К 2030 году железнодорожная сеть регионов центральной Сибири расширится на тысячи километров
Базой транспортной инфраструктуры в регионах СФО была и остается железная дорога - основной, а в ряде случаев и единственный перевозчик пассажиров и грузов
Фото: Вячеслав Белов
За пять лет в развитие инфраструктуры красноярского дорожного филиала ОАО "РЖД" инвестировало 35 млрд рублей. Объемы перевозок на красноярской магистрали за этот период выросли почти на треть.
Средства, которые сегодня вкладываются РЖД в модернизацию транспортной инфраструктуры Красноярского края, стимулируют развитие экономики Сибири. За счет роста темпов погрузки, повышения скорости движения поездов, внедрения информационных технологий снижаютсянакладные расходы грузовладельцев, увеличивается маржа для производителя.
В основевсего этого - реконструкция и обновлениепроизводственнойбазы Красноярскойжелезной дороги (КрасЖД). В 2008 году проведено усиление железнодорожной инфраструктуры на 1 100 км магистрали (это треть от развернутой длины дороги), в том числе реконструировано 140 км верхнего строения пути, уложено 130 км бесстыкового пути, усиленныйи средний ремонт прошел на 270 км магистрали. Сейчас общее количество бесстыковогопути на Красноярской железнойдороге превышает 1 тыс. км (это чуть меньше четверти развернутойдлины).
На КрасЖД построена и успешно функционирует крупнейшая сортировочная станция Красноярск-Восточный , где используются самые современные технологии обслуживания транзитного вагонопотока. Это - одна из лучших "сортировок" на сети Российских железных дорог. Объем переработки достигаетежесуточно 3 тыс. вагонов. Простой вагонов при этом уменьшился за три года с 17 до 11 часов. Ожидается, что чистый доход дороги от эксплуатацииновейших систем автоматизации технологических процессов на сортировочной станции к 2012году достигнет 330млн рублей.
По прогнозам экспертов, через два года грузооборот на линии Междуреченск-Тайшет (Абаканское отделение Красноярской железной дороги) вырастет более чем на 30%. Чтобы справиться с растущими объемами перевозок, дорога уже ведет строительство вторых путей на этом направлении. Сегодня на южном ходу КрасЖД ремонтирует три тоннеля, проложенные через Саянские хребты, и строит два новых. Всего запрошедшие пять лет в обновление и создание тоннелей Красноярской железной дороги инвестированоболее8 млрд рублей. Черезсемь лет реконструкциявсех тоннелей КрасЖД будет полностью завершена.Тогда откроется двупутное движение на сложных узких участках Абаканского отделения.
К 2015 году - началу активного освоения природно-сырьевой и промышленной базы Нижнего Приангарья - на КрасЖД ожидают увеличения грузопотока на направлении Решоты-Карабула , с 5 до 12 млн тонн ежегодно. Пока неэлектрифицированная однопутная ветка не способна справиться с такими объемами. По предварительным оценкам, в модернизацию линии Решоты-Карабула (257 км пути) нужно вложить более 5 млрд рублей. Эта территория малонаселенная -следовательно, потребуется инновационное развитие участка. Впроекте реконструкции предусматривается максимум возможностей для примененияавтоматизированных систем управления движением поездов. На некоторых станциях будет практически с нуля создана железнодорожная инфраструктура.
Значимая строка инвестиционных расходов- модернизация контактной сети и тяговых подстанций КрасЖД: объемы вложений до 2015 года в дорожную энергосистему составят более 17млрд рублей.
Следствием инвестиционного бума вцентральной Сибиристанет существенное увеличение промышленного производства и рост добычи полезных ископаемых. Нельзя не признать, что базой транспортной инфраструктуры в регионах СФО была и остается железная дорога - основной, а в ряде случаев и единственный перевозчик пассажиров и грузов.
В 2007 году Красноярский дорожный филиал РЖД достиг рекордных объемов грузоперевозок за последние 15 лет, превзойдя рубежный для себя показатель в 74 млн тонн. Ежесуточно дорога отправляла потребителям 203 тыс. тонн промышленной продукции. Увеличениек 2006году составило 3,8% (2,7 млн тонн грузов). Прогнозируемый Дорожным центром фирменного транспортного обслуживания Красноярскоймагистрали объем перевозок на 2008 год -не менее 80 млн тонн. Его подтверждает растущий спрос на транспортную услугу.
Стратегическая программа развития транспортной отрасли включает в себя несколько крупных сибирских проектов. Речь идет о строительственовых железнодорожных веток и магистралей, расширении и модернизациидействующихстанций и подъездных путей. Врамках проекта промышленного освоения Нижнего Приангарья на севереКрасноярского края будет построена 40−километровая железнодорожнаялинияКарабула-Ярки, а затем и мостовой переход через Ангару. Также в границах КрасЖД планируется возведение двух крупных железнодорожных линий - Кызыл-Курагино (протяженность - более 450 км) и Северо-Сибирской железной дороги(протяженность - 2 тыс. км). Речь идет о грузообразующих линиях, необходимых для обеспечения новых месторожденийполезныхископаемых и промышленных зон. Президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин назвал СевСиб ключевым проектом Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года в сибирском регионе. "Магистраль, которая пройдет по маршруту Нижневартовск - Белый Яр - Усть-Илимск , будетиграть ключевую роль в обслуживании промышленных предприятий Нижнего Приангарья. Строительство этой линии позволит не только освоить обширные природные запасы Западной и Восточной Сибири, но даст нам возможность разгрузить главный ход и улучшить эксплуатационные условия Транссибирской магистрали. В перспективе мыпланируемиспользовать Транссиб исключительно под пропуск специализированных контейнерныхпоездов и для пассажирского движения", - отметил глава РЖД.
Конечно, новыежелезныедороги имеют социальное значение. В результате строительства магистрали Кызыл-Курагино Республика Тыва впервые получит доступ к железнодорожному транспорту. Дорога будет способствовать экономической интеграции Красноярского края, Тывы, ХакасиииКемеровской области. При этом край и Хакасия будут играть роль поставщиков рудного железа для кузбасского металлургического комплекса, а Тыва закроет потребность в угле: по железной дороге будетвывозитьсяуголь Элегестского месторождения, расположенного там. В результате дотационная территория уже к 2020 году выйдет на бездефицитный бюджет. Пока же освоение этой ресурсной базы невозможно, итолько из-за отсутствия транспортной инфраструктуры.
Сейчас Красноярская железная дорога занимается проработкой еще одного проекта, инициированного нефтяниками. ОАО "НК Роснефть" обратилось к РЖД с просьбой рассмотреть вопрос транспортировки нефти с месторождений Юрубчено-Тохомской зоны (Нижнее Приангарье) посеверной ветке красноярской магистрали (Решоты-Карабула) на Ачинский НПЗ. В 2010 году Роснефть планирует отправлять по железной дороге 400 тыс. тонн сырья, с наращиванием объемов перевозок к 2015 году до 5 млн тонн.
Сложностьвтом, что все крупные инвестиции уже учтены в Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года, и найти дополнительные деньги на новыйприбыльный, но требующий серьезных первоначальных вложений проект теперь непросто. Средства же требуются немалые: надо строить целую станцию, а пока есть только разъезд Кучеткан в 30 км от самой северной точки дороги - станции Карабула. До Кучеткана "Роснефть" планирует протянуть трубу, а оттуда уже везти сырье на переработку в Ачинск. Для этоговКучеткане необходимо построить нефтеналивной терминал и пропарочно-промывочную станцию для подготовки цистерн к наливу. Понадобится и дополнительное развитие Ачинского железнодорожного узла. Согласно техническим условиям РЖД, в реализацию этогопроекта нефтяная компания должна вложить 2,2 млрд рублей.
Железнодорожники не отрицают, что весьма заинтересованы в нем. Но уверены, что и здесь должен быть применен механизм государственно-частного партнерства. "Разрабатывая собственные программы по освоению новых месторождений и промышленныхзон, компании должны предусматривать и транспортную составляющую", - говорят на КрасЖД.
Экономические амбиции Красноярского края, огромныевозможности развития промышленной индустрии и связанные с ними планы по реализации крупномасштабных инвестиционных проектов напрямую затрагивают интересы Красноярской железной дороги. Здесь ждут новых объемов перевозок и готовятся к ним. "Сегодня, когда страна на подъеме, когда деньги в казне есть, недальновидно было бы экономить настроительстве новых дороги обновлениисуществующей транспортной инфраструктуры. Ведь в нашей стране где железная дорога, там жизнь", - уверен начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт.