Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Кризис размножения

Суть конфликта между издателями и распространителями - в несовершенстве рынка дистрибуции прессы. Проблем будет существенно меньше, когда рынок станет больше структурирован и игроки, договорившись, разработают единые, прозрачные и понятные издателям принципы ведения бизнеса

Директор по развитию группы компаний "Современные форматы торговли (минимаркеты, пресс-кафе) снижают затраты на логистику и позволяют выдерживать рыночные ставки аренды торговых объектов"" />

Директор по развитию группы компаний "Пресс-Хаус-Урал" Сергей Игишев: "Современные форматы торговли (минимаркеты, пресс-кафе) снижают затраты на логистику и позволяют выдерживать рыночные ставки аренды торговых объектов"

Фото: Андрей Порубов

Каждый издатель хочет забраться в карманчик к распространителю, узнать, сколь стоит распространение в каждой конкретной точке. Но при этом не хочет одаривать за нашу работу адекватную цену", - говорят представители системы распространения прессы. "Распространители повсеместно прячут данные по продажам, - парируют издатели. - Мы платим огромные деньги, но качественных услуг не получаем, вследствие этого вынуждены выкупать статистику, доплачивать за приоритетную выкладку. Нам не понятно, как формируется стоимость и каков итог работы дистрибьюторов"... С таких упреков начался круглый столик "Рынок СМИ и особенности рынка распространения прессы на Урале", организованный журналом "Эксперт­Урал" и аналитическим центром "Эксперт­Урал" при поддержке Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП, Москва). Война между издателями и распространителями идет давно, и в то время как стороны заняты поиском вариантов досадить приятель другу. Собрав руководителей уральских и федеральных розничных дистрибьюторских сетей и крупнейших издательств Урало­Западносибирского региона, мы сделали первую попытку проанализировать проблемы и постараться отыскать решение.

Ничего общего

Рынок распространения прессы пребывает в эти дни в хаосе. Оптовые и розничные распространители не связаны между собой. Сети (от 20 до 200 точек) и небольшие компании сообща с частными предпринимателями делят рынок в примерной пропорции 60 к 40. "Рынок, конечно, уже не черный, как в мрачные 90­е годы, но ещё и не белый. Четких, понятных для всех правил игры нет. Никто ничего правдивого о рынке распространения печати не знает: сколько у кого точек продаж, в каких городах, сколько и каких изданий продается в том или ином киоске, какова их цена, - формулирует системную проблему генеральный босс агентства "Роспечать" Александр Власов. - В одном городе утром пять ГАЗелей едут навстречу дружбан другу и развозят одну и ту же продукцию. При этом ни одна агрегатина не загружена полностью, и все грузчики голодные".

Между тем практика показывает, что земля для компромисса есть.

- В Калининграде, небольшом провинциальном областном центре, тираж толькоомсомольской правды" в четыре раза выше, чем в среднем по России, а объемы продаж журнала Cosmopolitan такие же, как в трехмиллионной Нижегородской области, - продолжает Александр Власов. - На душу населения тут розничных продаж печатных изданий приходится в разы больше, чем в целом по стране. Потому что восемь лет обратно мы, руководители сетей, договорились, во­первых, не конкурировать ценой на печатную продукцию. Проверено: если газета повсеместно стоит девять рублей, люди не будут разыскивать ее по восемь. А если мужчина видел, что она где­то стоит восемь, а подле его работы продается за девять, он и за девять не купит, и где видел за восемь - забудет. Во­вторых, мы договорились не применять методы конкуренции, которые позволяют только "отъедать" товарищ у друга доли рынка, а не наращивать бизнес. К примеру, не становить новые киоски рядом с уже действующими ближе чем за 150 метров.

Генеральный шеф агентства подписки и доставки периодических изданий жневартовск - компактные города, и местные издания могут независимо распространять там тираж. В Екатеринбурге это сложно""/>

Генеральный управляющий агентства подписки и доставки периодических изданий "Урал-Пресс" Константин Астафьев: "Сургут, Нижневартовск - компактные города, и местные издания могут самостоятельно распространять там тираж. В Екатеринбурге это сложно"

Фото: Андрей Порубов

Но таковой подход, скорее, исключение.
В результате в большинстве регионов распространители имеют очень низкую рентабельность. Компенсировать потери чаще всего пытаются за счет повышения стоимости услуг для издателей. По словам президента АРПП Дмитрия Мартынова, барыш от продаж (реклама, розничное распространение) одного номера некоторых изданий соотносим с годовой прибылью среднего распространителя. Последние, естественно, пытаются перераспределить рекламные доходы издателей в свою пользу. Однако председатель правления Свердловского творческого союза журналистов Дмитрий Полянин уверен, что рынок уже добился предела: "При росте цены, естественно, падает тираж, потому розничным сетям надеяться, что издатели будут беспредельно достигать соглашения с необоснованным увеличением стоимости их услуг, не стоит. Доходы от розничного распространения издатели не считают прибылью, а рассматривают как компенсацию своих издержек по распространению. Им нужны дешевые сети сбыта, оттого в скором времени издатели начнут жестко противоборствовать с розничными сетями за понижение своих расходов на распространение печатной продукции". Больше всего издателей действует на нервы невнятный агрегат ценообразования. Многие жалуются, что когда дистрибьютор выставляет счет, видна только конечная стоимость, но из чего она складывается - для многих так и остается загадкой.

Ничего личного

Для издателей, которые до 40% дохода получают за счет продажи печатной продукции в розничной сети, конфликты с распространителями выливаются в прямые убытки. Чтобы их минимизировать, издатели развивают собственные каналы распространения. Издательский обительбак Пресс" (Екатеринбург), по словам генерального директора Алексея Харитонова, изначально пошел по пути формирования собственных сетей: "Мы не сильно добро понимаем, как трудиться с розничными распространителями, поэтому большая количество наших изданий расходится не сквозь киоски".

Растет популярность сравнительно нового для России канала продаж печатной продукции - организации точек в супермаркетах, аэропортах и так далее. Кроме того, крупные издательские дома развивают и альтернативные способы распространения прессы, позволяющие повысить аудиторию читателей. Так, в этом году издательский жилище "Комсомольская правда" запустил свежий проект: любой понедельник во всех регионах страны выходит обычный новостной номер газеты, главное различие которого в том, что он распространяется бесплатно. "Эти издания обращаются к аудитории, которая в текущее время проезжает и проходит мимо традиционных киосков, - объясняет генеральный директор ООО "ИРА "Комсомольская истина - Урал"" Ольга Михайлова. - Для них определены транспортные потоки, не пересекающиеся с традиционными розничными точками продаж газеты: остановки, где проходит наибольшее численность горожан, территории близ офисных, торговых центров. Особенности такого распространения в том, что оно способствует продвижению издания в новых сегментах, позволяет более качественно отслеживать потоки распространения и контролировать эффективность в местах раздачи. Самостоятельное распространение одной газеты влетает издательскому дому в единственный рубль. Для сравнения, посредством киосковые сети - от 5 до 10 рублей".

Однако несмотря на все новации, участники круглого стола согласились, что традиционная организация розничного распространения прессы будет наличествовать еще долговременно и на все сто отказываться от нее неразумно. По мнению всех участников рынка, киоски будут пользоваться спросом у населения еще не один десяток лет, поэтому издателям и распространителям не стоит конфликтовать друг с другом.

Ничего лишнего

На разрозненном и насыщенном мелкими игроками рынке сложно сотворить единые правила игры. Эксперты круглого стола соглашаются, что надобность укрупнения назрела. Косвенное подтверждение - все более частые сделки слияния и поглощения дистрибьюторских сетей: за последние два года в стране их было не меньше десяти.
В частности челябинскую сеть "Роспечать" купило московское ЗАО "АРИА­АИФ" (входит в ИД "Аргументы и факты"). "Это не первая наша покупка дистрибьюторских сетей в регионах. В 2007 году мы приобрели пять компаний и добавили 850 новых точек. Надо сказать, что подавляющее число издательских домов уже сообщили нам, что служба этих компаний вслед за тем приобретения существенно улучшилась", - рассказывает генеральный директор "АРИА­АиФ" Максим Мельников.

Консолидация позволяет разрешить и проблему низкой эффективности дистрибьюторского бизнеса. В масштабных сетях, в отличие от мелких, как правило, более развита система электронного учета продаж. Кроме того, повысить эффективность разрешается за счет организации логистики.

<noindex>Председатель правления АРПП Александр Оськин</noindex>: <noindex>На российском рынке царит диктатура розничного распространителя, в Европе - диктатура издателя""/>

Председатель правления АРПП Александр Оськин: "На российском рынке царит диктатура розничного распространителя, в Европе - диктатура издателя"

Фото: Андрей Порубов

- Сегодня на рынке есть немного предприятий, которые организовали доставку железнодорожным транспортом продукции из Москвы в Екатеринбург и Новосибирск. У большинства мелких распространителей этакий возможности нет. Даже если они найдут вагоны и прицепят их к поездам, они не смогут загрузить их на 100%. Эффективные перевозки в состоянии снабдить только крупная компания, - уверен Александр Власов.

Второй ступенью структурирования рынка распространения может сделаться создание регионального эксклюзивного дистрибьютора - объединения крупнейших компаний­распространителей с правом поставок ведущих региональных изданий в розничные сети (более детально см. "Считайте прессу" [1], "Э­У" 13 от 31.03.08). "Нам всем, и федеральным сетям, и местным, нужно прекратиться враждовать и договориться, чтобы всем игрокам прессу поставлял один центр. Но покуда мы бодаемся, реализация этой идеи остается недостижимой мечтой", - подводит черту Александр Власов.

Круглый стол, организованный "Э&shy;У", стал первым реальным шагом к поиску компромиссов. В марте этого года мы уже пытались основать площадку для переговоров издателей и распространителей. Однако тогда согласились прийти немногие: в основном крупнейшие представители с обеих сторон (например, агентство "Роспечать", агентство "Газеты в розницу", "Комсомольская правда"). Обсудить проблемы удалось, но чтобы диалог стал на самом деле результативным, необходимо участие в нем всех заинтересованных в изменениях сторон. Нынешнее совещание уже позволило спроектировать конструктивные предложения модернизации системы распространения прессы. По его итогам составлена резолюция, в которой подчеркивается: "Принципиально важным моментом развития медиаиндустрии является создание здоровых и прозрачных экономических отношений между издателями и распространителями, внедрение прогрессивных технологий во все сегменты рынка СМИ, активное исследование и употребление зарубежного опыта. Важным условием обеспечения эффективности системы распространения является повышение числа торговых точек до европейского уровня - не менее одной на тысячу жителей, формирование всех форматов торговли прессой и улучшения качества доставки". Теперь важно, чтобы решения, выработанные в рамках круглого стола, не канули в Лету.

Ссылки

  • [1] /printissues/ural/2008/13/interview_schitayte_pressu/

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |