Секрет любви: эстонцы торгуют петербургским мороженым: конфликты и скандалы в экономике Петербурга
Конфликты и скандалы в петербургской экономике глазами СМИ. 3 -10 ноября 2008 года.
Еда под вопросом
У господствующих в Петербурге торговых сетей и их поставщиков начался период перезаключения договоров о поставках на 2009 год. Городские медиа ожидают, что переговоры будутжесткими, и уже назвалиих войной нервов.
"ДеловойПетербург" сообщил, что "в этом году в условиях проблем с ликвидностью переговоры обещают быть особенно жесткими. Основнойпредметспора - время отсрочки платежа за товар. Сети, имеющие высокую долговую нагрузку, не могут получить кредиты на приемлемых условиях в банках, поэтому деньгипоставщиков являются для нихсвоего родакредитом, причембесплатным. Аналитики отмечают, что сети будут наиболее сговорчивы с компаниями, поставляющими продукты "базовой корзины" (хлеб, молоко и др.). По мнению аналитика банка "КИТ Финанс" Натальи Колупаевой, с производителями товаров премиального сегмента и товаров с длительной оборачиваемостью (алкоголь, конфеты) сети церемониться не будут, тем более что по этим товарам ожидается падение спроса.
Президент ХК "Невские сыры" Альберт Суфияров сообщил, что он еще не заключил договор на 2009 год, но уже сейчас пытается сократить время отсрочкиплатежа с трех недель до одной.
"И до кризиса сети допускали просрочки, но теперь они чрезмерно затягивают с оплатой", - говорит руководитель ЗАО "Русская рыбная компания СПб" Марина Мигулина. Генеральный директор ХК "Петрохлеб" Валентин Иванов отмечает, что в этом году отсрочка по хлебу составляет 30 дней, на хлебобулочные изделия - 45-60 дней и сократить ее не удается.
Поставщики не готовы поставлятьпродукцию с еще большей отсрочкой. Им тоже нужны деньги для развития. Пословам поставщиков, среди food-ретейлеров в Петербурге наиболее дисциплинированными по оплате товара называют "О'Кей", "Дикси" и "Полушку", все остальные задерживают оплату товара в среднем на 20 дней. Так, уже более 10 компаний подали иски на "Ленту" из-за нарушения графика оплаты" (07.11).
Суть претензий конкретизировали "Ведомости". "Поставщики направили в адрес сети гипермаркетов "Лента"11 исков за два месяца, сообщили в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти. Основная причина обращения в суд - задержка оплаты товара. "Лента" без предупреждения задерживала платежи до 90 дней, хотя обычные отсрочки платежейв сетях - 45-60 дней, говорит президентТПГ "Кристалл" Сергей Зивенко. Сумма претензий ТПГ - около 7 млн руб., добавляет он.
"Игристые вина" требуют от "Ленты" примерно 6 млн. руб., рассказалруководитель юридической службы этой компании Алексей Нагорнов. По его словам, договор с "Лентой" был расторгнут по двум позициям еще в прошломгоду. Из-за остановок поставок "Лента" направила в адрес "Игристых вин" встречный иск примерно на 6 млн. руб.
Гендиректор ТД "Вологодские продукты" Юрий Вахрамеев рассказал, что подал иск к "Ленте" примерно на 1 млн. руб. Сеть задержала платеж на двамесяца сверх обычных сроков, объясняет он. "Севзапрегионсоль" требует у "Ленты" выплатить около 500 000 руб., рассказал гендиректор компании Владимир Левин. Срок неуплаты превысил оговоренную отсрочку на два месяца, возмущается он. Задолженность перед "Графт трейдинг" - около 300 000 руб., а просрочка - 281 день, сообщил Петр Хлебников, руководитель юридической службы компании. Все эти компании прекратили отношения с "Лентой". Аналогичныхпретензийкдругимсетям у них нет".
ДОСЬЕ ИА REGNUM
Сеть гипермаркетов "Лента" Основана в 1993 г. Более 30 магазинов, из них 14 - в Петербурге. Основные бенефициары - Олег Жеребцов(около 35%) и Август Мейер (около 36%), около 11% принадлежит ЕБРР. Выручка в 2007 году - $1,56 млрд (по даннымкомпании).
