Виктор Тамаров: "Наше глобальное преимущество состоит в том, чтомы строим объекты именно там, где нужно городу и инвесторам, и в сроки, которые им необходимы"
Доминирующий фактор для города, и соответственно для нашей компании, - надежность энергоснабжения"" />
Виктор Тамаров: "Доминирующий фактор для города, и соответственно для нашей компании, - надежность энергоснабжения"
В 2008 году электроэнергетическая инфраструктура Петербурга пополнилась тремя новыми и двумя реконструированными подстанциями 110/10 кВ. Это результат активногоучастия в реализации программы модернизации городской электроэнергетики ОАО "Санкт-Петербургские электрические сети" (СПбЭС). Инжиниринговая компания, созданная администрацией города для управления и развития электросетевого имущества Санкт-Петербурга и последовательно расширяющая масштабы своей деятельности, стала заметным участникомрынка. Выполненная в нынешнем году СПбЭС программа строительства и реконструкции объектов электроэнергетики превысила 6 млрд рублей, в 2009 году она составит около 13 млрд рублей (бюджетных и частных средств), в целом женамеченная напериод до 2015 года инвестиционная программа оценивается сегодня в 52,5 млрд рублей.
О взаимодействии компании с городом иинвесторами, исполнении намеченных планов и о значительном увеличении инвестиционной программы обозревателю "Эксперта С-З" рассказывает заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО "Санкт-Петербургские электрические сети" Виктор Тамаров.
Приоритет предсказуемости
- Как обстоит дело с исполнением СПбЭС программы развития электроэнергетики, предусмотренной соглашением Чубайса - Матвиенко?
- В сфере ответственности СПбЭС по этому соглашению оказались четыре зоны вокруг подстанций 110/10 кВ, строящихся за счет бюджета Санкт-Петербурга. В этих зонах помимо строительства под ключ подстанций мы комплексно развиваем необходимую распределительную сеть. Введены уже четыре новых подстанции 110/10 кВ, строительство которых финансировалось из городскогобюджета. Остальные включенные в программу подстанции (всего их 11) строятся за счет частных средств, тоесть платы за технологическое присоединение, которую мы собираем с заявителей-абонентов. Наша инвестпрограмма, вошедшая в соглашение Чубайса - Матвиенко, сформирована на основе, во-первых , заявок города, учитывающих потребности в электроснабжении стратегически значимых зон развития (в том числе территорий, выставляемых на торги), а во-вторых , запросов широкогокругачастныхинвесторов.
Однако, еще до кризиса проанализировав заявкина технологические присоединения и поработав с потенциальными заявителями, мы пришли к выводу, что программа недостаточна. Поэтому в августе утверждена Перспективная программаразвития СПбЭС на 2008−2015 годы, предусматривающая строительство 22 подстанций (включая семь бюджетных), а также реконструкцию с увеличением мощности четырех подстанций. В настоящее время объем инвестиций по этой программе оценивается в 52,5 млрд рублей, из которых 42,6 млрд составятсредства СПбЭС.
- В результате корректировки программы изменились ли приоритеты, связанные с планами развития электроэнергетической инфраструктуры?
- Принципиально - нет, речь идет прежде всего об увеличении масштабовдеятельности, востребованной как городом, так и частными инвесторами. Город изначально позиционировал СПбЭС как инжиниринговую компанию, уполномоченную создавать инфраструктуру - для электросетей - на территориях, где планируется стратегически значимое развитие. В качестве ОАО, 100% акций которого находится в собственности Петербурга, мы имеем право получать и осваивать бюджетные субсидии (в отличие от ОАО "Ленэнерго", хотя город и приобрел в компании блокирующий пакет). И, с позиции администрации Петербурга, наше глобальноепреимущество состоит в том, чтомы строим объекты именно там, где нужно городу и городским инвесторам, и в сроки, которые им необходимы.
