Нарушения антимонопольного законодательства в сфере здравоохранения станут приоритетной темой работы Федеральной антимонопольной службы России в 2009 году. Об этом заявил сегодня глава ФАС Игорь Артемьев. "Ситуация в здравоохранении более запущенная, чем в любой сферепромышленности", - признался он.
Игорь Артемьев
Фото: ИТАР-ТАСС
О
казывается, сотрудники ФАС заинтересовалисьвминувшем году ситуациейв отечественной медицине и пришли всостояние шока. Теперь они намерены разобраться детально и принять меры. Глава ФАС Игорь Артемьевне сообщил, что именно возмутило ФАС. Но это известно Дмитрию Янину,председателю правленияМеждународной конфедерации обществ потребителей. Он рассказал "Эксперту Online", что антимонопольщиков не устраивает следующее: государство выделяет средства на государственное здравоохранение, но не на частное. Конкуренции междудвумя формамимедицинских услуг нет. "Государство вкладывает в развитие своих клиник, оборудование покупается за федеральные деньги, существует система дотирования деятельности, но эти медучреждения оказываютплатныеуслуги. Кстати, легальные и нелегальные. Непонятно, на каких основаниях. Как может частная клиника конкурировать с государственной по расценкам? Я бы сравнилрынок медицинских услуг поуровню конкуренции с рынком железнодорожных перевозок", - отметил эксперт. Неясно так же, какчастными и государственным поликлиниками устанавливаются тарифы на услуги. Растутбюджетные расходы на здравоохранение, качество услуг не улучшается, а расходы населения увеличиваются. И этосмущаетантимонопольную службу.
Кроме того, в круг интересов ФАС включила образование, где "нет ясности с правилами доступа к обучению, коррупция", и торговлю, где "дискриминируются российские фермеры". Глава службы ИгорьАртемьевсообщил, что его ведомство ведет "ежедневный мониторингпродуктов питания". Из новых объектов досмотра - предприятия обороны, куда ФАС была допущена в 2008 году из-за монопольно высоких цен на продукцию этой сферы. Дороговизна так взволновала вице-премьера Сергея Иванова, что он дал отмашку ФАС вмешаться в деятельность закрытых заводов. По словам Артемьева, пять из них были "наказаны", оштрафованы и вынуждены снизить цены.
Кроме того, ФАС намерена не ослаблять внимания к интернет-провайдерам в небольших городах и регионах, где цены за подключение к "всемирной паутине" в десять раз превышают столичные. Пристальное внимание уже обратили на операторов "Связьинвеста".
Бензин не дороже двадцатки
Нефтяные компании - крупные и мелкие, как известные, так и не очень - под прицелом ФАС, призналсяИгорь Артемьев. Так, по его словам, впоследний месяц ФАС вела плотную проверку различных компаний, торгующих бензином на всей территории России как оптом, так и в розницу, поскольку "цены набензин недопустимо высокие". Выявлена 251 компания-нарушитель , причем в 53 регионах страны. Уже вближайшие две недели ФАСвозбудит уголовные дела в отношении этих компаний. По оценке Артемьева, ситуация настолько очевидна, что дела в суде должны, просто обязаны завершиться снижением цен на автомобильноетопливо. "Ни одно моторное топливо, кроме 98−го бензина, не должно стоить больше 20 рублей за литр, - уверен главаФАС. - 95−ый бензин должен стоить около 19 рублей".
Вместе с тем, по мнению Дмитрия Янина, простыми штрафами проблему цены на бензин не решить. "Почему в России такое безобразие с бензином длитсяуже лет десять?Потому что нарынке бензинаработают вертикально интегрированныекомпании: за редким исключением на региональных рынках нет никакой конкуренции. Есть НПЗ, который принадлежит конкретной нефтедобывающей компании [1], есть заправки, аффилированные с этой же нефтяной компанией. Вся цепочка контролируется одними владельцами. Причина безобразий в том, что нефтяным компаниям разрешили приобретать НПЗ. В США, например, был на это запрет. Результат - жесткая конкуренция на рынкенефтепереработки", - пояснил он. Выход изситуации - изъятие НПЗ у нефтедобывающих компаний. Но не факт, что государство к такому шагу готово. Все остальное - "косметические средства".
Журнал "Эксперт", отметим, еще весной прошлого года предупреждал, что появления дешевогои качественного бензина [2] встране ждать не стоит до тех пор, пока в России не будет создан пласт независимых нефтеперерабатывающих компаний, а стратегия нефтяныхкомпаний не будет сопряжена с фискальной и промышленнойполитикой государства.
ФАС всеми силами поддерживает идею развития биржевой торговли газом и нефтью. По его оценкам, проект постановления о такой торговле газом в РФ внесен в правительство и может быть подписан в ближайшее время. Он указал, что правительствоодобрительноотнеслось к идее ФАСотсоединитьплощадку по биржевой торговле газом от "Межрегионгаза".
Продвижение идеи развития нефтяной биржи тормозится: "Противодействуют этому лобби нефтяных компаний, которые не хотят платить налоги. Нефтяные компании надо выгнать на рынок. Биржевая торговля не идет из-за коррупции".
Нацдостояние контролю не подлежит
Другая трепетная тема сегодняшнего дня - энергично растущие в условиях кризиса и снижения доходов населения тарифы естественных монополий. РЖД, транспортники, энергетики и коммунальщики подняли тарифы сянваря, ссылаясь на разрешение Федеральной службы по тарифам, полученное еще летом. Но летом была совершенно другая ситуация - дорогая нефть, работа и зарплата у всех икаждого. И вообще - не было кризиса.
По словам Артемьева, бороться с такими шагами естественных монополий ФАС не может: тарифы устанавливает государство. Оно и так, учитывая кризис, снизило рост тарифов с предполагаемых 20-30% практически до 12-15%. И те, кто особо недоволен повышением цен, могут обращаться в Госдуму и в правительство России. ФАС бессилен в этом деле. Что касается деятельностиОАО "РЖД", установившего такие цены на железнодорожные билеты от Москвы до Питера, что дешевле добраться самолетом, то здесь есть вопрос и для антимонопольщиков. По словам главы ФАС, пассажирское сообщение на просторах страны убыточно. Успешны и востребованы лишь дванаправления: Москва-Питер и Москва-Нижний Новгород. Поэтому правительство разрешило РЖД регулировать цены на этих трассах, чтобы "отбить"провалы на других направлениях. Издесь у ФАС претензий нет - кабинет министров дал добро. Но вот беда - число дешевыхплацкартных вагонов резкоуменьшилось. В поездах этих направлений сплошь дорогиекупе и СВ. Артемьев сообщил, что его ведомство провело соответствующие проверки и установилоданныйфакт. Он пообещал прессе "этим заняться".
"Социально ответственных компаний среди монополистов нет. Они так воспитаны: они - «национальное достояние"", - заявил главаФАС.