Финансирование проектов стало одной из основных проблем развития строительной отрасли. Банки и рады бы дать капиталы застройщикам, но их останавливают повышенные риски. Строительный рынокоживится, если главенствующую образ в продвижении этих проектов возьмут на себя совместно действующие муниципальные и региональные власти
Только немалый застройщик может планировать на доверие инвесторов
Привлечение средств для реализации проекта - хроническая головная боль застройщика.
Применение существующих в эти дни инструментов для привлечения инвестиций (кредиты, средствазакрытых паевых инвестиционных фондов, прямые инвестиции банков, иностранные вливания) в полной мере в то время как невозможно. Причина рынок недвижимости ещё не пережил "детские болезни" роста: неясность законодательства, сложность прохожденияразрешительной документации, непрозрачность работы строительныхкомпаний. Пока позволительно произносить только о начальной стадии формирования связки инвестор-застройщик , при всем при том положительные примеры такого взаимодействия уже есть. Об этом свидетельствует увеличение объемов строительных работ в 2007 году (см. таблицу). В тот самый ход мало-помалу втягиваются региональные и муниципальные властные структуры. Им осталось лишь схватить на себя роль драйвера развития строительной отрасли, тот, что стал бы связующим звеном между проектом и инвестициями.
Боятся неизвестности
В Поволжье найдется не так полно банков, которые могут предложить дешевые идовольно "длинные" кредиты на строительство. Влюбом отделении федерального банка сцентром, удаленным от Москвы, могут одолеть путь тест на состоятельность только проекты, подпадающие под разработанную в столице программу подобного сотрудничества. Но такие программы сталкиваются, как правило, с местной действительностью - в каждом регионесвои особенности отношений чиновников и строителей. При этом гибкие предложения практикуют небольшие банки, и, напротив, чем крупнее кредитнаяорганизация, тем больше стандартизирован ее продукт.
Требования у финансовых институтовшибко жесткие. Главное обстоятельство - присутствие полного пакета разрешительной документации длязастройщиков исамое проблематичное.
К тому же специалисты банковской отрасли не знают всех тонкостей строительногобизнеса, которые, кроме прочего, в каждом регионе свои. Банк, как всякий иной инвестор "птица пугливая", и зачастую склонен доверять больше информации собственнойслужбыбезопасности, нежелиразъяснениям квалифицированного специалиста по недвижимости.
Один извыходов некоторые банкивидят в сотрудничестве с аффилированными строительными компаниями. Именно сквозь создание таких связок кредитные организациив текущий моментмогут без опаски вливать инвестиции в строительный сектор. Контроль за целевым использованием средств в этом месте налажен автоматически. Строительная группа отслеживает в первую очередность интересы банка. Обеспеченность кредита в этом случае - 100%.
Одним из первых в Самарской области вкладывать финансы в возведение жилья начал АвтоВАЗбанк, работающий совместно с компанией "Эл-Траст". С егоучастием возводится в Самаре немного жилых домов. Подобные программы были кроме того у Поволжского банка Сбербанка России.
Банк "УралСиб" в основном инвестирует в сооружение техноторговых и развлекательных комплексов, например, вТольятти и Чебоксарах, и ориентируется в основном на этот сегмент строительного рынка. Через свои дочерние структуры ведутстроительствожилья и операторы федерального Агентства по ипотечному жилищному кредитованию - областные и республиканские фонды жилья и ипотеки. Однако построенные квартиры предназначаются для их же заемщиков и на рынок в целом не влияют.
Но все же на создание своих дочерних строительных компаний банки идут по необходимости. Надобность в них отпадет, когда отрасль стабилизируется и строители начнут действовать с пулом кредитныхорганизаций.
Уже есть примеры сотрудничества российских компаний с иностранными инвесторами. ГК "Пересвет-Групп"совместно с китайским Эксимбанком реализует планмикрорайона Новосоколовогорский в Саратове. Подрядчиком выступаеткитайская же строительная фирма "Хэбэй-строй". На участке 22 га будет возведено 640 тыс. кв. м жилья и 60 тыс. кв. м коммерческой недвижимости. На этой территории, по проекту, будет проживать девять тыс. человек. Общий объем инвестицийисчисляется 6,375 млрд рублей.
Проекты, которые реализуются при поддержке банковских структур, более выгодныи привлекательны. Банк предоставляет застройщику кредитную линию, и средства предоставляютсяболее гибко, по мере необходимости. При таковый схеме проще выдерживать сроки строительства. Однако рассчитывать на средства кредитных организаций смогут лишь крупные, недурственно зарекомендовавшие себя на строительном рынкеигроки. Им нет необходимости трудиться по серым схемам, а потому как они не вызывают подозрений у банков.