"Найти виноватого в таких спорах достаточно легко, в договорах четко прописываются длительностьотсрочки и условия прекращения поставок, говорит партнерюрфирмы "Дювернуа лигал" Дмитрий Иванов. "Иногда поставщики сознательно идут на нарушение, чтобы насолить сети, которая задерживает оплату. Сети, в свою очередь, нередко нарушают условия договоровс поставщиками, потому что, как крупныйзакупщик, могут восполнить товарный запас у другой компании", - отмечает юрист. Гендиректор консалтинговой компании "Торговые решения" Алексей Крамарев говорит, что отношениесетей к поставщикам часто меняется в зависимости от размера последних: "Очень крупнымклиентам сети предпочитают платить вовремя, а совсем небольших производителей и оптовиков всегда готовы поменять".
С наступлением финансового кризиса спорных ситуаций становится больше, говорит топ-менеджер одного из ритейлеров. Сети гасят долги банкам из оборотных средств, которые раньшешли на выплаты поставщикам, объясняет он. Конфликтные ситуации между ритейлерами и поставщикамискоро станут массовыми, согласен Крамарев. Многие сети формировали товарныйзапас еще до кризиса в расчете на рост потребления. Если произойдет спад, у сетей будет недостаточносредств, чтобырасплатиться с поставщиками, говорит эксперт" (05.11).
Молоко с отсрочкой "Юнимилк" обратился к производителям молока Петербурга и Ленобласти с предложением увеличить срок оплаты за поставку продукции практически в два раза. В компании увеличение рассрочки считают вынужденной мерой, связаннойс возросшей стоимостью использования финансовых инструментов. Следом за поставщиками, "Юнимилк" намерен пересмотреть условия работы и с торговыми сетями, потребовав от них сокращения срокарасплаты запоставленную продукцию.
По словам главы Ассоциации производителей молока Санкт-Петербурга и Ленинградской области Бориса Речкина, основноенарекание представителей сообщества вызвало то, что решение было принято в одностороннем порядке: "Пока ситуация не критична, нобеспокоит то, что уже стало общим местом принимать дополнительные соглашения, регламентирующие условия работы, в одностороннем порядке, просто уведомляя поставщиков". По его словам, раньше рассрочка составляла 5-10 дней, а теперь речь идет о 15 сутках. Попрогнозам господина Речкина, в связи с ужесточениемусловийработы с переработчиками, производители молока могут уже в следующем году повысить цены с 12-13 рублей до 15-17 рублей за литр. "Но мы понимаем, что повышать цены до бесконечности нельзя, государству необходимо предпринимать какие-то меры, поскольку кредиты по программе 'Развитие АПК' сейчасстали для многих предприятий неподъемными и отрасль ждеткризис", - заявил господинРечкин" ("Коммерсант", 07.11).
"Эксперты считают, что корректировка условий работы не влечет засобой серьезного риска потерять поставщиков. "Судя по тому, что осенний сезон был ознаменован высоким ростом цен на молоко в рознице - порядка 20-30%, а закупочные цены на молоко не увеличились, значит, конкуренция средипоставщиков высока и они будут вынуждены пойти на некоторые уступки", -считает аналитик УК "Финам менеджмент" Максим Клягин. Кроме того, по мнению аналитика, у "Юнимилк" есть хорошие шансыпровестипереговоры об уменьшении срока рассрочки с торговыми сетями на взаимовыгодных условиях. "В концепрошлого года Х5 Retail Group подписала большой пакетный договор, регламентирующий общие условия сотрудничества по всем регионам, хотя ранее у Х5 были претензии, грозящие "Юнимилку" последствиямивплоть для исключения из матрицы в некоторых регионах"("РБКdaily", 07.11).
На обще-пессимистическом кризисном фоне неожиданной стала новость о развитии инвестиционной программы одного из петербургских молокопроизводителей: "Хладокомбинат 1 раскрыл подробности инвестпрограммы, реализуемой с момента его приобретения эстонским холдингом Premia Tallinna Kulmhoone. Компанияначала развитие собственной розницы и закупила новое оборудование. Однако участники рынка считают, что только этих мер недостаточно".
ДОСЬЕ ИА REGNUM
Хладокомбинат 1 - старейший в России производитель мороженого. Принадлежит эстонскому производителю мороженого и замороженных продуктов Premia Tallinna Kulmhoone, владелец которого - американский фонд Amber Trust II S.C.A. Годовая мощность Хладокомбината 1 составляет около 7 тыс. т мороженого, кроме того, в активах компании распределительные холодильники, рассчитанные на единовременное хранение 25 тыс. т. Объем продаж в 2007 году составил 284 млн. руб. Наиболее известные торговыемарки: "Сахарнаятрубочка", "Балтийское" и пр.
"Веснойэтого года, когда Premia Tallinna Kulmhooneзавершилсделку по приобретению Хладокомбината 1, сообщалось, что предприятие убыточнои его доля на рынке падает. В настоящее время сокращение доли продолжается, но его темпы существенно замедлились. По данным "Бизнес Аналитики", по итогам восьми месяцев 2008 года доля Хладокомбината 1 на рынке Петербурга составила15%, что на 1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Производитель является третьим игроком на рынке мороженого Петербурга, лидером остается "Петрохолод" (27%), на втором месте - "Талосто" (18%).
Как рассказаливХладокомбинате1, компания приобрела тысячу морозильных прилавков, объеминвестиций в которые, по экспертным оценкам, составляет 1-2 млн евро. В настоящее время производительуже довел число собственных уличных розничных точеккомпаниидо 350, а оптовые продажи и работа с сетями были выделены в отдельные структурные подразделения. При этом в компании подчеркнули, что основным каналом сбытаостаются сети.
По мнению участников рынка, создание собственной розничной сетине всегдапозитивно отражается на развитиикомпании. "У нас тоже была собственная розничная сеть на 150 точек, но мы ее продали, - рассказывает глава "Петрохолода" Бадри Какабадзе. - Открытие одного ларька по продаже мороженого требует такого же количества согласований, как и строительство гипермаркета, а также требует массу других ресурсов". Тем не менееаналитики отмечают, что большинство крупных игроков все же предпочитают развивать свою розничную сеть, так как, несмотря на рост затрат, этот подход позволяет в перспективе не только увеличить объем реализации, ноиза счет сокращения посреднической цепочки в лице сторонних дистрибьюторов улучшить показатели рентабельности" ("РБК daily", 06.11).
Не было бы счастья, да кризис помог
Смольный определился с планами выкупа "первичной" недвижимости у застройщиков, которыеиспытывают сейчаспроблемы с наличными деньгами. Бюджет города на паях с федерацией выделит в 2009 году около12 миллиардоврублей наприобретение квартир для ветеранови жителей аварийного фонда. Риэлтеры полагают, что такие же антикризисные меры впору вводить для программырасселения коммуналок - она на грани срыва.
"Ведомости" информируют: "На покупку жилья для ветеранов городская администрация планирует потратить 9 млрд руб., еще около 3,1 млрд руб. городской бюджет пополам с федеральнымвложит в приобретение квартир для расселения аварийного и ветхого фонда, сообщил вчера председатель КУГИ Игорь Метельский. Покупатьквартиры город будет через Фондимущества поконкурсу. По словам Метельского, ветеранам нужны однокомнатные квартиры небольшой площади, которые пользуются повышенным спросомна рынке, а для расселения понадобятся двух- и трехкомнатные" (06.11).
ДОСЬЕ ИА REGNUM
Власти Петербурга объявили о том, что по приемлемым ценам выкупят квартиры у застройщиков, дабы помочь тем из них, кто попал в "финансовую яму", в октябре. Квартиры на первичном рынкеприобретаются за казенный счет, для реализации бюджетныхпрограмм содействия улучшению жилищных условий различным очередникам и льготникам.
Прежде Петербург также покупал квартиры в социальных целях, но изредка и в гораздо меньших масштабах. Так, с декабря 2005-го по июнь 2006 года Фонд имущества приобрел 822 квартиры для расселения домов, попадающих в санитарно-защитную зону КАД, в федеральном бюджете на эти цели было заложено 1,75 млрд рублей. В 2007 году за городской счет (880 млн. рублей) были куплены 230 квартир, в 2008-м - еще 69 квартир.
На данном этапе строителям предложено подготовить список из 4000готовых и строящихсяоднокомнатных квартир общей площадью до 40 кв. м и сроком сдачи до декабря 2009 года. Конкурс должен состояться до конца 2008-гоили в начале следующего года. В зависимости от состояниярынка - в случае, если он будет "падать", Смольныйзаинтересован оттянуть тендер и купить квартиры по более низкой цене.
Вопрос со стоимостью обсуждается отдельно. По расчетам чиновников, она должна составлять 45-55 тысяч за квадратный метр, что, по официальной версии, близко к себестоимости бюджетного жилья. Суммавыглядит не великой на фоне рыночных цифр. "Ведомости" подсчитывают: "По данным "Петербургской недвижимости", 1 кв. м типового жилья в новостройках в сентябре стоил 83 600 руб. По данным АРИН, стоимость 1 кв. м в доме экономкласса в конце сентября была 73 758 руб., рост за первыедве недели октября составил 6%" (06.11).
По версии еженедельника "Недвижимость и строительство Петербурга" такая цена, действительно, выглядит маловероятной. Не все строители согласятся на такое условие. Хотя находятся и такие: "Цена, сформированная как себестоимость плюс 5-10%, - вполне приемлемое предложение, на начальных этапах строительства практически все так и продают, - утверждает и.о. начальника рекламного отдела компании "Приморский маяк" Андрей Корнеев. - У нас есть квартиры, отвечающие требованиям города, например, в комплексе "Ленинградская симфония" часть жилья еще не выставляласьна продажу" (10.11).
Другое мнение: "Существенный вопрос - схема финансирования, - говорит заместитель генерального директора и руководитель отдела продаж компании "ЛенРусСтрой" Максим Жабин... Если эти объекты будут финансироваться на условиях 80% при заключении контракта и 20% по факту сдачи, то такие проекты вполне реальны" ("Недвижимость и строительство Петербурга", 10.11).
Надежды ветеранов и очередников могутнатолкнуться и на другое препятствие. "Далеко не факт, что у городских застройщиков найдется столько квартир", - констатирует еженедельник (10.11). "Впервуюочередь, город будет приобретать квартиры, оформленныезастройщиками в собственность. Во вторую - по договорам долевого участия, - полагает генеральный директор ЗАО "Ленстрой-трест" Александр Лелин. - По нашим данным, таких квартир не очень много" (10.11).
Тем не менее, "Недвижимость и строительство Петербурга" приходит к оптимистическому выводу - тендер "выгоденобеимсторонам: чиновники получают квартиры по выгодным ценам, застройщики - крупный заказ и дефицитную сегодня наличность" (10.11).
Риэлтеры полагают, чток реализации других бюджетных программ с инвестиционным участием городу тоже пора подключаться - по схожей схеме. Так, вице-президент Ассоциации риэлтеров Петербурга и Ленинградской области Павел Созинов говорит по поводу программы расселения коммуналок: "На мой взгляд, с учетом изменившейся ситуации на рынке строящейся недвижимостисамое время выйти к строителям с предложениями о совместной реализации программы" ("Коммерсант", 05.11).
Дело в том, что "из заявленных жилищным комитетом 2 215 коммуналок, подлежащих расселению, в 2008 году нашли своего покупателя только 1 000 квартир. По мнению риэлтеров, за оставшееся время намеченный городом план будет выполнен в лучшем случае на 60-70%... Две основные проблемы, тормозящие реализацию расселения коммуналок, связаны, во-первых, с отсутствием спросана крупногабаритныеквартиры, а во-вторых - с дефицитом на рынке малогабаритныхквартир, пригодныхпод расселение. По словам риэлтеров, не более 5 тыс. покупателей в год готовыприобретать квартиры с количеством комнат более пяти, причем речь идет как о новом строящемся жилье, так и о вторичном рынке. Программа же предлагает расселять по 5-7 тыс. коммунальных квартир ежегодно. Для этого в течение вышеуказанного периода должновводиться 20-25 тыс. малогабаритныхквартир. По даннымАссоциации риэлтеров Санкт-Петербурга и Ленобласти, на сегодняшний день годовой рынок квартир составляет 90 тыс. Из них около трети - это первичный рынок, который государство разрешает использовать под эту программу, но при этом накладывает рядзначительныхобременений" ("Коммерсант", 05.11).
Газета констатирует, что квартиры для обитателей коммуналок, действительно, легче построить заново, чем искатьна действующем рынке. "Инвесторы пока не торопятся вмассовом порядкеучаствоватьвреализациипрограммы, посколькувложения в расселениекоммуналок во многих случаях сопоставимы с затратами на строительство нового жилья"("Коммерсант", 06.10).
Смольному пришлось уступить производителям автокомплектующих, чтобы привлечь их в город
"Консорциум южнокорейских поставщиков автоконцерна Hyundai, уже год планирующих построить в Петербургепарк предприятий, может стать очередным стратегическим инвестором города. Ранее в администрацииПетербургаутверждали, что производителиавтомобильных компонентов едва ли могут претендовать на соответствующий статус иположенные по нему льготы. Однако в условиях кризиса, считают эксперты, город готов идти на любые уступки, лишь бы удержать инвесторов в Петербурге", -сообщает"Коммерсант" (06.11).
По сведениям издания, переговоры о строительстве вПетербурге парка предприятий c несколькими поставщиками Hyundai около годавел комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППТ). Но за это времячиновники успели согласовать с корейцами только участок под строительство - 35-40 га в промзоне Конная Лахта, неподалеку от строящегося автозавода Hyundai в Каменке.
СПРАВКА ИА REGNUM
Переговоры ведутся с КИСП группой из 7 южнокорейских производителей автомобильных компонентов: Donghee (производит топливныебаки), Doowon (системы кондиционирования и отопления), Sejong (глушители), Daewon San Up (сиденья), Shinyong Metal (панели), SungWoo Hitech (автомобильные кузова) и MVH Korea. Отметим, что наличие заводов по производству запчастей сейчаскрайне актуально для всех российских сборочных производств. По новому федеральному законодательству, владельцев и менеджеров "отверточных" автозаводов обязали комплектовать свои машины компонентами, произведенными на территории России, не менее чем на30%. Ввозить все детали из-за границы теперь не разрешается. Поэтому производители автомобилей ведут переговоры о привлечении иностранных поставщиков на отечественную землю. Об этом, в частности, заявил в минувшую пятницу на открытии завода General Motors в Шушарах президент GM Europe Карл Питер Форстер. Напомним, что в Шушарах уже год, как работает "отверточное" производство Toyota. GM стал вторым производителем, запустившимзавод в работу.
"Коммерсант" информирует: "Корейские компании принимать решение не спешилии настаивали на льготахстратегическогоинвестора(предполагает преференций и повышенное внимание городских властей) по аналогии с Hyundai, из-за чего переговоры затянулись. В КЭРППТ требования производителейавтомобильных компонентов тогда сочли излишними и удовлетворять их по ряду причин не собирались. Одним из основных условий для получения "стратега"являетсяобъем инвестиций на уровне $100 млн. Корейцы свой общий проект оценивают примерно в $210 млн. Но подписывать соглашения с городом каждой компании пришлось бы по отдельности, в каждомслучае со своим объемом инвестиций. Таким образом, чтобы стать стратегическим инвестором, всем производителям пришлось бывыступать консорциумом, в рамкахобщегоюридического лица" (06.11).
На днях в КЭРППТ сообщили, что переговоры с корейскими производителями автомобильных компонентов теперь ведет комитет по инвестициям и стратегически проектам (КИСП). Экспертыпрогнозируют, что условия предложения Смольного в этой связи изменятся. "Совершенно очевидно, что правительство Петербурга идетна уступки ради удержанияинвесторов в городе, вести переговоры производителямавтокомпонентов с администрацией сейчас проще, они могут просить большего, - считает Сергей Бодрунов, президент Петербургской ассоциации производителей автомобильный компонентов. - Новые инвестиционные проекты сейчас нужны Петербургу даже больше, чем в докризисный период" ("Коммерсант", 06.11).
По данным газеты, корейцы смогут получить не только статус стратегическогоинвестора, но и другой бонус: "Несмотря на то что промзона Конная Лахтанаходится всего в нескольких километрах от площадки Hyundai, по данным Ъ, КИСП сейчас подыскивает корейским производителем участок в Каменке, чтобы они могли разместить свои предприятия в непосредственной близости от основного заказчика" (06.11).
КСТАТИ
Как пишет "Коммерсант", два крупных японских производителяавтомобильных компонентов могут вближайшиенеделиобъявить о планах по строительству своих предприятийв Петербурге или Ленобласти. Участники рынка считают, что одним из них станет лидер отрасли компания Denso. Denso - один из мировых лидеров по производству автокомпонентов. В 1949 году компания выделилась из Toyota Group в самостоятельное предприятие. Однако и сейчасполовинаеепродукции поставляется на заводы Toyota. Denso в основном специализируется на производстве автомобильной электроники, всегоже компания производит около 40наименований продукции. Состоит из 200 дочерних и аффилированных фирм, в которых работает более 100 тыс. человек. Компания является вторымкрупнейшим производителем автокомпонентовв мире, уступая лишь Bosch. Имеет более 100 представительств в 32 странах мира на всех континентах. В России у Denso развитая сеть дилеров в 15 городах. В 2007 налоговом году совокупный объем продаж Denso составил$30,6 млрд (по состоянию на 31 марта2007 года).
По материалам: ИА REGNUM Опубликовано: 12 ноября 2008