Финансированиебюджетной составляющей нашей инвестпрограммы определено в бюджете города на трехлетнюю перспективу. В 2007 году на наши объекты выделялось 1,5 млрд рублей, в нынешнем - 3,5 млрд, в следующем году финансирование достигнет 6,5 млрд. Впрочем, в дальнейшем, очевидно, бюджетные средства настроительство подстанций выделяться не будут. Если же говорить о сегодняшних приоритетах, то бюджет финансирует строительство главным образом тех подстанций, которые из-за дороговизны не могут окупаться за счетплаты за присоединение.
В частности, введенные подстанции "Шушары" и "Тойота" решают задачу электроснабжения территории, где строятся предприятия автопрома, в следующем году будет сдана подстанция "Ниссан" в зоне "Каменка". В начале декабря в Красносельском районе запущена подстанция"369А", ориентированная в первуюочередь на проект "Балтийская жемчужина", а также подстанция "Петродворец", необходимая для энергоснабжения особой экономической зоны"Нойдорф". Мощную подстанцию "Крестовская" город строит для развития Крестовского острова - она будет обеспечивать также потребности нового футбольного стадиона. В 2010году планируется ввод подстанции "Коллонтай" - источника энергоснабжения, в частности, технопарка, создающегося на базе Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций и связи им. Бонч-Бруевича.
Наконец, особый приоритет - подстанции, обеспечивающие надежное энергоснабжение центра города. Помимо запущенной еще в прошлом году 40−А на Рижском проспекте СПбЭС ведет строительство еще двух подстанций, вводимых в 2009 и 2010 годах, - 109−А (во дворе РГПУ им. Герцена) и 101−А (на улице Чайковского, во дворе военногоучилища).
Алгоритм взаимопонимания
- Как выстраивается схема взаимоотношений СПбЭС с бизнесом, заинтересованным в строительстве подстанций?
- Инвестор, особенно крупный, сначала приходит в город и обговаривает в целом механизмы взаимоотношений со всеми городскими партнерами. И обычно город закрепляет ответственность за энергоснабжение стратегически значимых инвестиционных проектов за компанией СПбЭС, которой управляет на 100% и в надежности которой не сомневается. Затем мы уже предметно обсуждаем с инвестором, какой объем мощности ему необходим, в какие сроки, и обозначаем, во сколькоэто обойдется в конкретной зоне. Понятно, что на этапе проектно-изыскательских работ нетребуется много денег. Но затеммы начинаем вкладываться в оборудование, в материалы, привлекаем строительно-монтажные организации, авансируя их работу. Мы подробно расписываем это инвестору и согласуем график платежей, стремясь по возможности идти ему навстречу. Разумеется, у нас должны быть средства, достаточныедля ведения строительства, но при этом срокирасчетов мы отодвигаем ближе к завершению проекта, когда инвесторы начинают уже что-то продавать и у них появляются дополнительные деньги.
Однако мы всегда занимаем жесткую позицию, когда инвесторы выражают желание самостоятельно заняться строительством энергообъектов. У города в настоящее время выработаны четкие и стандартные требования, как должна выглядеть подстанция снаружи и из чего состоятьизнутри, то же самое относится к распределительным сетям. Доминирующимфактором для города и, соответственно, для нас является надежность энергоснабжения. Если же инвестор строит непрофильный для себя объект, к тому же понимая, что затем он передаст его в собственность города, то появляетсясильныйсоблазн сделать как можно дешевле, как-то сэкономить накачестве оборудования и работ...
- В какой мере финансовый кризис отразился на исполнении вашей инвестпрограммы?
- С бюджетным финансированием у нас все стабильно - в лице города мы имеем надежного партнера, четко соблюдающего обязательства. Что же касается инвесторов, то мы сейчас постоянно приглашаем их для бесед, чтобы уяснить, насколько хорошиу них дела, готовы ли они идти по ранее подписанным договорам присоединения, планируют ли замораживать проекты и т.д. В принципе, особых сложностей нет.
