространителей. Однакотогда согласились прийти немногие: в основном крупнейшиепредставители с обеих сторон (например, агентство "Роспечать", агентство"Газеты в розницу", "Комсомольская правда"). Обсудить проблемы удалось, но чтобы диалог стал на самом деле результативным, необходимо участиев нем всех заинтересованных в изменениях сторон. Нынешнее совещание уже позволилоспроектировать конструктивные предложения модернизации системы распространения прессы. По его итогам составлена резолюция, в которой подчеркивается: "Принципиально важным моментом развития медиаиндустрии является создание здоровых и прозрачных экономических отношений между издателями и распространителями, внедрение прогрессивных технологий во все сегменты рынка СМИ, активное исследованиеи употребление зарубежного опыта. Важным условием обеспечения эффективности системы распространения является повышение числа торговых точек до европейского уровня -не менее однойна тысячу жителей, формирование всех форматов торговли прессой и улучшения качества доставки". Теперь важно, чтобы решения, выработанные врамках круглого стола, не канули в Лету.