Формирующийся в Сибири рынок логистических услуг базируется на аутсорсинге. Предприниматели уже выяснили, что компания, для которой логистика - непрофильное направление бизнеса, выиграет, если передаст логистическим операторам управление материальными потоками
Иллюстрация: Александр Медведев
Рынок логистических услуг в Красноярске начал формироваться сравнительно недавно. Пока сложно сказать, как на нем отразится текущий кризис, поэтому представим, что никакого кризиса нет. Продвижение логистики на краевой рынок бизнес-услуг , по данным Сибирского отделения Международного центра логистики (СО МЦЛ, Красноярск), началось в 2002 году - до сих пор лишь две-три сотни человек в городемогут уверенно объяснить, что же скрывается под самимтермином "логистика". Один пример - меня весьма заинтриговало встреченное в газете объявление: "Требуются квалифицированныеспециалисты по бытовой логистике". Оказалось, речь шла о непьющих грузчиках для квартирных и офисных переездов. Понимание логистики как банального процессадоставки чего-либо куда-либо встречается до сих пор очень часто.
Новыми путями
По данным DHL Russia, в Россииспросна рынке логистических услуг стабильно растет на 18-23% ежегодно, опережая динамику ВВП. В Европе рост рынка составляет примерно 5-6% в год. Объяснение простое: отставание столь велико, что нам приходится опережающими темпами догонять. Андрей Попов, заместитель директора по логистике группы компаний "Ленком", оценил это отставание на пару десятилетий.
Причины этому следуетпоискать в истории. Логистика в СССР была запрещена как капиталистическая наука. По идеологическим соображениям: вней человек представлял собой элемент системы, "винтик", а вовсе не основу мироздания. Поэтому вофициальной советской действительности места для логистики не было - не справляющегося с работой меняют, как ржавую шестеренку. При этом сама логистика была развита на очень неплохом уровне, с однойоговоркой - к потребностям рядовыхграждан логисты относились какк второстепенным. Поэтому колбаса в магазинах была не всегда, а сырье и комплектующие для промышленности доставлялись по оптимальным схемам. Потом старые схемы рухнули, а новые создавались зачастую стихийно. Оптимизироватьих, используя мировой опыт, - такуюзадачупоставили в компании "Ленком".
Например, здесь готовы создать современную логистическую систему европейского уровняна основе сети распределительных центров. Нынешнеесостояниелогистики предполагает схему "производитель-дистрибьютор-клиенты", то есть основным каналом распределения служит дистрибуционный. "Мы, - заявляет Андрей Попов, - организуем такой канал через распределительный центр. Что это дает, понятно на простом примере. Сегодня в магазин утром прибывает, условно говоря, десять "Газелей" от десяти дистрибьюторов: один привез пиво, другой минеральную воду и так далее. Израспределительного центра будет приходить один большой фургон, он привезет общуюпоставку, укомплектованную по заявке категорийныхменеджеров этого магазина. В результате -экономияна затратахв цепии повышение управляемостисистемы поставок - хотя бы за счет перехода на прямые контактыс производителямииисключению дистрибьюторов". Более того, такая технология управления логистикой увеличит управляемость запасами. Это необходимый шаг, который позволит сократить наше отставание от более развитых рынков.
Про пиво и не только
Компания "Ленком" работает на красноярском рынке с 1994 года. Мне, как и большинству красноярцев мужского пола, она хорошо знакомаблагодаря заведениям "Напильник"- специализированной сети по продаже пива, напитков и прочей сопутствующей продукции. На мой взгляд, пиво в совершенствовании российских бизнес-технологий сыграло такую же роль, как мухи-дрозофилы вгенетике. Для совершенствующегося бизнеса этот напиток - идеальный объект для эксперимента: продукт массовый, с огромным ассортиментом, сезонный, представленный во всех ценовых категориях и требующий постоянного улучшения технологий продаж. Наверное, 14−летний опыт работы на столь конкурентном и непростом рынке дал"Ленкому" неоценимую практику оптимизациилогистических схем - компания превратилась в холдинг с широкойфилиальнойсетью. Логистическое направление наряду с транспортнымвыделено в отдельное звено и работает не только в интересах холдинга, но и на внешних клиентов.