По мнению техническогодиректора ООО "Жилстрой-НН" Александра Собакинского (Нижний Новгород), крупная строительная компания, а тем более холдинг, обладает достаточным резервом собственных денежных средств и возможностью привлечения кредитных. "А это значит, что предприятие может реализовать все необходимые подготовительные работыи техусловия доначала привлечения средств дольщиков, поясняет он. У крупной компании больше шансов для участия и победы в земельных аукционах, где компании должны априори располагать достаточной суммой".
Мелким и средним предприятиям, которые в первую очередь рискуют сделаться банкротами и подвергнуться рейдерским атакам, на предоставление банковского кредита зачастую рассчитывать не приходится. Кроме того, вступление вдействовначале 2009 года закона о саморегулируемых организациях (СРО) может сократить цифра мелких и средних игроков. Вести прозрачную занятие для них проблематично, а аккуратв этом содержится основное условие вступления вСРО.
Деньги есть, нужно их без затей взять
Немаловажная проблема, накоторую жалуются застройщики, - отсутствие подготовленных для строительстваучастков. В соответствии с Градостроительным кодексом, муниципалитет обязан избавить площадку отобременений, подвести все коммуникации и уже позже выставлять ее на аукцион. Но городские власти в отклик сетуютна отсутствие средств, чтобы провести до того масштабные и затратные работы. Но как нам представляется, причина кроется в устоявшейся психологии верх предержащих. Дескать, если в городском бюджете нет денег для проведения комплекса работ по подготовке территории, то, значит, и брать их неоткуда. Однако подходящие источники финансирования все жесуществуют: банковские кредиты, средства сторонних инвесторов и т.д. Но главное обеспеченность муниципалитетов и областных властей- это земельные ресурсы, находящиеся в их распоряжении. Имеяэтакий актив, полностью разрешено участвовать в реализации проектов строительства как коммерческих, так и жилых объектов и привлекать денежки частных инвесторов. Примеры тому уже есть. Чувашиясовместно с Внешторгбанком поблизости от Чебоксарвоздвигает новоиспеченный город, рассчитанный на 30 тыс. человек. Республикавносит в проект земельный участок площадью 257 га, создание инфраструктуры будет финансироваться из средств федерального и местного бюджетов. Стоимость проекта оценивают в единственный млрд долларов(ВТБ привлечет 24 млрд руб., из них 2,5 млрд руб. уйдетна инфраструктуру).
В Саратове муниципалитет участвовал в совместных инвестиционных программах с коммерциалом посредством МУП "Саратовстройкапкомплект". Через это предприятие личный застройщик фирма "Кронверк" получалав 2003−2007 годах земельные участки, разрешительную документацию и техусловия. В рамках такогосотрудничества было построено 13 жилых домов, в достояние муниципалитета передано 4,5 тыс. кв. м жилья.
Другим примером является проект микрорайона, реализуемый областными и муниципальными властями совместно с компанией "ППСО" АО "Авиакор" в Самаре. Планируемая площадь жилых помещений тут составит 933 тыс. кв. м, торгово-офисных - 38 тыс. кв. м, парковок и подземных гаражей - 31 тыс. кв. м. Инвестором выступает "Авиакор".
Для привлечениязастройщиковв муниципальные проекты, конечно же, придетсясходить на некоторыеуступки. И тут у градоначальников простор для "творчества". По договоренности с ресурсоснабжающими компаниямибыть может предоставление льготных тарифов на подключение к сетям, выделение по более низкимценам площадок для строительства в престижных районах - при условии, что застройщик параллельно будет заниматься возведением дешевого жилья по городским программам и т.д.
Пора проснуться
При всем разнообразии источников финансирования строительных проектов создается впечатление, что участиемуниципалитетов в этом процессе сведено к минимуму. В развитии отраслиихроль втекущеевремя сконцентрировалась лишь в узком сектореразрешительной и надзорной деятельности. Между тем без непосредственного участиямуниципальных чиновников вывестирынок недвижимости из кризиса неудастся.
В первуюочередь муниципальные власти должны стать локомотивоминвестирования в строительные проекты. Тем более что способов привлечения средств в их руках достаточно. В случае финансирования возведения жилых домов по муниципальным программам возможен выпуск ценных бумаг, которые могут распространяться как посреди юридических лиц, так и средиграждан. Тогда возможен расчет не только в денежном эквиваленте, но и жилой площадью. По словам заместителя главы администрации Саратова по экономике Татьяны Хомутовой, действительно, такая вероятность существует, но покуда скорее теоретически. При финансировании банками застройщиков жилой недвижимости либо общественных социально значимых объектовмуниципалитет можетвыступать соинвестором либо поручителем по кредиту. Собственно говоря, городскиевласти могут независимо выступать застройщиком и забирать кредиты в банковских структурах для строительства.
В подготовке материала участвовали Наталья Дядик и Наталья Маус, Саратов