Во-первых , наша задача - финансировать те стройки, которые уже начаты и которые нельзя завершить или заморозить. А во-вторых , необходимо четко понять, укого из инвесторов переносятся сроки их проектов, и, соответственно, скорректировать графики наших работ. Все это делается совершенно спокойно, в "ручном" режиме. Благодаря индивидуальному подходу можно выйти из различных ситуаций. Допустим, в одной территориальной зоне при строительстве подстанции связаны друг с другом четверо инвесторов: трое "дышат" нормально, а у четвертого - проблемы. И одно из возможныхрешений - трое договариваются с четвертым и разбирают его мощность, чтобы не сорвались сроки реализации вообще всех проектов...
В здравом духе
- Какие проблемы возникают сейчас во взаимоотношениях с поставщиками оборудования, проектировщиками и т.д.?
- На сегодня нет проблем с заказом оборудования (причем благодаря размещению в России производств ведущих зарубежных компаний уровень нашей локализации стремится к 100%). За исключением разве что сроков. И, конечно, определенные сложности вызывает то, что сейчас все поставщики электрооборудования работают только по стопроцентной предоплате - они "отжали" себе это условие на волне бума развития энергетики и пока не намерены отказываться. Мы же вынуждены проецировать этот фактор на наших клиентов - потребителей, ведь нам приходится сразу вкладывать большие деньги в комплект оборудования, которое еще через полгода поступит и начнет монтироваться.
Проектныемощности по-прежнемувдефиците, но постепенно ситуация исправляется. Многие крупные подрядчики, специализирующиеся на строительно-монтажныхработах, замучившись работать с внешними организациями, стали развивать собственные проектные подразделения. Это оправданно и с тойточки зрения, что "чужой"проектировщик не всегда прислушивается к мнению подрядчика, хотя зачастую его практический опыт подсказывает более правильные технические решения.
- Возможна ли экономия средств и времени, если использовать типовые проекты подстанций?
- Не всегда, к сожалению. Типовой проект имеет право на жизнь, когда мы строимподстанцию, условно говоря, в чистом поле, и у нас нет ограничений по конфигурации земельного участка итрассам приходящих и отходящих линий. Но не может быть речи о типовом проекте в такой ситуации, как, например, при строительстве подстанции 109−А во дворе Университета им. Герцена. Там не развернуться, исложно определиться, ставить ли трансформаторы рядом илиразмещатьих друг над другом...
Замечу, что в 2009 году мы планируем приобрести несколько мобильных модульных подстанций компании "А.Д.Д.". Эта инновационная разработка, успешный опыт применения которой уже есть в Петербурге, позволяет оперативно увеличивать мощности действующих подстанций, особенно во время их реконструкции, повышая надежность энергоснабжения, ускоренными темпами решать вопросы присоединения потребителей в условиях дефицита мощностей и т.д. Мобильные подстанции "А.Д.Д.", имеющие трансформаторы мощностью 25 МВА, компактны, удобны при установке и эксплуатации (так, они рассчитаны на два вида выходного напряжения - 6 и 10кВ).
- Сколько времени уходит сейчас на строительство подстанций?
- Нормальный цикл должен быть, конечно, не менее двух лет. Но в последние несколько лет мы живем в условиях, когда не можемсебе этого позволить. Обычно мы работаем "с колес", накладывая строительно-монтажные работы на проектирование, и, не дожидаясь финальной сдачи проекта, заказываем оборудование. Такая горячка чревата дополнительными расходами, необходимостью переделывать, дозаказывать оборудование и т.д. Вынужденный рекорд "Ленэнерго" - срок строительства подстанций "Лахта" и "Стрельна" ужали до года, но при этом вторуюподстанцию после разрезания ленточки пришлось дорабатывать... Надеюсь, со следующего года ситуация все-таки выправится. По крайней мере СПбЭС по всем объектам будет сначала вести проектирование, а затемприступать к строительно-монтажным работам. Пора заканчиватьзаниматься выполнением пятилеток за три года.