В свою очередь Красноярск для практикующего логиста - город больших открывающихся возможностей. Но пока здесь широко представлен лишь сегмент транспортно-экспедиторских услуг. Регион является крупным экспортером и импортером товарных потоков, кроме того, расположен так, что его никак не может миновать транзитный транспорт - все, что везутс запада на восток России и обратно, по земле, воде или воздуху, пересекает территорию края. Сам же логистический рыноксегоднянаходится в зачаточном состоянии: в регионе только компании "СТК" и "Ленком" можно назвать пионерами современных логистических услуг. Поэтому нет особой конкуренции, есть значительные свободные ниши. В то же время спрос на услуги логистическихоператоров растет. "В 2007 году - рассказывает Андрей Попов, - мы наблюдали становление рынка, анализироваливостребованность тех или иных услуг. За прошедший год спросощутимо вырос - большинство компаний понимает, что логистикой должны заниматься профессионалы. Кроме того, предприниматели перестали бояться отдавать на аутсорсинг складские процессы, транспортные потоки илиуправление запасами. Им выгоднее не развивать свои структуры, а предоставить это профессионалам. Но при одном условии - бизнес идет на это, если детализация тарифов на логистические услуги прозрачна ипонятна предпринимателю".
Еще один драйвер роста спроса на рынке - приход в Красноярск международных и федеральных торговых сетей. До этого большинствокомпанийв Красноярске невыделяли в структуре издержек своего бизнеса логистическую составляющую. Столкнувшись с конкуренцией крупных ретейлеров, они задумались: за счет чего те выигрывают ценовыевойныипредлагают широчайшие ассортиментные линейки? Вывод один - за счет оптимальной логистики. По мнению Андрея Попова, сегодня многие компанииначали считать, во сколько им обходится логистика, и само отношение к ней со стороны владельцев местного бизнеса меняется. Если раньше истиной было утверждение, что хорошийсклад - это полныйсклад, то сейчас грамотные предприниматели понимают, что излишки товара просто выбивают из оборота огромные суммы, а это прямые убытки. Рынокстановится тесным, и если существенная доля оборотных средств компании заморожена в лежащем товаре, то это означает прямое снижение конкурентоспособности.
Как утверждает Андрей Попов, на рынок в качестве клиентов логистических операторов выходят уже не крупные сети, а небольшие специализированные фирмы-дистрибьюторы. В бизнесе онииспользуют свои сильные ресурсы - команду и технологии продаж, а систему поставок передают на аутсорсинг. Интеграция с ними идет на уровне информационных потоков. То есть они дают заявки, согласовывают условия поставок. А логистический оператор встречает груз от входа - грузовой станции или контейнерного терминала, обрабатывает и сопровождает до конечной торговой точки. Точнее, работалогистов начинается даже раньше - еще до прихода вагона или контейнераформируетсяассортиментная матрица, и все сведения о прибывающем грузезаносятся в информационную систему. Одновременно заранее планируются на день прибытия ресурсыдля разгрузки, перевозки, обработки и хранения товара, а параллельно формируется потокисходящей информации -то есть клиенты четко знают, как и когда груз будетпринят, переработан, размещен и когда доставлен им.
Еще один пример качественного изменения спроса на рынке - в прошлом году заказчики обычно запрашивали, как можно арендовать площади на складеисколько это будет стоить. Тамони намеревались организовать свое подразделение - с кладовщиком, грузчиками. То есть внутренняя складская логистика предприятий в большинстве случаев организовывалась по традиционным схемам. Причина, по мнению предпринимателей, - расходы на содержание собственного склада и транспортных служб были существенно ниже, чем затраты на комплексные услуги логистического оператора. Нельзя отрицать и известныепсихологические комплексы -хозяйственный, но недалекийгражданин рассуждает по принципу: "Свой склад хорош тем, что он свой, и зачем отдавать свое добро в чужие руки? А так лежит на складе - и на душе спокойно".
В 2008 году чаще встречается ситуация, когда логистам на аутсорсинг передан полный комплекс складскойобработки грузов, в том числе подборкапартий товара (пикинг)мелкими единицами (коробками, штуками), а также дополнительные операции по переупаковке, маркировке. Опять-таки здесь сказывается практика западноевропейского бизнеса, где логистические расходы относятся к фиксированным затратам: это и свои склады, и транспорт, и зарплаты сотрудников. При переходекомпании на аутсорсинг вся логистика переходит в разделvariable costs (переменных затрат), в результате снижается постоянная затратная часть, чтопрямо повышает инвестиционную привлекательность предприятия.
Коробка с полки
"Современная логистика без информационных технологий в принципе невозможна", - без тени сомнения заявляет Андрей Попов. Те же складские операции превратились в сложнейший процесс - это не просто приемка, хранение и отгрузка товара, а ключевое звено в системе управления запасами и товароведении. В 2008 году в компании внедрилиинформационную систему складского управления - так называемую WMS-систему учета. Без этого шага сложно было наладить стабильныеотношения с большими компаниями (самыйкрупный внешний клиенткомпании - сетевой ретейлер "М-Видео"). Сегодня вся логистическаядеятельность контролируется WMS-системой - перемещение товара сопровождается параллельным информационным потоком.
"Раньше мы работали содной товарной номенклатурой - продуктами питания, - рассказывает Андрей Попов, - и могли обойтись без WMS-систем. Там ассортимент - около тысячи позиций. Грубо говоря, когда сборщик на складеполучает задание - собрать по накладной по одному адресу ящикпива, ящик других напитков, еще чего-то , то он мог за установленное время скомплектовать эту позициюи погрузить в автомобиль. С бытовой техникой так не получится - это тысячи наименований, которые находятся в обезличенных картонных коробках, отличающихся друг от друга одной цифрой в двенадцатизначном коде. Запутаться очень легко, а путаница - этонедостача, убытки и издержкикакулогистического оператора, так и у клиентов". Внедрение WMS-системы позволило устранить путаницуиреально ускорить комплектование - формирование заявки на один автомобиль снизилось с одного-двух часов до 15 минут. Складской персонал четко знает, к какой ячейке подойти и какую коробку взять. Кроме того, WMS-системапозволяет значительно расширить ассортиментную матрицу, она автоматически обрабатывает все складские операции и требует вмешательства человека только в нестандартных ситуациях.
Сказав "б", думаем про "а"
В Красноярске на рынке складской логистики до сих пор преобладают случайные помещения - старые неотапливаемые цеха, ангары или переоборудованные бывшиеовощные базы. Но все понимают, что это вчерашний день. Тем не менее в строительстве современных складских терминалов Красноярсксущественно отстает отНовосибирска. Например, здесь только один складской комплекс класса "А" - у компании "СТК". Доступ на рынок сильно ограниченвысоким порогом инвестиций - для реализации проекта терминала класса "А" необходимо несколько десятков миллионов долларов. Впрочем, инвестициилогистической компании несложно рассчитать: в оснащение склада погрузочно-транспортной техникой, стеллажами, WMS-системами (soft и hard), а также расходы на специалистов и складской персонал составляют примерно 250 долларов на
1 кв. м, а эти квадратные метры измеряютсядесятками тысяч.
"Ленком" владеет складом класса "В+", и, по словам Андрея Попова, большинство клиентов вполне этимудовлетворены. Просто различие складских комплексов при классификации в том, что "А" требует стеллажных систем, специальных погрузчиков и информационных систем складского учета, а на складе "В" можно обойтись без стеллажей, простыми вилочнымипогрузчиками, массовыми WMS-решениями и не внедрять сертифицированные системы менеджмента качества. Но вбудущем приход в Красноярск операторов со складскими терминалами класса "А" неотвратим. Крупные ретейлеры двигаются на восток, и еслиим ничто не помешает, то они появятся и в Красноярске. А те же IKEA или Auchan работать предпочитают с логистическими комплексами класса "А". Пока же рентабельность вложений в строительство складов значительно уступает прибыльности других ниш рынка коммерческой недвижимости - бизнеспредпочитает вкладываться в торговые или офисные комплексы. Но эти сегментырынкаблизки к насыщению, так что приход новых игроков не за горами. Впрочем, в концепрошлого года группа компаний "Красный Яр" обнародовала планы строительства в Красноярске логистического центра соскладамикласса "А". В то жевремя у краевых властей былплан отвестипочти120 га на территории "упавшего" завода "Сибэлектросталь" подлогистический центр, технопарк и контейнерный терминал. Но пока конкретные сроки реализации этих проектовнеизвестны.
Перспективы логистического бизнеса в Красноярском крае огромны. Он может развиваться как качественно, так и количественно - потребности в современных логистических услугах уже кардинально меняют рынок. Пока один из главных дефицитов на этом рынке - профессионалы. Впрочем, как уверяет Андрей Попов, овладеть знаниями в этой области можно и без высшего профильного образования, надо только хотеть и уметь получать их.