Стремительный рост экспорта и импорта обеспечил транспортному рынку постоянное увеличение спроса. Тем не менее сильных игроков в сегменте международных автомобильных грузоперевозок до сихпор немного, а высокие темпы ростапоказывает только один - екатеринбургская компания "Лорри". О развитии компании и ее перспективах рассказывает председатель совета директоров Андрей Гостяев
Андрей Гостяев
- Андрей Николаевич, что, на ваш взгляд, позволяет компании удерживать лидирующее положение на уральском рынке?
- Думаю, во многом причина в том, что мы большое внимание уделяем технологиям. Мы решили, что в процессе перевозкине должно быть мелочей, каждая деталь технологическогопроцесса очень важна. В конечном счете это складывается в продукт, который можно охарактеризовать так: ответственный перевозчик. К нашему форсированному движению мы готовились довольно долго, с2000 по 2003 год. Прописывали процедуры, взаимоотношения служб, вводили внутренние регламенты, разрабатывали программное обеспечение. Кропотливая технологическая работа стала базой дляпоследующего роста: в 2003 - 2004 годах мы начали вводить в бизнесновые автомобили.
И вскоре поняли, что из года вгод растем весьма значительно. В 2000году наш парк составлял два Volvo и девять КамАЗов. Сейчас у "Лорри" около 250 автомобилей, и каждый годмы покупаемпо 50 -80 машин.
- Компания была приватизирована в 1993 году. Почему изменения начались в 2000−м?
- В 2000 году сменились акционеры, появились инвесторы, в том числе и вмоем лице. Были сделаны вложения в размере порядка миллиона долларов - в основном в качествеавансовых платежей за автомобили. В дальнейшем компания развивалась на основе внутренних возможностей, за счет прибыли и инструментовфинансового рынка. Инвестициимногократно окупились.
- А что может остановить инвестора перед вложениями в транспортный бизнес?
- Мне кажется, транспортный бизнес - самая рискованная отрасль экономики. Опаснее, наверное, только наркотиками торговать. При этом заметная часть риска ложится на водителей. Чтобы сейчассоздать компанию, равную"Лорри", нужно (помимо 25 - 30 млн евро) где-то найти 200 -300 водителей, которым можно было бы доверить груз, плюс ещепримерностолько жесотрудников. Одного желания инвестировать в транспортный бизнес недостаточно, придется пройти долгий процесс обучения водителей, развития доверия к ним, персоналу и так далее. Репутацию ответственногоперевозчика занесколько лет также не сформировать. Причем, думаю, чем дальше, тем будет труднее.
- Какие основные риски возникают при динамичном росте?
- Определенная эйфория от успеха: теряется контроль над реальными процессами и можно не успеть увидеть, как внутренние связи в компании начинают рваться. Плюс есть существенные риски в постоянном желании отвлекаться на параллельные, но не профильные процессы. Вместоконцентрации начинаешь размазываться, теряются энергия менеджеров, деньги, уходит темп. И не факт, что в этих направленияхпоявится результат, который может подтолкнуть основной бизнес. Это, кстати, одна из причин, почему мы решили сконцентрироваться на транспорте.
- Вы отказались от логистического подразделения?
- Да, у нас быластруктура, которая занималась складским бизнесом и логистикой. Нов итоге компания "Лорри" началавступать в противоречия с собственным подразделением. С одной стороны, мы конкурировали в борьбе за клиента вширокой логистике, с другой - должны были обслуживать большие объемы перевозок этих жекомпаний-конкурентов. Поэтому мы решили продать это подразделение. В принципе нигде в мире логистические компании не имеют транспортных активов.
- Кто ваш основной конкурент?
- Ближайшие сильные - белорусские компании с парком в тысячу машин. Причем они находятся фактически на транзитной ветке, а мы немного в стороне. Потоки замыкаются на Москве, и сейчас мы не втом большом рынке, где можно было бы еще быстрее развиваться. Но движемся в этом направлении: у нас есть представительство в Москве, и мы хотим сделать из него полноценноетранспортное подразделение.
- Какова ваша стратегия на ближайшие годы? Планируете ли проведение IPO?
- Пока основную часть наших доходов приносят международные перевозки. Но сейчас мы наращиваем парк автомобилей, ориентированных на внутренний рынок. И тенденции 2008 года показывают, что рост по российской части выше.
У нас есть дочерние компании в четырех городах, и думаю, мы должны иметь свое транспортное подразделениев каждом большом городе (как минимум вмиллионниках) с четко прописанной структурой, функциями и технологическими процессами, понятным бюджетом. Вот когда у нас будет 20 таких подразделений по 50 автомобилей каждое, мы будем готовы выйти на IPO. Может быть, будем одной из первых автомобильных транспортных компаний, решившихся на этотшаг. Пока на развитие нам хватает собственных средств, а на следующий прыжок могут понадобиться инвестиционные деньги. Но не в ближайшие три года.