Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Сетевой агент

Виктор Тамаров: "Наше глобальное преимущество состоит в том, что мы строим объекты именно там, где нужно городу и инвесторам, и в сроки, которые им необходимы"

Виктор Тамаров: <noindex>Доминирующий фактор для города, и соответственно для нашей компании, - надежность энергоснабжения"" />

Виктор Тамаров: "Доминирующий фактор для города, и соответственно для нашей компании, - надежность энергоснабжения"

В 2008 году электроэнергетическая инфраструктура Петербурга пополнилась тремя новыми и двумя реконструированными подстанциями 110/10 кВ. Это результат активного участия в реализации программы модернизации городской электроэнергетики ОАО "Санкт-Петербургские электрические сети" (СПбЭС). Инжиниринговая компания, созданная администрацией города для управления и развития электросетевого имущества Санкт-Петербурга и последовательно расширяющая масштабы своей деятельности, стала заметным участником рынка. Выполненная в нынешнем году СПбЭС программа строительства и реконструкции объектов электроэнергетики превысила 6 млрд рублей, в 2009 году она составит около 13 млрд рублей (бюджетных и частных средств), в целом же намеченная на период до 2015 года инвестиционная программа оценивается сегодня в 52,5 млрд рублей.

О взаимодействии компании с городом и инвесторами, исполнении намеченных планов и о значительном увеличении инвестиционной программы обозревателю "Эксперта С-З" рассказывает заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО "Санкт-Петербургские электрические сети" Виктор Тамаров.

Приоритет предсказуемости

- Как обстоит дело с исполнением СПбЭС программы развития электроэнергетики, предусмотренной соглашением Чубайса - Матвиенко?

- В сфере ответственности СПбЭС по этому соглашению оказались четыре зоны вокруг подстанций 110/10 кВ, строящихся за счет бюджета Санкт-Петербурга. В этих зонах помимо строительства под ключ подстанций мы комплексно развиваем необходимую распределительную сеть. Введены уже четыре новых подстанции 110/10 кВ, строительство которых финансировалось из городского бюджета. Остальные включенные в программу подстанции (всего их 11) строятся за счет частных средств, то есть платы за технологическое присоединение, которую мы собираем с заявителей-абонентов. Наша инвестпрограмма, вошедшая в соглашение Чубайса - Матвиенко, сформирована на основе, во-первых , заявок города, учитывающих потребности в электроснабжении стратегически значимых зон развития (в том числе территорий, выставляемых на торги), а во-вторых , запросов широкого круга частных инвесторов.

Однако, еще до кризиса проанализировав заявки на технологические присоединения и поработав с потенциальными заявителями, мы пришли к выводу, что программа недостаточна. Поэтому в августе утверждена Перспективная программа развития СПбЭС на 2008&minus;2015 годы, предусматривающая строительство 22 подстанций (включая семь бюджетных), а также реконструкцию с увеличением мощности четырех подстанций. В настоящее время объем инвестиций по этой программе оценивается в 52,5 млрд рублей, из которых 42,6 млрд составят средства СПбЭС.

- В результате корректировки программы изменились ли приоритеты, связанные с планами развития электроэнергетической инфраструктуры?

- Принципиально - нет, речь идет прежде всего об увеличении масштабов деятельности, востребованной как городом, так и частными инвесторами. Город изначально позиционировал СПбЭС как инжиниринговую компанию, уполномоченную создавать инфраструктуру - для электросетей - на территориях, где планируется стратегически значимое развитие. В качестве ОАО, 100% акций которого находится в собственности Петербурга, мы имеем право получать и осваивать бюджетные субсидии (в отличие от ОАО "Ленэнерго", хотя город и приобрел в компании блокирующий пакет). И, с позиции администрации Петербурга, наше глобальное преимущество состоит в том, что мы строим объекты именно там, где нужно городу и городским инвесторам, и в сроки, которые им необходимы.

