Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Баку может пересмотреть отношения с Москвой: Азербайджан за неделю

Политика. Изменение Конституции

Правозащитная организация Freedom House обнародовала вчера итоговый доклад о ситуации за минувший год. Несвободными объявлены 42 государства. На пространстве бывшего СССР обстановка ухудшилась в России, Грузии, а ещё в Армении, Азербайджане, Молдавии и Киргизии, говорится в отчете. Азербайджан включен в список несвободных стран. (ИА "Туран")

Акт референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию Азербайджана пройдет 18 марта текущего года. Центральное местоположение в пакете изменений занимает предложение о ликвидации положения о запрете баллотироваться на пост президента свыше двух сроков подряд. Согласно пункту V статьи 101 Конституции Азербайджана, "никто не может быть избран президентом Азербайджана больше двух сроков подряд". Нынешний глава Азербайджана Ильхам Алиев был избран на второй пятилетний срок в октябре этого года ("Зеркало"). В одном пакете с упомянутым изменением в Конституции выносятся на обменивание взглядами кроме того следующие вопросы: отсрочка выборов в парламент в случае ведения страной военных операций; переименование парламентских комиссий в комитеты; рапорт муниципалитетов в парламенте; предоставление законодательной инициативы 40 тысячам избирателей; запрет ведения видео-, фото-, аудиозаписей супротив воли лица, которого снимают, о материальном обеспечении лиц, которые являлись президентами Азербайджана; о переименовании Национального банка страны в Центральный банк и о переименовании исполнительного аппарата президента в администрацию президента.

"Зеркало" пишет: "Возникновение подозрений более того у конструктивно настроенной в отношении властей части оппозиции по поводу предлагаемых изменений в Конституцию, по крайней мере, свидетельствует о необходимости серьезных общественных обсуждений, которых, к сожалению, не было. Оппозиция может употребить этим фактором и на самом деле показать конструктивизм. Например, обратиться к президенту с предложением о необходимости перенесения референдума на более припозднившийся срок, например, на два месяца для организации подобных общественных обсуждений. Стоит напомнить, что задолго до принятия Конституции 1995 года в настоящий момент покойный президент Гейдар Алиев издал указ о создании соответствующей комиссии, которую лично возглавил. В состав этой комиссии по разработке текста Конституции были включены как представители оппозиции, так и общественности. Г.Алиев лично участвовал в общественных обсуждениях по тексту Конституции. И в 2002 году при посредничестве Бакинского офиса ОБСЕ были организованы общественные обсуждения предлагаемых в Конституцию изменений. А то, что во миг этих обсуждений сторонам не удалось выработать консолидированную позицию, то это уже прочий вопрос. Ведь вряд ли в течение предстоящих двух месяцев в Азербайджане может проистечь нечто необычное, без малого революционное. Но если будет принято вывод о переносе референдума на более запоздалый срок для организации общественных обсуждений, то тот самый шаг продемонстрирует силу власти, что, как выше отмечено, не раз делал Гейдар Алиев, конструктивизм обеих сторон, что с пониманием будет воспринято демократическими международными организациями..."

В Баку создано движение "За Карабах и республику", которое будет новости пропаганду против принятия поправок в Конституцию в ходе предстоящего 18 марта референдума. Представители гражданского общества и политпартий выразили согласованный протест против внесения поправок в Конституцию, отменяющих ограничения на право одного лица избираться президентом Азербайджана неограниченное число раз. Представители партий, НПО и эксперты выразили общее мнение, что эти поправки будут обладать негативные последствия для страны (ИА "Туран").

Собравшиеся на Форум против мартовского референдума главы оппозиционных партий и общественных организаций Азербайджана приняли заключение продолжить обсуждения за закрытыми дверями (ИА "Новости-Азербайджан"). На встрече приняли участие лидеры партий, входящих в блок "Свобода", партии "Мусават", "Умид" и Демократическая, а также представители целого ряда известных НПО (ИА Туран). Обсуждения прошли в напряженной обстановке.

Как заявил председатель Партии Народного Фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли, оппозиция должна спешно объединиться, чтобы в установленный ЦИК недлинный промежуток времени сформировать агитационную группу для координированных акций против проведения референдума и фальсификации его результатов. "Этот референдум, так же, как запрет на трансляцию иностранных радиопередач в национальном FM-диапазоне, силовые разгоны участников пикетов является месажем к международной общественности о полном игнорировании Азербайджаном норм демократии", - сказал Керимли (ИА "Новости-Азербайджан"). "Власть надеется на нашу раздробленность, разобщенность, коммерциализацию наших НПО. Мы должны им показать, что способны выпустить из памяти прошлые обиды во имя защиты республики и Карабаха, можем объединиться в Коалиции против референдума", - заявил председатель партии.

Из беседа "Эхо" председателя партии "Мусават" Исы Гамбара:

"Уже создано немного инициативных групп разной направленности. Вам не кажется, что численно инициативных групп, подобных вашей, выступающих против изменения Конституции, будет немаловажно меньше, чем проправительственных? Если это так, тогда на что рассчитывает "Республиканцы"?

Давайте подсчитаем численность агитационных групп разной направленности уже следом завершения этого этапа кампании референдума. И, во-вторых, главное, чтобы на этих голосованиях была представлена реальная точка зрения народа, позиция, соответствующая интересам страны. В этом случае, я думаю, большинство граждан встанет на сторону той политической силы, той части гражданского общества, которая выступает, исходя аккурат из интересов народа, всего нашего общества, а не только правящих сил.

Но в целом у вас не складывается ощущение, что даже при относительном соблюдении существующих законодательных норм, власти смогут обставить занятие таким образом, что большинство голосов по итогам референдума окажутся отданными за модифицирование Конституции?

Даже при минимальном следовании нормам закона, я думаю, затея властей по фальсификации результатов референдума не удастся. Они смогут как-то зарегистрировать нужные им цифры только путем серьезной, тотальной фальсификации итогов голосований..."

В поселке Нардаран (пригород Баку) прошла акция протеста против военной операции Израиля в Палестине (ИА АПА). На митинге звучат лозунги "Мы солидарны с Газой!", "Смерть Америке и Израилю!" и др. Выступивший на митинге обитатель Нардарана хаджи Али Гусейнов назвал происходящее в Газе трагедией века. "Опьянев от демократии, Америка поддерживает криминальный Израиль. Во всех концах Азербайджана ненавидят Израиль". А.Гусейнов заявил, что некоторые представители интеллигенции неправильно информируют народ, чем предают свою нацию. "Такие бессовестные интеллигенты, как Сабир Рустамханлы, являются предателями народа. Он клевещет на канал "Сехер" (имеется в виду иранский телеканал. - Ред.), тот, что говорит о проблемах Азербайджана. За такие его действия единственный из старейшин Нардарана вынес ему смертную фетву". При этом А.Гусейнов посоветовал депутату усилить цифра своих телохранителей. В свою очередность народный избранник Милли меджлиса Сабир Рустамханлы сообщил, что иранский телеканал "Сехер" неоднократно в передачах и информациях о нем нес полную чушь. "Куда смотрели нардаранцы, когда по иранскому телевидению говорили такое о гражданине Азербайджана? Если они вправду азербайджанцы, должны были ответствовать на клевету в мой адрес, а не оберегать клеветника..."

В Баку состоялось совещание правления Общины горских евреев Азербайджана (1news.az). Была дана оценка ситуации на Ближнем Востоке, связанная с проведением войсками Израиля в секторе Газа военной операции. "Евреи Азербайджана выступают за мир на земле нашей исторической родины. Но мир на земле Израиля невозможен без прекращения террористической деятельности ХАМАС, от рук боевиков которой гибнут мирные люди", - заявил Ихиилов. "Поэтому мы поддерживаем проведение в секторе Газа антитеррористической операции, призванной спасти от террора ХАМАС женщин, детей, стариков многонационального Израиля", подчеркнули члены правления общины горских евреев.

Азербайджан-Россия. Оружейный скандал

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Азербайджане Василий Истратов был приглашен в Министерство иностранных дел АР. Во момент встречи, состоявшейся между заместителем министра иностранных дел Азербайджана Аразом Азимовым и Василием Истратовым, российскому дипломату был представлен официозный запрос с целью получения ответа на вопрос, соответствует ли инфа о передаче Вооруженным силам (ВС) Армении вооружения российских ВС общей стоимостью 800 миллионов долларов США из расположенной в городе Гюмри военной базы N102 действительности, сообщает пресс-служба отечественного внешнеполитического ведомства. Посол, в свою очередь, отметил, что российская край внесет ясность в этот вопросительный мотив (ИА "Тренд").

Ранее в СМИ была распространена информация о передаче армянам с российской 102-й военной базы в Гюмри 69 наименований оружия и техники. Указанные в списке виды вооружений переданы в 2008 году за подписью начальника вооружения, заместителя командующего войсками Северо-Кавказского военного округа по вооружению генерал-лейтенанта Вячеслава Головченко. По оценке специалистов, цена этого вооружения составляет 800 млн. долларов США.

"По данному вопросу (передаче вооружений на 800 млн. долл.) проводится сбор дополнительных фактов, и по получению необходимой информации МИД сформулирует свою позицию", - заявил ИА "Новости-Азербайджан" первостепеннный секретарь отечественного внешнеполитического ведомства Эльхан Полухов. Глава пресс-службы Министерства обороны АР Эльдар Сабироглу отметил, что расследование, начавшееся по данному факту, в то время как не завершено. В ближайшее период общественность будет проинформирована по этому поводу.

Тем временем Министерство обороны РФ подтвердило факт передачи Армении вооружения, сообщает ANS-TV. "Передача каждый военной техники 102-й военной базы Российской Федерации Министерству обороны Армении регулируется межгосударственным соглашением", - заявил глава пресс-службы силового ведомства Александр Петрунин. Он отметил, что в этом месте не может быть и речи о безвозмездной передаче вооружений. В то же пора Министерство обороны Армении опровергло данную информацию. Распространенное азербайджанскими СМИ извещение о том, что Россия якобы передала Армении военную технику на 800 миллионов долл., является дезинформацией, заявил PanArmenian.net пресс-секретарь министра обороны Армении, полковник Сейран Шахсуварян.

Военный эксперт Азад Исазаде полагает, что затем грузинских событий Россия старается отдать родное былое политическое воздействие на Южном Кавказе и вследствие того что все ее действия в регионе следует подвергать рассмотрению как раз посредством эту призму. "Последние пару лет армейский бюджет Азербайджана рос, и в этой гонке вооружений Армения с ее слабой экономикой до времени или поздненько начала бы задыхаться. Поэтому Россия передачей вооружений Армении на сумму 800 миллионов долларов США, что вдвое превосходит боевой бюджет Армении и равняется военному бюджету Грузии, решила ликвидировать ее отставание от Азербайджана и возродить баланс" ("Эхо").

Выявлен список вооружения, переданного Армении с российской военной базы N102, дислоцированной в Армении. Как сообщает ИА ANS, общая стоимость данного вооружения составляет 800 миллионов долларов. Указанные в списке виды оружия переданы в 2008 году за подписью начальника вооружения - заместителя командующего войсками Северо- Кавказского военного округа по вооружению, генерал- лейтенанта Вячеслава Головченко. В списке указан 21 танк Т-72; 27 БМП - 2; 12 БТР-ов 70/80; 5 БРЭМ-2 (на базе БМП-1); 4 ед. ракет ЗСУ 23-4 "Шилка"; ракеты разных марок "Стрела"; 875 ящиков гранат Ф-1, РГД-5; 1050 ящиков противотанковых гранат РКГ-3/3 ЕМ; 7897 боеприпасов разных наименований (122мм РС, 152мм 2С3, 122 мм Д-30 и др.); 120 ед. 40 мм. подствольных гранатометов ГП-25; 2846 5, 45 мм АК-74, АКС-74; 1472 7, 62 мм АКМ, АКМС; 103 ночных бинокля НБ-8; тротиловые шашки; мины разных марокМ 62 М/П, ОЗМ-72; ПМН); минометы БМ-37; 9 РСЗО 9К51 БМ-21 "Град"; 10 САУ 152 мм. 1С "Акация" (на базе Т-55), 14 САУ 122 мм. 2 С1 "Гвоздика" (на базе МТ-ЛБУ); пять 100 мм пушек МТ-12р "Рапира"; 210 ракет 3 М9МЗ "Куб" и другого вооружения, боеприпасы, техника и оборудование. В 1996 году Россия уже передавала Армении вооружение на сумму 1 млрд. долларов США. Несмотря на то, что руководство этой страны долгое час опровергало это, затем все-таки пришлось засвидетельствовать этот факт. Руководитель пресс-службы Минобороны Азербайджана, полковник-лейтенант Эльдар Сабироглу сказал, что этот вопрос должен быть капитально изучен: "Пока не могу ничего проронить конкретного. Необходимо провести серьезное следствие и вслед за тем этого не возбраняется будет что- то сказать".

"Все, что будет сделано, будет сделано в интересах и для защиты интересов Азербайджана", - заявил "Эхо" начальный секретарь Министерства иностранных дел АР Эльхан Полухов, комментируя реакцию официального Баку в случае подтверждения информации о передаче Россией Армении вооружений, по оценкам экспертов, на 800 млн. долл. Представитель отечественного внешнеполитического ведомства отметил, что покуда не получен отклик российской стороны. Остановившись на реакции азербайджанской стороны, Полухов указал на то, что по результатам информации по официальным каналам и по своим источникам будет принято определенное консолидированное решение. Дипломат не стал в деталях рассказывать, какое решение может быть принято, при всем при том подчеркнул, что все, что будет сделано, будет сделано в интересах и для защиты интересов Азербайджана.

Сумма, в которую оценивается вооружение, преувеличивается, считает политолог Расим Мусабеков. "Это не талон, который русские передали Армении, вряд ли оружие стоит такую сумму. При всех случаях, думаю, это на строй меньшая сумма, чем та, о которой говорят", - сказал он. Во-вторых, если они думают напугать нас этим оружием, какое-то давление оказать, то это также ошибочно, в силу того что что на практике это оружие и так было в Армении, и мы превосходно понимали, что это оружие из Грузии вывезено в Армению именно для передачи в последующем Армении. Стратегический баланс между нами это тоже не изменит, добавил эксперт ("Эхо").

Вместе с тем Расим Мусабеков считает несомненным то, что так или по-другому все это пагубно отразится на отношениях между Россией и Азербайджаном, крайне солидно повредит российским интересам в Азербайджане. "После того как Азербайджан попросил разъяснения у российской стороны, вызвав посла, и эти разъяснения будут получены, вряд ли они будут удовлетворительными, думаю, Азербайджан непременно должен обозначиться с официальной нотой, где должен выказать близкое по крайней мере раскаяние решению России. Что это не красит положение России как посредника, что Россия может одаривать оружие кому угодно, но должна принимать во внимание, что это не легко кто угодно, это не нетрудно союзник России, но это тот союзник, который оккупирует азербайджанские земли и не собирается их покидать, что этим решением Россия по сути дела становится соучастником оккупации азербайджанских территорий и что это во что бы то ни стало отразится пагубно на интересах России в Азербайджане. Я думаю, это в ноте должно свое отображение найти", - предполагает политолог.

По его мнению, в качестве ответных шагов Азербайджан должен пересмотреть свою позицию и более бойко откликаться на приглашение к сотрудничеству в области безопасности со стороны США, может сходить также довольно неблизко в области военного сотрудничества с Турцией и та сдержанность, которую Азербайджан обнаруживал в отношении планов "Набукко", также должна быть пересмотрена. "Россия должна остаться без газа и те предложения, которые исходили от "Газпрома", должны быть пропущены мимо ушей. И это тоже будет ответом", - полагает эксперт. А есть и другие вещи, говорит Мусабеков, они заключаются в том, что подходит срок завершения аренды Габалинской РЛС и нужно вразумительно вручить постигнуть России, что никакой пролонгации использования Габалинской РЛС не будет, "пусть готовятся к эвакуации". "У них была большая заинтересованность в том, чтобы реализовать оружие Азербайджану. Нельзя сбывать оружие Азербайджану и задарма дарить Армении. Я думаю, что нужно и эти все переговоры заморозить - считает аналитик. - И в конце концов Россия имеет большое положительное сальдо в торговле с Азербайджаном. Думаю, что Азербайджан в состоянии дать ощутить тем российским экспортерам, которые заинтересованы в азербайджанском рынке, что поведение российских властей повлияет в том числе на позиции России на азербайджанском рынке. Если завтра экспорт России в Азербайджан будет в результате этих действий падать, а те же продукты в большем объеме поставляться из Украины, думаю, российские, в том числе деловые круги, найдут вероятность втолковать тем чиновникам в российском правительстве, что запрещено поступать в ущерб конкретным интересам России в Азербайджане".

Из интервью "Эхо" российского политолога Александра Власова, который считает, что в условиях, когда важный кризис только набирает силу, Армения смотрит на Москву больше как на донора, чем на партнера:

"В прошлом году стороны армяно-азербайджанского конфликта подписали Московскую декларацию. После было страсть сколько разговоров, в том числе о возможном скором рывке в деле урегулирования. Но пока ничего нет, напротив, ощущается какая-то пустота. Чего разрешается дожидаться в этом вопросе в первой половине наступившего года?

Еще в прошлом году, после этого подписания декларации я выложил мнение, что если в ближайшие месяцы в рамках подписанного документа не будет движения вперед, хотя бы мелкими шагами, то это декларация зависнет в воздухе. Станет очевидно, что это был какой-то имиджевый продукт, который не связан с реальными шагами на встречу товарищ другу противоборствующих сторон. Россия тут сделала максимум того, что могла: создала благоприятную дипломатическую, информационную среду около переговоров. Но пока фактически не могу прозвать шага со стороны Армении или Азербайджана, достаточно объективно работающего на формирование Московской декларации. Нет шага, который позволительно было сделать запись в плюс инициаторам этого проекта. Это не критика, это объективная оценка. Для того чтобы Московская декларация стала переломным моментом в процессе разрешения нагорно- карабахского конфликта нужны эти шаги. Баку и Ереван должны понимать, что никакие посредники ничего не смогут сделать, если не будет доброй воли со стороны правящих элит. Возможности Москвы, Вашингтона и Анкары достаточно ограничены. Пока между конфликтующими сторонами не будет хотя бы минимального взаимопонимания, Московская декларация не сможет реализовать наш потенциал, который в ней заложен.

Высказывается предположение, что последствия кризиса в итоге, так или иначе, уменьшат аппетит России, ее образ в регионе Южного Кавказа несколько ослабнет, политика Москвы станет менее агрессивной...

Пока кризис больше отразился на политике Европейского союза, чем на политике Москвы. Брюссель сворачивает некоторые масштабные проекты, рассчитанные на пространство бывшего Союза: нехватка средств. Произойдет ли это с Россией, когда весной - летом кризис достигнет своего максимума? Большой вопрос. Сейчас основные проекты на пространстве стран СНГ простаивают. К примеру, на последнюю встречу СНГ прибыл некий круг "избранных": Казахстан, Киргизия, Армения и др. Они настроены на то, чтобы трудиться с Россией в рамках региональных проектов. Москва предлагает партнерам разделять риски, по возможности разделять ответственность и финансирование. Несмотря на кризис, к примеру, Казахстан готов пойти на это, а вот Армения, Киргизия больше смотрят на Москву как на донора, а не как на партнера. В этом контексте отношения между Баку и Москвой могут рскручиваться более эффективно. Азербайджан пока меньше остальных стран бывшего СССР пострадал от кризиса. Открываются новые пространства. В этой ситуации Москва может произвести более сдержанную риторику в отношении Баку..."

Из интервью "Эхо" заместителя главного редактора (терерь уже - главного редактора) российской газеты "Коммерсант" Азера Мурсалиева: "Осенью 2008 года при посреднической деятельности России была подписана Московская декларация между сторонами армяно- азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Планировалось словно бы интенсифицировать переговорный процесс, но на деле - затишье. На ваш взгляд, это был, как считают некоторые, имиджевый проект, от которого ничего поджидать не стоит?

Действительно, это скорее имиджевый проект. Он фактически был выгоден всем участникам. Это произошло потом войны в Грузии, и Москве нужно было показать, что она не агрессор на Кавказе, напротив, она способна быть посредником, налаживать переговорный ход и диалог. Тем самым Кремль хотел косвенно дать понять, что первопричина августовской войны не в Москве, а в Тбилиси. Армения и Азербайджан отступиться в этой ситуации не могли и согласились, так как необходимо было продемонстрировать подготовленность к решению, диалогу. В любом случае, главным итогом московской встречи президентов была сама саммит глав государств. Ждать следом за декларацией подписание еле-еле==немного ли не окончательного мирного соглашения было бы несколько наивно. Вместе с тем, подобные встречи ещё могут быть в этом году, вероятно даже будут вынесены на обсуждения какие-то элементы плана урегулирования. Но опять-таки не стал бы возлагать большие надежды на то, что процесс будет достаточно быстрым.

Москва, с одной стороны, как бы бы пытается продемонстрировать, что равноудалена от Еревана и Баку, является нейтральным посредником, но, с иной стороны, ни для кого не секрет союзнические отношения между РФ и Арменией. Кремль от души рассчитывает, что может быть нейтральным в этой ситуации или же это откровенное лукавство?

И то, и другое. Россия не хочет ухудшать отношения ни с одной из сторон конфликта. Более того, было бы недальновидно улучшать отношения с одной из сторон за счет ухудшения взаимоотношений с другой стороной конфликта. И тут, как и во всякой политике, имеется ингредиент лукавства. Во всяком случае, то, что вы говорите, постановка вопроса - это воззрение из Баку. Но в Ереване считают, что Россия - союзник, и потому Москва должна занимать более проармянскую позицию. Это вопрос баланса. Стремление России помогать хорошие отношения с обоими участниками военного конфликта все-таки свидетельствует об искренности, желании невозобновления боевых действий..."

Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха

Состоялся очередной визит сопредседателей Минской Группы (МГ) ОБСЕ в регион. По мнению азербайджанских экспертов, это рядовой плановый визит, в ходе которого не стоит ждать прорыва в урегулировании карабахского конфликта (ИА АПА).

Ранее америкосский сопредседатель МГ Мэтью Брайза не исключил, что данный визит может сотворить почву для очередной встречи президентов Азербайджана и Армении (ИА АзерТадж). "Основной темой переговоров сызнова будут базовые принципы. Считаю, что в этом вопросе необходимы некоторые уточнения и достижение договоренностей. И надеюсь, что в первом полугодии нам удастся достичь каких-то договоренностей", - сказал Брайза.

Также отмечается, что 9-10 февраля в регион Южного Кавказа должен прийти особый агент Парламентской ассамблеи ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту Горан Ленмаркер. Сообщается, что в рамках визита в регион Г.Ленмаркер побывает и в Азербайджане и проведет строй встреч с официальными лицами страны. В ходе предстоящих встреч будут обсуждены вопросы, связанные с урегулированием карабахского конфликта, сотрудничеством между Азербайджаном и ПА ОБСЕ (ИА "Тренд").

"Это обычный, плановый визит сопредседателей МГ", - считает босс Центра политических инноваций и технологий (ЦПИТ), политолог Мубариз Ахмедоглу ("Эхо"). Относительно выбранного сопредседателями маршрута, эксперт отметил, что "они тем самым хотят удовлетворить амбиции армян". "Дело в том, что армяне раздражительно относятся к каждой информации, касающейся посещения сопредседателями региона. Поэтому они и добавили к маршруту Грузию, а также Ханкенди, и позже этого армяне дали согласие", - продолжил он. Эксперт напомнил о том, что, даже несмотря на то, в Армении были праздничные дни, раньше пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян, в реакция на сообщение о планируемом визите сопредседателей, заявил о том, что в МИД Армении отсутствует информация по этому поводу. "А сквозь день тот же Балаян отметил, что, возможно, визит состоится, и все-таки дата визита пока уточняется", - пояснил он. По словам главы ЦПИТ, ныне армяне могут заявить, что сопредседатели в ходе предстоящего визита обсудят вопросы, касающиеся региональных проблем, в том числе и грузинский вопрос, и так далее. "Предстоящий визит не затронет вопрос подписания какого-либо документа. Каждый визит сопредседателей в регион ассоциируется в Армении с тем, что они привезут документы, в которых будет указано заявочное пожелание избавить на первом этапе семь оккупированных районов. А указанный выше путь сопредседателей предоставляет армянам возможность интерпретировать этот визит, как они хотят", - пояснил он далее. Комментируя грядущий наезд в регион Г.Ленмаркера, политолог отметил, что он длительное время занимался урегулированием данного конфликта. "Ему также необходимо посещать регион, для того, чтобы приготовить отчет", - считает он. Одновременно Ахмедоглу упомянул о том, что было бы намного лучше, если ОБСЕ и МГ ОБСЕ отошли в сторону. "Если эти структуры не занимались урегулированием данного конфликта, то этот вопрос был бы давнехонько разрешен", - сказал М.Ахмедоглу. Венцом "деятельности" МГ, по мнению политолога, стала передача Россией армянской стороне оружия на 800 млн. долларов. "Это оружие было предназначено для карабахских армян, а не Армении", - отметил политолог.

Тем временем политолог Октай Садыхзаде в интервью "Эхо" также отметил, что не стоит ожидать какого-либо дипломатического прорыва от предстоящего визита. "Единственное, что меня удивило это то, что в ходе предстоящего визита сопредседатели посетят Ханкенди и Тбилиси. Хотя насчет Грузии, понятно, будут затронуты вопросы, касающиеся российско- грузинских отношений", - пояснил он. При этом эксперт напомнил о существующем противоречии в самой МГ, в особенности после вооруженного российско-грузинского противостояния. Одновременно О.Садыхзаде упомянул о том, что теперешний президент Армении Серж Саркисян действует с оглядкой на электорат экс-президента этой страны Левона Тер-Петрасяна, находясь в "прессованном" положении. "Поэтому ожидать от Армении каких-либо жестов, крупных политических шагов было бы преждевременно. Что касается предстоящего визита Ленмаркера, то это необходимо понимать как продолжение усилий ОБСЕ, с учетом позиции официального Кремля, для очередного зондажа позиции сторон с целью выяснить, изменились ли позиции конфликтующих сторон", - считает эксперт. Между тем, следует освежить память о том, что еще несколько лет тому назад, в ходе обсуждения очередного доклада, касающегося урегулирования карабахского конфликта, сторонам конфликта было предложено обратиться в Международный суд. Однако, по мнению политолога Ахмедоглу, для того, чтобы обратиться в Международный суд, должны дать согласие обе стороны.

"Если Азербайджан решит обратиться в Международный суд, то необходимо заполучить согласие с армянской стороны, и наоборот. Хотя Азербайджану сильно выгодно подобное обращение. Так как международное право на стороне Азербайджана. Но думаю, что армяне не согласятся пойти на это. Тем не менее, если каким- либо образом, международные структуры убедят Армению в необходимости обратиться в суд, и служебный Ереван даст на это согласие, то международное право будет на стороне Азербайджана", - заключил он. "Полагаю, что как Азербайджан, так и Армения ждут окончательного международного, политического решения. И только после этого они захотят дать старт правовым претензиям дружбан другу. Пока вопрос не решен с поддержки супердержав, а самое главное, чтобы именно они договорились между собой по данному вопросу. Поднимать его в правовой основе считаю преждевременным и малоэффективным. Это может сыграть вспомогательную роль, но он не будет основным, которым является согласие супердержав для политического урегулирования этого конфликта", - считает политолог Садыхзаде.

Азербайджан-Иран

Иран предложил Азербайджану 1,7 млрд. долларов взамен на 10% участия в проекте разработки газоконденсатного месторождения "Шахдениз" в рамках второй фазы проекта. Об этом передает иранское presstv.ir со ссылкой на высшее должностной физиономия в официальных кругах Ирана, курирующих вопросы нефти (ИА "Тренд"). Как отмечается, официальный Тегеран выразил заинтересованность в приобретении по крайней мере 10% участия в проекте "Шахдениз", который является самым большим месторождением газа в Азербайджане, расположенном на юге Каспия, с суммарными запасами в 1,2 трлн. кубметров. Как фиксируют парламентарии и частные эксперты на фоне последних политических и экономических событий Азербайджану необходимо положительно оценивать предложение Ирана, дать оценку с рыночной точки зрения.

Как заявил "Эхо" депутат, член постоянной парламентской комиссии по экономической политике Назим Мамедов, чем больше стран Азербайджан привлечет к разработке нефтегазовых месторождений в стране, тем лучше. "С другой стороны, даже если раньше свойский южный сосед воспринимался неоднозначно Соединенными Штатами, то сегодня свежеиспеченный президент США отмечает, что с Ираном все проблемы нужно находить решение за столом переговоров". Именно поэтому, как считает депутат, в ближайшие годы отношения между Ираном и США будут урегулированы, и в регионе будет обеспечено мирное сосуществование. "Лично я выступаю за сотрудничество с Ираном в плане второй фазы проекта разработки газоконденсатного месторождения "Шахдениз". Раньше имели место нелицеприятные моменты, когда азербайджанская сторона вела изучение месторождении на приграничных территориях, иранская авиация совершила ряд полетов через территорию Азербайджана, чем нарушила границы нашей страны". Но, по его словам, в будущем, после уточнения статуса Каспия, Азербайджан и Иран смогут совместно эксплуатировать месторождения нефтегазовых ресурсов, выявленные на соприкасающихся территориях. "В целом если Азербайджан пойдет на сотрудничество с Ираном в рамках нефтегазовых проектов, то еще более укрепит свои геополитические позиции. Детали предложения Ирана по поводу приобретения 10% участия в "Шахденизе" должны изучаться на основе рыночных принципов".

Как добавил парламентарий, уже прошли те дни, когда в середине 90-х годов прошлого столетия Азербайджану было необходимо привлекать инвестиции на любых условиях. "Теперь Азербайджан имеет достаточно стран-партнеров, но присоединение Ирана к проектам у нас в стране разрешено только приветствовать". Однако, как считает председатель Центра экономического и социального развития Вугар Байрамов, принятие Азербайджаном предложений Ирана невыгодно для страны как с политической, так и экономической точек зрения. По его словам, эта держава не предлагает Азербайджану варианты привлекательнее прочих. По оценкам В.Байрамова, Иран является одной из тех стран, которые заинтересованы в участии в разработке нефтегазовых месторождений в Азербайджане. "С политической точки зрения это предложения невыгодно, так как отношения Ирана с Западом все еще достаточно напряженны. Поэтому экономическое сотрудничество с этой страной пока в отдалении нежелательная будущность в плане имиджа страны на Западе".

С мая 2006 года по сентябрь 2008 года только в городе Тебризе сотрудники иранских спецслужб арестовали возле 17 тысяч этнических азербайджанцев. Об этом сообщил "Эхо" представитель Движения национального пробуждения Южного Азербайджана (ДНПЮА) в Баку Агры Гарадаглы. " Все арестованные являются активистами национального движения, ведущие борьбу за соблюдение прав азербайджанцев, неоднократно принимали участие в различных акциях протеста. Многие из них позднее были осуждены к различным срокам лишения свободы", - пояснил он. Напомним, что в мае 2006 года граждане ИРИ азербайджанской национальности провели акции протеста в связи с публикацией в государственной газете "Иран" оскорбительных карикатур в адрес наших соотечественников. Тогда власти Ирана использовали вооруженных наемников для подавления акций. В ходе трагических событий погибли 52 манифестанта, о 148 участниках акций по этот день ничего не известно. Представитель ДНПЮА отметил, что в соответствии информации, полученной из Южного Азербайджана, только в Тебризе за вышеуказанный срок были обнаружены тела 43 активистов, скончавшихся в результате насильственной смерти. "Их тела были найдены в различное время, в различных частях города и пригороде Тебриза, а также поселках, даже в горной местности. На телах многих из них видны следы пыток", - продолжил он.

Финансовый кризис

"Эхо" пишет: "Лишь за последнюю неделю работающие в стране крупные компании отправили на обязательный, неоплачиваемый, бессрочный отпуск порядка 10 тыс. работников, что по сути означает их увольнение. И это только поверхностные цифры, имеют место также сокращения, о которых широкая общественность страны не информирована. Потеря источников доходов стольких лиц, безусловно, приведет к возникновению проблем с возвратом прежде взятых потребительских и ипотечных кредитов". По словам председателя Центра экономического и социального развития Вугара Байрамова, ранее никто не мог ожидать, что сокращения, связанные с глобальным финансовым кризисом, охватят такие компании, как "Аккорд" и AZAL. "Лица, работающие в этих компаниях не могли ожидать, что в таких компаниях могут возникнуть сокращения и оттого получили у банков достаточно солидные потребительские и ипотечные кредиты". Естественно, что, как отметил глава центра, при отсутствии возможности у потребителя возвратить кредит банки идут на судебное взыскание задолженности и продажу залогового обеспечения, в качестве которого является порой недвижимость, в том числе жилье граждан. "На самом деле это достаточно серьезная проблема, если так продолжится и впредь, то у немалого количества граждан-должников принудительно отберут жилье или же имущество, приобретенное посредством банковского кредита. Это приведет к ухудшению социального положения, по меньшей мере, тысяч граждан". Как подчеркнул начальник центра, подобная ситуация с невозвратом кредитов также ухудшает положение самих банков, которые испытывают сложности с продажей недвижимости или же транспортных средств, оставшихся в распоряжении кредитных организаций в качестве залогового обеспечения. "Это положение является одной из причин сложной ситуации, в которую попал ряд банков". Тем не менее, как добавил Байрамов, если в Азербайджане продолжится сокращение персонала как в крупных, так и некрупных компаниях и организациях, то будет увеличена численность граждан, не способных возвратить ранее взятые кредиты. "Причем тенденция развития ситуации говорит о том, что на будущей неделе продолжатся меры по более серьезному сокращению персонала в работающих в Азербайджане компаниях, в том числе в государственных". По мере осложнения этой ситуации все более актуальнее становится вопрос вмешательства государства в дозволение этих проблем. "В противном случае мы станем свидетелями увеличения в Азербайджане не только количества безработных, но и бездомных граждан". К примеру, в странах Европы правительства с целью "смягчения" негативного воздействия финансового кризиса на рядовых обывателей начали оказывать населению финансовую помощь. "Нелишне было бы употребление аналогичной практики также в Азербайджане".

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |