Стратегия развития ЛПК в условиях кризиса сможет осуществиться лишь в том случае, если государство разработает четкие правила для партнерства с бизнесом и профинансирует развитие инфраструктуры для крупнейших проектов
Сегодня мы живем совсем в другом мире, чем три месяца назад, и необходимо пересмотреть способы достижения поставленных целей в новых условиях", - этими словами началсвое выступление один из участников Х Международного лесного форума, недавно прошедшего в Санкт-Петербурге.
Лесопромышленный комплекс страны относится к числуотраслей, которые рискуют наиболее сильно пострадать от финансового кризиса. ЛПК находится в самом начале пути коренной перестройки в соответствии с новой политикой государства в отношении лесной отрасли. Хотя стратегия ее развития до сих пор не принята, приоритеты государственной политики уже не раз обозначены и вполнеясны. Это бережноелесопользование и лесовосстановление в соответствии с современными мировыми стандартами, повышение использования расчетной лесосеки, углубление переработки древесины с целью получения товаров с большей добавленнойстоимостью, импортозамещение и расширение присутствия продукции целлюлозно-бумажной промышленности на зарубежных рынках.
Из страны, вывозящей круглый лес, Россия должна превратиться в экспортера готовой продукции. Первая часть государственногоплана- сокращение экспорта необработанной древесины -легкоосуществима запретительными мерами: таможенная пошлина на вывоз круглого лесапоэтапно повышаетсяс 2007 года и с 1 января 2009−го окончательностанет заградительной. Но мощностей для глубокойпереработки высвобождающегося сырья внутристраны за столь короткий срокне появилось.
Ставкаделалась на привлечение в отрасльвнешних инвестиций, причем строительствокомбинатов должно было начаться, как говорится, еще вчера - чтобы не заваливать страну невостребованной древесиной. Но, похоже, завтра строительство тоже не начнется. Лесная отрасль, чья инвестиционнаяпривлекательность и так была неочевидна, вследствие кризиса утратила доступ к финансовым ресурсам. Развитие ЛПК по написанному правительствомсценариювозможно лишь при условии, что государство будет напрямуюфинансово участвовать в приоритетныхинвестиционныхпроектах и разработает четкие ипрозрачные правила для государственно-частного партнерства.
Небогато
По замыслу разработчиков концепции Стратегии развития ЛПК до 2020 года, для превращения лесной отраслииз сырьевой в современную и высокотехнологичную суммарный объем инвестиций должен составить более 2200 млрд рублей. Изних 12 млрд рублей - прямые государственные вложения в рамках НИОКР, остальное ожидается от частных инвесторов, инвестиционного фонда, Банка развитияибюджетов субъектов РФ.
Пока годовой уровень инвестиций намногониже необходимого. В 2007 году, по данным Росстата, в лесозаготовку, деревопереработку, целлюлозно-бумажную промышленность суммарно вложено менее 40 млрд рублей, почти половина из которых, к слову, приходится на Северо-Западный федеральный округ. Объем инвестиций примерно в пять раз меньше обозначенной в Стратегии среднегодовой суммы, а если проанализировать источники поступления средств, картина выглядитеще менее радужно.
"Мы бодро рапортуем о притоке средств в отрасль, но 52% инвестиций - реинвестирование прибыли, которую получают уже действующиепредприятия. Еще 16% выделяют акционеры, итолько 32% средств поступает в отрасль со стороны", - констатирует советник руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Андрей Бенин.
В прогнозных планах отрасли на 2009 год предполагалось, что доля внешних инвестиций возрастет до 42%. Но теперь на это мало кто рассчитывает. "Еслиеще недавно указывалина проблемыс инвестиционной привлекательностью определенных объектов ЛПК, то сейчас, к сожалению, ситуация такова, что проблемы инвестиционной привлекательности будут у всех предприятий, вне зависимости от того, в какой отрасли они работают. Кризис характеризуется оттоком капитала из России, беспрецедентным по масштабам с 1998 года, - за последние три месяцаиз страны вывезено 16,7 млрд рублей. Соответственно, изменится кредитная политикабанков. Те финансовые институты, которые являлись привычными источниками финансовых вливаний для ЛПК, окажутся менее доступны", -говорит доцент кафедры экономики предприятий и производственного менеджмента СПбГУЭФ ЕленаТкаченко.
Легко предположить, чтопомимо банковскихкредитов оскудеют вливанияакционеров. Возможностинараститьфинансирование проектов за счет реинвестированиясобственных средств предприятий также уменьшатся: деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажнаяпромышленность в мировом масштабе переживают не лучшие времена. "Все приоритетные инвестиционные проекты в ЛПК, связанные как с развитием действующих мощностей, так и со строительством новых, будут отложены, на мой взгляд, как минимум на год", - утверждает директор по взаимодействию с органами власти и местным самоуправлением группы "Илим" ДмитрийЧуйко. Таким образом, под угрозой оказывается не просто ряд проектов по развитию бизнеса, но сама концепция трансформации российского ЛПК в современнуювысокодоходную отрасль.