Финансирование бюджетной составляющей нашей инвестпрограммы определено в бюджете города на трехлетнюю перспективу. В 2007 году на наши объекты выделялось 1,5 млрд рублей, в нынешнем - 3,5 млрд, в следующем году финансирование достигнет 6,5 млрд. Впрочем, в дальнейшем, очевидно, бюджетные средства на строительство подстанций выделяться не будут. Если же говорить о сегодняшних приоритетах, то бюджет финансирует строительство главным образом тех подстанций, которые из-за дороговизны не могут окупаться за счет платы за присоединение.

В частности, введенные подстанции "Шушары" и "Тойота" решают задачу электроснабжения территории, где строятся предприятия автопрома, в следующем году будет сдана подстанция "Ниссан" в зоне "Каменка". В начале декабря в Красносельском районе запущена подстанция "369А", ориентированная в первую очередь на проект "Балтийская жемчужина", а также подстанция "Петродворец", необходимая для энергоснабжения особой экономической зоны "Нойдорф". Мощную подстанцию "Крестовская" город строит для развития Крестовского острова - она будет обеспечивать также потребности нового футбольного стадиона. В 2010 году планируется ввод подстанции "Коллонтай" - источника энергоснабжения, в частности, технопарка, создающегося на базе Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций и связи им. Бонч-Бруевича.

Наконец, особый приоритет - подстанции, обеспечивающие надежное энергоснабжение центра города. Помимо запущенной еще в прошлом году 40&minus;А на Рижском проспекте СПбЭС ведет строительство еще двух подстанций, вводимых в 2009 и 2010 годах, - 109&minus;А (во дворе РГПУ им. Герцена) и 101&minus;А (на улице Чайковского, во дворе военного училища).

Алгоритм взаимопонимания

- Как выстраивается схема взаимоотношений СПбЭС с бизнесом, заинтересованным в строительстве подстанций?

- Инвестор, особенно крупный, сначала приходит в город и обговаривает в целом механизмы взаимоотношений со всеми городскими партнерами. И обычно город закрепляет ответственность за энергоснабжение стратегически значимых инвестиционных проектов за компанией СПбЭС, которой управляет на 100% и в надежности которой не сомневается. Затем мы уже предметно обсуждаем с инвестором, какой объем мощности ему необходим, в какие сроки, и обозначаем, во сколько это обойдется в конкретной зоне. Понятно, что на этапе проектно-изыскательских работ не требуется много денег. Но затем мы начинаем вкладываться в оборудование, в материалы, привлекаем строительно-монтажные организации, авансируя их работу. Мы подробно расписываем это инвестору и согласуем график платежей, стремясь по возможности идти ему навстречу. Разумеется, у нас должны быть средства, достаточные для ведения строительства, но при этом сроки расчетов мы отодвигаем ближе к завершению проекта, когда инвесторы начинают уже что-то продавать и у них появляются дополнительные деньги.

Однако мы всегда занимаем жесткую позицию, когда инвесторы выражают желание самостоятельно заняться строительством энергообъектов. У города в настоящее время выработаны четкие и стандартные требования, как должна выглядеть подстанция снаружи и из чего состоять изнутри, то же самое относится к распределительным сетям. Доминирующим фактором для города и, соответственно, для нас является надежность энергоснабжения. Если же инвестор строит непрофильный для себя объект, к тому же понимая, что затем он передаст его в собственность города, то появляется сильный соблазн сделать как можно дешевле, как-то сэкономить на качестве оборудования и работ...

- В какой мере финансовый кризис отразился на исполнении вашей инвестпрограммы?

- С бюджетным финансированием у нас все стабильно - в лице города мы имеем надежного партнера, четко соблюдающего обязательства. Что же касается инвесторов, то мы сейчас постоянно приглашаем их для бесед, чтобы уяснить, насколько хороши у них дела, готовы ли они идти по ранее подписанным договорам присоединения, планируют ли замораживать проекты и т.д. В принципе, особых сложностей нет.