Сверить планы
В прогнозах экономистов, однако, намечен свет в конце тоннеля. "Разрыв между сценарием развития финансового иреального секторов сейчас будет велик. Финансовые рынки еще не скоровернут свои позиции. А у реального сектора экономики появится уникальный шанс привлечь инвестиции, когда инвесторзаинтересуется вложениями в него. Надо сказать, что шанс этот очень короткий, но он все-таки будет. Это время наступит примерно через год и продлится два-три года", -рассуждаетЕленаТкаченко.
Понятно, что инвестицииполучат те отрасли, которые окажутся максимально готовыми к их "раздаче". СудьбаЛПК в данной ситуации напрямую будет зависеть от позициигосударства: в условиях кризиса и дефицита финансовых ресурсовнеизбежноповышается роль госрегулированияинвестиционного процесса в отрасли. Прежде всего должны бытьрешены концептуальные вопросы.
"Государство сегодня не должно жалеть денег на инвентаризацию лесов, на проведение маркетинговых исследований, на создание математической модели развития отрасли. По идее, стратегия развития ЛПК должна была заканчиваться рекомендательной схемой по размещению новых производств с учетом всех факторов - ресурсного, инфраструктурного, рыночного. Но сегодня мы имеем концепцию Стратегии - это один документ, а приложенный к нему перечень из 33 инвестиционных проектов в области лесопереработки, признанных государством приоритетными, - совершенно другой, никак не вытекающий из первого", - говорит директор по развитию Архангельского ЦБК Наталья Пинягина.
Приоритетные инвестпроекты отбирались в федеральный перечень по единственному критерию - минимальной сумме инвестиций в 300 млн рублей, что привело к дисбалансу между структурой запланированных строек и реальной потребностью отрасли в новых мощностях.
Фото: Александр Крупнов
"В перечне приоритетных проектов мы видим 18 ЦБК. Возникает впечатление, что цель инвесторов - покрыть целлюлозой всю страну. Но куда мы ее денем? У нас же не советская власть, при которой население должно было непременно освоить всю произведеннуюпродукцию, внезависимости от ее конкурентоспособностиисвоей потребности", - недоумевает Андрей Бенин.
Инвестпроекты слабо увязаны не только с рынкамисбытаи прогнозируемой динамикой спроса. Они, кроме того, не имеютпод собой реальнооцененнойсырьевой базы. Во-первых , плохо рассчитан как количественный, так ипородный состав российских лесов. Во-вторых , проекты "сажаются" на карту без учета промышленной доступности древесины, невзирая наблизость уже построенных и запланированных мощностей. Если государство не приложитсилы ксозданию полной картины лесных запасов и не скорректирует планы строительства комбинатов в соответствии с ней, будущие ЦБК могут оказаться в ситуации сырьевой войны.
Впрочем, если бы все 33 комбината из перечня приоритетных проектов начали строиться, война развернулась бы не только за древесину, но и за энергетические мощности (географияразмещенияпроектов привязана к стратегии их развития такжене слишком корректно) и за кадры, которых в леспроме не хватает уже сейчас. Если одобренный государством план размещения новых мощностей не будетвключать в себя ответына всевышеперечисленные вопросы, потенциальный инвестор пройдетмимо отрасли.
Распахнуть ворота
Следующее, чего ожидают от государства представители ЛПК, - выработка четких, внятных и прозрачныхправил государственно-частного партнерства для решения наиболее капиталоемких вопросов - строительства транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры для будущих комбинатов.
На первом месте в перечне инфраструктурных проблем отрасли стоит прокладка лесных дорог, без которых нецелесообразно возводитьлесопилки и ЦБК. Обеспеченность дорогами в России на порядок ниже, чем в лесных странах Европы и Северной Америки. Даже в наиболее освоенном СЗФО единственный регион, Псковская область, приближается к европейскому показателю плотности дорожной сети - 9 км дорог на 1тыс. га леса. В самой проблемной с этой точки зренияРеспублике Коми проложено в среднем 1,5 км на 1 тыс. га. Так как развивать лесопереработку предполагается на территориях с труднодоступным лесом, по оценке Минпромторга, в России необходимо построитьболее 7 тыс. км лесныхдорог стоимостью 50 млрд рублей. Вряд личастный бизнес, по завершении кризиса ищущий наилучшие возможности для инвестирования, согласится взять эти затраты на себя. "Без прямого финансового участия государства реализовать намеченную в отношении ЛПК стратегию будет очень сложно. Речь идет о привлечении средств инвестиционного фонда", - утверждает ЕленаТкаченко.
Формальногосударство не отказывается открыть доступ к средствам инвестфонда: уже определены доли участия в финансировании проектов (28% - из федеральных средств, 22% - из региональных и 50% - частные инвестиции), а также квоты федеральной поддержки для каждого лесного региона. Однако на деле к претендентам на госпомощь предъявляют практически невыполнимые требования. "Инфраструктурная часть проекта должна стоить не менее 500 млн рублей. Ни один из пяти проектов, которые предполагается реализовать в нашем регионе, не соответствует этому требованию. Мы предложили нашим главным инвесторам - Группе "Илим", АЦБК, Соломбальскому ЦБКиеще двум холдингам - объединить усилия и подать совместную заявку на софинансирование строительства дорожной инфраструктуры", - рассказывает заместительдиректора департамента лесного комплексаАрхангельскойобласти Юрий Трубин.
Другой нюанс - нереальные сроки подготовки заявок. В августе 2008 года на заседании совета по развитию ЛПК при правительстве РФ субъектам федерации предложили представить документы уже в октябре. В комплект должна входить проектно-сметная документация, а также заключение по проекту от компании-консультанта международного уровня. "Как в столькороткий срок получить заключение международного консультанта? Мы упустим время, потратим средства регионального бюджетана оплату консультации, и не факт, что в конечном итоге получим доступ к деньгам инвестфонда", - возмущается Трубин.
По мнению лесопромышленников и представителей регионов, пока рано говорить о реально работающем механизме обеспечения федерального финансирования. Скорее налицо имитация бурной деятельности, которая не обязательно приведет к выделению средств инвестфондана строительство лесных дорог. Напомним, что в 2005 году правительство уже декларировало намерение направить на эти цели 700 млн рублей из федерального бюджета. Регионы не получили ни рубля, так сказать, "по формальным признакам", из-за отсутствия механизма передачи средств. Не исключено, что история повторится. Как оказалось, в российских законах нет определения "лесные дороги".
Регионы, надеясь дотянуться до федерального "кошелька", не ждут, когда законодательная прореха будет ликвидирована, и передают в правительство проектно-сметную документацию на строительство дорог общего пользования в направлении будущих лесосек, признавая, что с юридической точкизрения этот подход небезукоризненен. В правительстве тоже нет однозначного мнения по данному вопросу.
"УМинтранса и Минсельхоза, курирующих ход инвестиционного процесса в лесной отрасли, совершенно разные целеуказания. Минтранс настаивает, что бюджетные средства могут направляться только на дороги, находящиеся в государственной собственности. То есть ни о каких дорогах, прокладываемых бизнесом, речи быть не может. А Минсельхоз говорит обратное: "Давайтеприсылайтепредложения по строительству лесных дорог"", - рассказывает Юрий Трубин.
Гарантированная любовь
Полноценное ГЧП может сложиться лишь в том случае, если четко оговорены не только обязательства бизнеса (это как раз получается неплохо), но и преференции, на которые он может рассчитывать в ходе реализациистратегически важных проектов. Пока для приоритетных инвестиционных проектов в области ЛПКпредусмотреновсего две льготы -закрепление лесных участков без аукциона и арендная плата за пользование лесным фондом в половину минимальной ставки.
Лесопромышленники уверены, что в таком виде эти меры не привлекут инвестора. "Целлюлозно-бумажный комбинат строится лет пять, а выделенный лес простаивает, арендная плата за него взимается, ложась назатратную частьпроекта. Представляется справедливым на периодвводамощностей в строй разрешить экспортировать круглый лес беспошлинно. Если принять эту поправку, то и финны, и китайцы потянутся со своими инвестициями", - утверждает Пинягина.
Чтобы завлечь инвестора глубже в лес и поощрить освоение ранее недоступной лесосеки, необходимо, по мнению самих участников отрасли, более дифференцированно подходить к формированию арендных ставок. "При определении размера арендной платы не учитывается степень развития лесной инфраструктуры на участке. На наш взгляд, если плотность лесных дорог меньшеоптимальной, должны применяться понижающие коэффициенты. А если участоквообще неосвоенный, целесообразно установитьпятилетний срок, втечение которого арендную платувзимать в соответствии с объемом изъятиялесных ресурсов. Эти меры повысятрентабельность самого проблемного сектора ЛПК - лесозаготовок, и неудобные с транспортной точки зрения участкистанут более привлекательными", - предлагает Дмитрий Чуйко.
Возложив заботы о создании инфраструктуры длякрупных ЛПК И ЦБК на плечи государства, следовало бы закрепить это законодательно во избежание разночтений. "Необходимо внести в Лесной кодекс поправку о том, что создание и эксплуатация постоянной лесной инфраструктуры осуществляется за счет арендодателя (государства) и что арендатор, соответственно, имеетправо наежегодную компенсацию затрат насоздание и содержание инфраструктуры. Это, в свою очередь, требуетвнесенияизменений в Стратегию развития ЛПК до2020 года, в которых будут учтены средства, необходимые для создания инфраструктуры", -считает министр природных ресурсов Красноярского края Андрей Гнездилов.
Таким образом, ЛПК окажется готовым к моменту возврата инвестиций в реальный сектор, если будет создан тонкий механизм партнерства государства и бизнеса. Если будут законодательно закреплены преференции и гарантии государственного финансового участия в проектах, а сами проекты приведены в соответствие с планами развития остальных отраслей российской экономики и прогнозами динамики внутреннего и внешнего спроса на продукцию. При невыполнении одного из названных условий о трансформации российской лесной отрасли можнобудет забыть еще на несколько лет.