Во-первых , наша задача - финансировать те стройки, которые уже начаты и которые нельзя завершить или заморозить. А во-вторых , необходимо четко понять, у кого из инвесторов переносятся сроки их проектов, и, соответственно, скорректировать графики наших работ. Все это делается совершенно спокойно, в "ручном" режиме. Благодаря индивидуальному подходу можно выйти из различных ситуаций. Допустим, в одной территориальной зоне при строительстве подстанции связаны друг с другом четверо инвесторов: трое "дышат" нормально, а у четвертого - проблемы. И одно из возможных решений - трое договариваются с четвертым и разбирают его мощность, чтобы не сорвались сроки реализации вообще всех проектов...

В здравом духе

- Какие проблемы возникают сейчас во взаимоотношениях с поставщиками оборудования, проектировщиками и т.д.?

- На сегодня нет проблем с заказом оборудования (причем благодаря размещению в России производств ведущих зарубежных компаний уровень нашей локализации стремится к 100%). За исключением разве что сроков. И, конечно, определенные сложности вызывает то, что сейчас все поставщики электрооборудования работают только по стопроцентной предоплате - они "отжали" себе это условие на волне бума развития энергетики и пока не намерены отказываться. Мы же вынуждены проецировать этот фактор на наших клиентов - потребителей, ведь нам приходится сразу вкладывать большие деньги в комплект оборудования, которое еще через полгода поступит и начнет монтироваться.

Проектные мощности по-прежнему в дефиците, но постепенно ситуация исправляется. Многие крупные подрядчики, специализирующиеся на строительно-монтажных работах, замучившись работать с внешними организациями, стали развивать собственные проектные подразделения. Это оправданно и с той точки зрения, что "чужой" проектировщик не всегда прислушивается к мнению подрядчика, хотя зачастую его практический опыт подсказывает более правильные технические решения.

- Возможна ли экономия средств и времени, если использовать типовые проекты подстанций?

- Не всегда, к сожалению. Типовой проект имеет право на жизнь, когда мы строим подстанцию, условно говоря, в чистом поле, и у нас нет ограничений по конфигурации земельного участка и трассам приходящих и отходящих линий. Но не может быть речи о типовом проекте в такой ситуации, как, например, при строительстве подстанции 109&minus;А во дворе Университета им. Герцена. Там не развернуться, и сложно определиться, ставить ли трансформаторы рядом или размещать их друг над другом...

Замечу, что в 2009 году мы планируем приобрести несколько мобильных модульных подстанций компании "А.Д.Д.". Эта инновационная разработка, успешный опыт применения которой уже есть в Петербурге, позволяет оперативно увеличивать мощности действующих подстанций, особенно во время их реконструкции, повышая надежность энергоснабжения, ускоренными темпами решать вопросы присоединения потребителей в условиях дефицита мощностей и т.д. Мобильные подстанции "А.Д.Д.", имеющие трансформаторы мощностью 25 МВА, компактны, удобны при установке и эксплуатации (так, они рассчитаны на два вида выходного напряжения - 6 и 10 кВ).

- Сколько времени уходит сейчас на строительство подстанций?

- Нормальный цикл должен быть, конечно, не менее двух лет. Но в последние несколько лет мы живем в условиях, когда не можем себе этого позволить. Обычно мы работаем "с колес", накладывая строительно-монтажные работы на проектирование, и, не дожидаясь финальной сдачи проекта, заказываем оборудование. Такая горячка чревата дополнительными расходами, необходимостью переделывать, дозаказывать оборудование и т.д. Вынужденный рекорд "Ленэнерго" - срок строительства подстанций "Лахта" итрельна" ужали до года, но при этом вторую подстанцию после разрезания ленточки пришлось дорабатывать... Надеюсь, со следующего года ситуация все-таки выправится. По крайней мере СПбЭС по всем объектам будет сначала вести проектирование, а затем приступать к строительноонтажным работам. Пора заканчивать заниматься выполнением пятилеток за три года.

Санкт-Петербург

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |