Баку может пересмотреть отношения с Москвой: Азербайджан за неделю
Политика. Изменение Конституции
Правозащитная организация FreedomHouseобнародовала вчера итоговый доклад о ситуацииза минувший год. Несвободными объявлены42 государства. На пространстве бывшего СССР обстановка ухудшилась в России, Грузии, а ещё в Армении, Азербайджане, Молдавии и Киргизии, говорится в отчете. Азербайджанвключен в список несвободных стран. (ИА "Туран")
Акт референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию Азербайджана пройдет 18 марта текущего года. Центральное местоположение в пакете изменений занимает предложениео ликвидации положения о запрете баллотироваться на пост президентасвышедвух сроков подряд. Согласно пункту V статьи 101 Конституции Азербайджана, "никто не может быть избран президентом Азербайджана больше двух сроков подряд". Нынешний глава Азербайджана Ильхам Алиев был избран на второй пятилетний срок в октябре этого года ("Зеркало"). В одном пакете с упомянутым изменением в Конституции выносятся на обменивание взглядами кроме того следующие вопросы: отсрочка выбороввпарламент в случае ведения страной военных операций; переименованиепарламентских комиссий вкомитеты; рапорт муниципалитетоввпарламенте; предоставление законодательной инициативы 40тысячам избирателей;запретведения видео-, фото-, аудиозаписей супротив воли лица, которого снимают, о материальном обеспечении лиц, которые являлись президентами Азербайджана; о переименовании Национальногобанка страны в Центральный банк и о переименовании исполнительного аппарата президента в администрацию президента.
"Зеркало" пишет: "Возникновение подозрений более того у конструктивно настроенной в отношении властей части оппозиции по поводу предлагаемыхизменений в Конституцию, по крайней мере, свидетельствует о необходимости серьезных общественных обсуждений, которых, к сожалению, не было. Оппозиция может употребить этим фактором и на самом деле показать конструктивизм. Например, обратиться к президенту с предложением о необходимости перенесения референдума на болееприпозднившийся срок, например, на два месяца для организации подобных общественных обсуждений. Стоит напомнить, чтозадолгодо принятия Конституции 1995 года в настоящий момент покойный президент Гейдар Алиев издал указ о создании соответствующей комиссии, которую лично возглавил. Всостав этой комиссии по разработке текста Конституции были включены как представители оппозиции, так и общественности. Г.Алиев лично участвовал в общественных обсуждениях по тексту Конституции. И в 2002 году при посредничестве Бакинского офиса ОБСЕ были организованы общественные обсуждения предлагаемых в Конституцию изменений. А то, что во миг этих обсуждений сторонам не удалось выработать консолидированную позицию, то это уже прочий вопрос. Ведь вряд ли в течение предстоящих двух месяцев в Азербайджанеможет проистечь нечто необычное, без малого революционное. Но если будет принято вывод о переносе референдума на более запоздалый срок для организации общественных обсуждений, то тот самый шаг продемонстрирует силу власти, что, как выше отмечено, не раз делалГейдар Алиев, конструктивизм обеих сторон, что с пониманием будет воспринятодемократическими международными организациями..."
В Баку создано движение "За Карабах и республику", которое будет новости пропаганду против принятия поправок в Конституцию в ходе предстоящего 18 марта референдума. Представителигражданского общества и политпартий выразили согласованный протест против внесения поправок в Конституцию, отменяющихограничения на право одного лица избираться президентом Азербайджана неограниченноечисло раз. Представители партий, НПО и эксперты выразили общее мнение, что эти поправки будут обладать негативные последствия для страны (ИА "Туран").
Собравшиеся на Форум против мартовского референдума главы оппозиционных партий и общественных организаций Азербайджана приняли заключение продолжить обсуждения за закрытыми дверями (ИА "Новости-Азербайджан"). На встрече приняли участие лидеры партий, входящих в блок "Свобода", партии "Мусават", "Умид" и Демократическая, а также представители целого ряда известных НПО (ИА Туран). Обсуждения прошли в напряженной обстановке.
Как заявил председатель Партии Народного Фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли, оппозиция должна спешно объединиться, чтобы в установленный ЦИК недлинный промежуток времени сформировать агитационную группу для координированных акций против проведенияреферендума и фальсификации его результатов. "Этот референдум, так же, как запрет на трансляцию иностранныхрадиопередач в национальном FM-диапазоне, силовые разгоны участников пикетов является месажем к международнойобщественности о полном игнорировании Азербайджаном норм демократии", - сказал Керимли (ИА "Новости-Азербайджан"). "Власть надеется на нашу раздробленность, разобщенность, коммерциализацию наших НПО. Мы должны им показать, что способны выпустить из памяти прошлые обиды во имя защиты республики и Карабаха, можем объединиться в Коалиции против референдума", - заявил председатель партии.
Из беседа "Эхо" председателя партии "Мусават" Исы Гамбара:
"Уже создано немного инициативных групп разной направленности. Вам не кажется, что численноинициативных групп, подобных вашей, выступающих противизменения Конституции, будет немаловажно меньше, чем проправительственных? Если это так, тогда на что рассчитывает "Республиканцы"?
Давайте подсчитаем численность агитационных групп разной направленности уже следом завершения этого этапа кампании референдума. И, во-вторых, главное, чтобы на этих голосованиях была представлена реальная точка зрения народа, позиция, соответствующаяинтересам страны. В этом случае, я думаю, большинствограждан встанет насторону той политической силы, той части гражданского общества, которая выступает, исходя аккурат из интересов народа, всего нашего общества, а не только правящих сил.
Но в целом у вас не складывается ощущение, что даже при относительном соблюдении существующих законодательных норм, власти смогут обставить занятие таким образом, что большинство голосов по итогам референдума окажутся отданными за модифицирование Конституции?
Даже при минимальном следовании нормам закона, я думаю, затея властей по фальсификации результатов референдума не удастся. Они смогут как-то зарегистрировать нужные им цифрытолько путем серьезной, тотальной фальсификацииитогов голосований..."
В поселке Нардаран (пригород Баку) прошла акция протеста против военной операции Израиля в Палестине (ИА АПА). На митинге звучат лозунги "Мы солидарны с Газой!", "Смерть Америке и Израилю!" и др. Выступивший на митинге обитатель Нардарана хаджи Али Гусейнов назвал происходящее в Газе трагедией века. "Опьянев от демократии, Америка поддерживает криминальный Израиль. Во всех концах Азербайджана ненавидят Израиль". А.Гусейнов заявил, что некоторые представители интеллигенции неправильно информируют народ, чем предают своюнацию. "Такие бессовестные интеллигенты, как Сабир Рустамханлы, являютсяпредателями народа. Он клевещет на канал "Сехер" (имеется в виду иранский телеканал. - Ред.), тот, что говорит о проблемах Азербайджана. За такие его действия единственный из старейшин Нардаранавынес ему смертнуюфетву". При этом А.Гусейнов посоветовал депутату усилить цифра своих телохранителей. В свою очередность народный избранник Милли меджлиса Сабир Рустамханлы сообщил, что иранский телеканал"Сехер" неоднократно в передачах и информациях о нем нес полную чушь. "Куда смотрели нардаранцы, когда по иранскому телевидению говорили такое о гражданине Азербайджана? Если они вправду азербайджанцы, должны были ответствовать на клевету в мой адрес, ане оберегать клеветника..."
В Баку состоялось совещание правления Общины горских евреев Азербайджана (1news.az). Была дана оценка ситуации на Ближнем Востоке, связанная с проведением войсками Израиля в секторе Газа военной операции. "Евреи Азербайджана выступают за мир на земле нашей исторической родины. Но мир на земле Израиля невозможен без прекращениятеррористической деятельности ХАМАС, от рук боевиков которой гибнут мирные люди", - заявил Ихиилов. "Поэтому мы поддерживаем проведение в секторе Газа антитеррористической операции, призванной спасти от террора ХАМАС женщин, детей, стариков многонационального Израиля", подчеркнули члены правления общины горских евреев.
Азербайджан-Россия. Оружейный скандал
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Азербайджане Василий Истратов был приглашен в Министерство иностранных дел АР. Во момент встречи, состоявшейсямежду заместителем министра иностранных дел Азербайджана АразомАзимовым и Василием Истратовым, российскому дипломату был представлен официозный запрос с целью полученияответа на вопрос, соответствует ли инфа о передаче Вооруженным силам(ВС) Армениивооружения российских ВС общей стоимостью 800 миллионов долларовСША из расположенной в городе Гюмри военной базы N102 действительности, сообщает пресс-служба отечественного внешнеполитическоговедомства. Посол, в свою очередь, отметил, что российская край внесет ясность в этот вопросительный мотив (ИА "Тренд").
Ранее в СМИ была распространенаинформация о передаче армянам с российской 102-й военной базы в Гюмри 69 наименований оружия и техники. Указанные в списке виды вооруженийпереданы в 2008 году за подписью начальника вооружения, заместителя командующего войсками Северо-Кавказского военного округа повооружению генерал-лейтенанта Вячеслава Головченко. По оценке специалистов, цена этоговооружениясоставляет 800 млн. долларов США.
"По данному вопросу(передаче вооружений на 800 млн. долл.) проводится сбор дополнительных фактов, и по получению необходимой информации МИД сформулирует свою позицию", - заявил ИА "Новости-Азербайджан" первостепеннный секретарь отечественного внешнеполитического ведомства Эльхан Полухов. Глава пресс-службы Министерстваобороны АР Эльдар Сабироглу отметил, что расследование, начавшееся по данному факту, в то время как не завершено. В ближайшее период общественность будет проинформирована по этому поводу.
Тем временем Министерство обороны РФ подтвердило факт передачи Армении вооружения, сообщает ANS-TV. "Передачакаждый военной техники 102-й военной базы Российской Федерации Министерствуобороны Армении регулируется межгосударственным соглашением", - заявил глава пресс-службы силового ведомства Александр Петрунин. Он отметил, что в этом месте неможетбыть и речи о безвозмездной передаче вооружений. В то же пора Министерство обороны Армении опровергло данную информацию. Распространенное азербайджанскими СМИ извещение о том, что Россияякобы передала Армении военную технику на 800 миллионов долл., является дезинформацией, заявил PanArmenian.net пресс-секретарь министра обороны Армении, полковник Сейран Шахсуварян.
Военный эксперт Азад Исазаде полагает, что затем грузинских событий Россия старается отдать родное былое политическое воздействие на Южном Кавказе и вследствие того что все ее действия в регионе следует подвергать рассмотрению как раз посредствомэту призму. "Последние пару летармейский бюджет Азербайджана рос, и в этой гонке вооружений Армения с ее слабой экономикой до времени или поздненько начала бы задыхаться. Поэтому Россияпередачей вооружений Армении на сумму 800миллионов долларов США, что вдвое превосходитбоевой бюджет Армениии равняется военному бюджету Грузии, решила ликвидировать ее отставание от Азербайджана и возродить баланс" ("Эхо").
Выявлен список вооружения, переданного Армении с российской военной базы N102, дислоцированной в Армении. Как сообщает ИА ANS, общая стоимость данного вооружения составляет 800 миллионов долларов. Указанные в списке виды оружияпереданы в 2008 году за подписью начальника вооружения - заместителя командующего войсками Северо- Кавказского военного округа по вооружению, генерал- лейтенанта ВячеславаГоловченко. В спискеуказан 21 танкТ-72; 27 БМП - 2; 12 БТР-ов 70/80; 5 БРЭМ-2 (на базе БМП-1); 4ед. ракет ЗСУ 23-4 "Шилка"; ракеты разных марок "Стрела"; 875 ящиков гранат Ф-1, РГД-5; 1050 ящиков противотанковых гранат РКГ-3/3 ЕМ; 7897боеприпасовразныхнаименований (122мм РС, 152мм 2С3, 122 мм Д-30 и др.); 120 ед. 40 мм. подствольных гранатометов ГП-25; 2846 5, 45 мм АК-74, АКС-74; 1472 7, 62 мм АКМ, АКМС; 103 ночных бинокля НБ-8; тротиловые шашки; мины разныхмарок (ТМ 62 М/П, ОЗМ-72; ПМН); минометы БМ-37; 9 РСЗО 9К51 БМ-21 "Град"; 10 САУ 152 мм. 1С "Акация"(на базе Т-55), 14 САУ 122 мм. 2 С1 "Гвоздика" (на базе МТ-ЛБУ); пять 100 мм пушек МТ-12р "Рапира"; 210 ракет 3 М9МЗ "Куб"и другого вооружения, боеприпасы, техника и оборудование. В 1996 году Россия уже передавала Армении вооружение на сумму 1 млрд. долларов США. Несмотря на то, что руководство этой страны долгое час опровергало это, затем все-таки пришлось засвидетельствовать этот факт. Руководитель пресс-службы Минобороны Азербайджана, полковник-лейтенант Эльдар Сабироглу сказал, что этот вопрос должен быть капитально изучен: "Пока не могу ничего проронитьконкретного. Необходимо провести серьезноеследствие и вслед за тем этого не возбраняется будет что- то сказать".
"Все, что будет сделано, будет сделано в интересах и для защиты интересов Азербайджана", - заявил "Эхо" начальный секретарь Министерства иностранных дел АР Эльхан Полухов, комментируя реакцию официального Баку в случае подтверждения информации о передачеРоссиейАрмении вооружений, по оценкам экспертов, на 800 млн. долл. Представитель отечественного внешнеполитического ведомства отметил, что покуда не получен отклик российской стороны. Остановившись на реакции азербайджанской стороны, Полухов указална то, что по результатам информации по официальным каналам и по своим источникам будет принято определенное консолидированное решение. Дипломат не стал в деталях рассказывать, какоерешение может быть принято, при всем при том подчеркнул, что все, что будет сделано, будетсделано в интересах и для защиты интересов Азербайджана.
Сумма, вкоторую оценивается вооружение, преувеличивается, считает политолог Расим Мусабеков. "Это не талон, который русские передали Армении, вряд ли оружие стоит такуюсумму. При всех случаях, думаю, это на строй меньшая сумма, чем та, о которой говорят", - сказал он. Во-вторых, если они думают напугать нас этим оружием, какое-то давлениеоказать, то это такжеошибочно, в силу того что что на практике это оружие и так было вАрмении, и мы превосходно понимали, что это оружие из Грузии вывезено в Армению именно для передачи в последующем Армении. Стратегический баланс междунами это тоже неизменит, добавил эксперт ("Эхо").
Вместе с тем РасимМусабековсчитаетнесомненнымто, что так или по-другому все это пагубно отразится на отношениях между Россией и Азербайджаном, крайне солидно повредит российским интересамв Азербайджане. "После того как Азербайджан попросил разъяснения у российской стороны, вызвав посла, и эти разъяснения будут получены, вряд ли они будут удовлетворительными, думаю, Азербайджан непременнодолженобозначиться с официальной нотой, где должен выказать близкое по крайней мере раскаяние решению России. Что это не красит положение России как посредника, что Россия можетодаривать оружие кому угодно, но должна принимать вовнимание, что это не легко кто угодно, это не нетрудно союзник России, но это тот союзник, который оккупируетазербайджанские земли и не собирается их покидать, что этим решением Россия по сути дела становится соучастником оккупации азербайджанских территорий и что это во что бы то ни стало отразится пагубно на интересах России в Азербайджане. Я думаю, это в ноте должно свое отображение найти", -предполагаетполитолог.
По его мнению, вкачестве ответных шагов Азербайджан должен пересмотреть свою позицию и более бойко откликаться на приглашение к сотрудничеству вобласти безопасности состороны США, может сходить также довольнонеблизко вобластивоенного сотрудничества с Турцией и та сдержанность, которую Азербайджан обнаруживал в отношении планов "Набукко", также должна быть пересмотрена. "Россия должна остаться без газа и те предложения, которые исходили от "Газпрома", должны быть пропущенымимо ушей. И это тоже будет ответом", - полагает эксперт. А есть и другие вещи, говорит Мусабеков, они заключаются в том, что подходит срок завершения аренды Габалинской РЛС и нужно вразумительно вручить постигнуть России, что никакой пролонгации использования Габалинской РЛС не будет, "пусть готовятся к эвакуации". "У них была большая заинтересованность в том, чтобы реализовать оружие Азербайджану. Нельзя сбывать оружие Азербайджану и задарма дарить Армении. Я думаю, что нужно и эти все переговоры заморозить -считаетаналитик. - И в конце концов Россия имеетбольшое положительное сальдо в торговле с Азербайджаном. Думаю, что Азербайджан в состоянии дать ощутить тем российским экспортерам, которые заинтересованы в азербайджанском рынке, что поведение российских властей повлияет в том числе на позиции России на азербайджанском рынке. Если завтра экспорт России в Азербайджанбудет в результате этихдействий падать, а те же продукты в большем объеме поставляться из Украины, думаю, российские, в том числе деловые круги, найдутвероятностьвтолковать тем чиновникам в российском правительстве, что запрещено поступатьвущербконкретным интересамРоссии в Азербайджане".
Из интервью "Эхо" российского политолога Александра Власова, который считает, что в условиях, когда важный кризис только набирает силу, Армения смотрит на Москву больше как на донора, чем напартнера:
"В прошлом году стороны армяно-азербайджанского конфликта подписали Московскую декларацию. После было страсть сколько разговоров, в том числе о возможном скором рывке в деле урегулирования. Но пока ничего нет, напротив, ощущается какая-то пустота. Чего разрешается дожидаться в этом вопросе в первой половине наступившего года?
Еще в прошлом году, после этого подписания декларации я выложил мнение, что если вближайшие месяцы в рамках подписанного документа не будет движения вперед, хотя бы мелкими шагами, то этодекларация зависнет ввоздухе. Станеточевидно, что это был какой-то имиджевый продукт, который не связан с реальными шагами на встречу товарищ другу противоборствующих сторон. Россия тут сделала максимум того, что могла: создала благоприятную дипломатическую, информационную среду около переговоров. Но пока фактически не могу прозвать шага со стороны Армении или Азербайджана, достаточно объективно работающего на формирование Московской декларации. Нет шага, который позволительно было сделать запись в плюс инициаторам этого проекта. Это не критика, это объективная оценка. Для того чтобы Московская декларациясталапереломным моментом в процессе разрешения нагорно-карабахского конфликта нужны эти шаги. Баку и Ереван должны понимать, что никакие посредникиничего не смогут сделать, если не будет доброй воли со стороны правящихэлит. Возможности Москвы, Вашингтона и Анкары достаточно ограничены. Пока между конфликтующими сторонами не будет хотя бы минимального взаимопонимания, Московская декларация не сможет реализовать наш потенциал, который в нейзаложен.
Высказывается предположение, что последствия кризиса в итоге, так или иначе, уменьшат аппетит России, ее образврегионеЮжного Кавказа несколько ослабнет, политика Москвыстанетменееагрессивной...
Пока кризис больше отразился на политикеЕвропейского союза, чем на политике Москвы. Брюссель сворачивает некоторые масштабные проекты, рассчитанные на пространство бывшего Союза: нехватка средств. Произойдет ли это с Россией, когда весной - летом кризисдостигнет своего максимума? Большой вопрос. Сейчас основныепроектына пространстве стран СНГ простаивают. К примеру, на последнюю встречу СНГ прибыл некий круг "избранных": Казахстан, Киргизия, Армения и др. Онинастроены на то, чтобы трудиться с Россией в рамках региональных проектов. Москва предлагает партнерам разделять риски, по возможности разделять ответственность и финансирование. Несмотря на кризис, к примеру, Казахстан готов пойти на это, а вот Армения, Киргизия больше смотрят на Москву как на донора, а не как на партнера. В этом контексте отношения между Баку и Москвой могут рскручиватьсяболее эффективно. Азербайджан пока меньше остальных стран бывшегоСССР пострадал от кризиса. Открываются новые пространства. В этой ситуации Москва может произвести болеесдержаннуюриторику в отношении Баку..."
Из интервью "Эхо" заместителя главного редактора (терерь уже - главного редактора) российской газеты "Коммерсант" Азера Мурсалиева: "Осенью 2008 года при посреднической деятельности России была подписана Московская декларация между сторонами армяно- азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Планировалосьсловно бы интенсифицировать переговорный процесс, но на деле - затишье. На ваш взгляд, это был, как считают некоторые, имиджевый проект, от которого ничего поджидать не стоит?
Действительно, это скорее имиджевый проект. Он фактически был выгоден всем участникам. Это произошло потом войны в Грузии, и Москве нужно было показать, что онане агрессорна Кавказе, напротив, она способна быть посредником, налаживать переговорный ход и диалог. Тем самым Кремль хотел косвенно дать понять, что первопричина августовской войныне в Москве, а в Тбилиси. Армения и Азербайджан отступиться в этой ситуации не могли и согласились, так как необходимо было продемонстрировать подготовленность к решению, диалогу. В любом случае, главным итогом московской встречи президентов была сама саммит глав государств. Ждать следом за декларацией подписание еле-еле==немного ли не окончательного мирного соглашения было бы несколько наивно. Вместе с тем, подобные встречи ещё могут быть в этом году, вероятно даже будут вынесены на обсуждения какие-то элементы плана урегулирования. Но опять-таки не стал бы возлагать большиенадежды нато, что процесс будет достаточно быстрым.
Москва, с одной стороны, как бы бы пытается продемонстрировать, что равноудалена от Еревана и Баку, является нейтральным посредником, но, с иной стороны, ни для кого не секрет союзнические отношения между РФ и Арменией. Кремль отдуши рассчитывает, что может быть нейтральным в этой ситуации или же это откровенное лукавство?
И то, и другое. Россия не хочет ухудшать отношения ни с одной из сторонконфликта. Более того, было бы недальновидно улучшать отношения с одной из сторон за счет ухудшения взаимоотношений с другой стороной конфликта. И тут, как и во всякой политике, имеется ингредиент лукавства. Во всяком случае, то, что вы говорите, постановка вопроса - это воззрение из Баку. Но в Ереване считают, что Россия - союзник, и потомуМосква должна занимать более проармянскую позицию. Это вопрос баланса. Стремление России помогать хорошие отношения с обоими участниками военного конфликта все-таки свидетельствует об искренности, желании невозобновления боевых действий..."
Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха
Состоялся очередной визит сопредседателей Минской Группы (МГ) ОБСЕ в регион. По мнениюазербайджанских экспертов, эторядовойплановыйвизит, в ходе которого не стоит ждать прорыва в урегулировании карабахского конфликта (ИА АПА).
Ранее америкосский сопредседатель МГ Мэтью Брайза не исключил, что данный визит может сотворить почву для очередной встречи президентов Азербайджана и Армении (ИА АзерТадж). "Основной темой переговоров сызнова будут базовые принципы. Считаю, что в этом вопросе необходимы некоторые уточнения и достижение договоренностей. И надеюсь, что в первом полугодии нам удастся достичь каких-то договоренностей", - сказалБрайза.
Также отмечается, что 9-10 февраля в регион Южного Кавказа должен прийти особый агент Парламентской ассамблеи ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту Горан Ленмаркер. Сообщается, что в рамках визита врегион Г.Ленмаркер побывает и в Азербайджане и проведет стройвстреч с официальными лицами страны. В ходе предстоящих встреч будут обсуждены вопросы, связанные с урегулированием карабахского конфликта, сотрудничеством между Азербайджаном и ПА ОБСЕ (ИА "Тренд").
"Это обычный, плановый визит сопредседателей МГ", - считает босс Центра политических инноваций и технологий (ЦПИТ), политолог Мубариз Ахмедоглу ("Эхо"). Относительно выбранного сопредседателями маршрута, экспертотметил, что "они тем самым хотят удовлетворить амбицииармян". "Дело в том, что армяне раздражительно относятся к каждой информации, касающейся посещения сопредседателями региона. Поэтому онии добавили к маршруту Грузию, а такжеХанкенди, и позже этого армяне дали согласие", -продолжилон. Эксперт напомнил о том, что, даже несмотря на то, в Армении были праздничные дни, раньше пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян, в реакция на сообщение о планируемомвизите сопредседателей, заявил о том, что в МИД Армении отсутствует информация по этому поводу. "А сквозь день тот же Балаян отметил, что, возможно, визит состоится, и все-таки дата визита пока уточняется", - пояснил он. По словам главыЦПИТ, ныне армяне могут заявить, что сопредседатели в ходе предстоящего визита обсудят вопросы, касающиеся региональных проблем, в том числе и грузинский вопрос, и так далее. "Предстоящий визит не затронет вопросподписания какого-либо документа. Каждый визит сопредседателей в регион ассоциируется в Армении с тем, что они привезут документы, вкоторых будет указано заявочное пожелание избавить на первом этапе семь оккупированных районов. А указанный выше путь сопредседателей предоставляет армянам возможность интерпретировать этот визит, как они хотят", - пояснил он далее. Комментируя грядущий наезд врегион Г.Ленмаркера, политолог отметил, что ондлительное время занимался урегулированием данного конфликта. "Ему также необходимопосещать регион, для того, чтобы приготовить отчет", - считает он. Одновременно Ахмедоглу упомянул о том, что было бы намного лучше, если ОБСЕ и МГ ОБСЕ отошли в сторону. "Если эти структуры не занимались урегулированием данногоконфликта, то этот вопрос был бы давнехонькоразрешен", - сказал М.Ахмедоглу. Венцом "деятельности" МГ, по мнению политолога, стала передача Россией армянской стороне оружия на 800 млн. долларов. "Это оружие было предназначено для карабахских армян, а не Армении", - отметил политолог.
Тем временем политолог Октай Садыхзаде в интервью "Эхо" также отметил, что не стоит ожидать какого-либо дипломатического прорыва от предстоящего визита. "Единственное, что меня удивило это то, что в ходе предстоящеговизитасопредседатели посетят Ханкенди и Тбилиси. Хотя насчет Грузии, понятно, будут затронуты вопросы, касающиеся российско- грузинских отношений", - пояснил он. При этом эксперт напомнил о существующем противоречии в самой МГ, в особенности после вооруженного российско-грузинского противостояния. Одновременно О.Садыхзаде упомянул о том, что теперешний президент Армении Серж Саркисян действует с оглядкой на электорат экс-президента этой страны Левона Тер-Петрасяна, находясь в "прессованном" положении. "Поэтомуожидать от Армениикаких-либожестов, крупных политических шагов было бы преждевременно. Что касается предстоящего визита Ленмаркера, то это необходимопонимать как продолжение усилий ОБСЕ, с учетом позиции официального Кремля, для очередного зондажа позиции сторон с целью выяснить, изменились ли позицииконфликтующихсторон", -считает эксперт. Между тем, следует освежить память о том, что еще несколько лет тому назад, в ходе обсуждения очередногодоклада, касающегося урегулирования карабахского конфликта, сторонам конфликта было предложено обратиться в Международный суд. Однако, по мнению политолога Ахмедоглу, для того, чтобы обратиться в Международный суд, должны дать согласие обе стороны.
"Если Азербайджан решитобратитьсяв Международный суд, то необходимо заполучить согласие с армянской стороны, и наоборот. Хотя Азербайджану сильновыгодно подобное обращение. Так как международное право настороне Азербайджана. Но думаю, что армяне не согласятся пойти на это. Тем не менее, если каким- либо образом, международныеструктуры убедят Армению в необходимости обратиться в суд, и служебный Ереван даст на это согласие, то международное право будетна стороне Азербайджана", - заключил он. "Полагаю, что как Азербайджан, таки Армения ждут окончательногомеждународного, политического решения. И толькопослеэтого они захотят дать старт правовым претензиям дружбан другу. Пока вопрос не решен с поддержки супердержав, а самоеглавное, чтобы именно они договорились между собой по данному вопросу. Поднимать его в правовой основе считаю преждевременным и малоэффективным. Это может сыграть вспомогательную роль, но он не будет основным, которым является согласие супердержав для политического урегулирования этого конфликта", - считает политолог Садыхзаде.
Азербайджан-Иран
Иран предложил Азербайджану 1,7 млрд. долларов взамен на 10%участия в проекте разработки газоконденсатногоместорождения"Шахдениз" в рамках второй фазы проекта. Об этом передает иранское presstv.ir со ссылкой на высшеедолжностнойфизиономия в официальных кругах Ирана, курирующих вопросы нефти (ИА "Тренд"). Как отмечается, официальный Тегеран выразил заинтересованность в приобретении по крайней мере 10% участия в проекте "Шахдениз", который является самым большим месторождениемгаза в Азербайджане, расположенном на юге Каспия, с суммарными запасами в 1,2 трлн. кубметров. Как фиксируют парламентарии и частные эксперты на фоне последних политических и экономическихсобытий Азербайджану необходимо положительно оценивать предложение Ирана, дать оценку с рыночной точки зрения.
Как заявил "Эхо" депутат, член постоянной парламентской комиссии по экономической политике Назим Мамедов, чем большестран Азербайджан привлечет к разработке нефтегазовых месторождений в стране, тем лучше. "С другой стороны, даже если раньше свойскийюжныйсоседвоспринимался неоднозначно Соединенными Штатами, то сегодня свежеиспеченный президент США отмечает, что с Ираном все проблемы нужно находить решениеза столом переговоров". Именнопоэтому, как считаетдепутат, в ближайшие годы отношения между Ираном и США будут урегулированы, и в регионе будет обеспечено мирное сосуществование. "Лично я выступаю за сотрудничество с Ираном впланевторой фазы проекта разработки газоконденсатного месторождения "Шахдениз". Раньше имели место нелицеприятные моменты, когда азербайджанская сторона вела изучение месторождении на приграничных территориях, иранская авиация совершила ряд полетов через территорию Азербайджана, чем нарушила границы нашей страны". Но, по его словам, в будущем, после уточнения статуса Каспия, Азербайджан и Иран смогут совместно эксплуатировать месторождения нефтегазовых ресурсов, выявленные на соприкасающихся территориях. "В целом если Азербайджан пойдет на сотрудничествос Ираном в рамках нефтегазовых проектов, то еще более укрепит свои геополитические позиции. Детали предложения Ирана по поводу приобретения 10% участия в "Шахденизе" должны изучаться на основе рыночных принципов".
Как добавил парламентарий, уже прошли те дни, когда в середине 90-х годов прошлого столетия Азербайджану было необходимо привлекать инвестиции на любыхусловиях. "Теперь Азербайджан имеет достаточно стран-партнеров, но присоединение Ирана к проектам у нас в стране разрешено только приветствовать". Однако, как считает председатель Центра экономического и социального развития Вугар Байрамов, принятие Азербайджаном предложений Ирананевыгодно для страны как с политической, так и экономической точек зрения. По его словам, эта держава не предлагает Азербайджану варианты привлекательнее прочих. По оценкам В.Байрамова, Иран является однойиз тех стран, которые заинтересованы в участии вразработке нефтегазовых месторождений в Азербайджане. "С политической точки зрения это предложения невыгодно, так как отношенияИрана с Западом все еще достаточно напряженны. Поэтому экономическое сотрудничество с этой страной пока в отдалении нежелательная будущность в плане имиджа странына Западе".
С мая 2006 года по сентябрь 2008 годатолько в городе Тебризе сотрудники иранских спецслужб арестовали возле 17 тысяч этнических азербайджанцев. Об этом сообщил "Эхо" представитель Движения национального пробуждения Южного Азербайджана (ДНПЮА) в Баку Агры Гарадаглы. " Все арестованные являются активистами национального движения, ведущие борьбу за соблюдение прав азербайджанцев, неоднократно принимали участие в различных акциях протеста. Многие из них позднее были осуждены к различным срокам лишения свободы", - пояснил он. Напомним, что в мае 2006 года граждане ИРИ азербайджанской национальности провели акции протеста в связи с публикацией в государственной газете "Иран" оскорбительных карикатур в адрес нашихсоотечественников. Тогда власти Ирана использовали вооруженных наемников для подавления акций. В ходе трагических событий погибли52 манифестанта, о 148 участниках акций по этот день ничего не известно. Представитель ДНПЮА отметил, что в соответствии информации, полученной из Южного Азербайджана, только в Тебризе за вышеуказанный срок былиобнаружены тела 43 активистов, скончавшихся в результате насильственной смерти. "Их тела были найдены в различное время, в различных частях города и пригороде Тебриза, а также поселках, даже в горной местности. Нателах многих из них видны следы пыток", -продолжилон.
Финансовый кризис
"Эхо" пишет: "Лишь запоследнюю неделю работающие встране крупные компании отправили на обязательный, неоплачиваемый, бессрочный отпуск порядка 10 тыс. работников, что по сути означает их увольнение. И это только поверхностные цифры, имеют место также сокращения, о которых широкая общественность страны не информирована. Потеря источников доходов стольких лиц, безусловно, приведет к возникновению проблем с возвратом прежде взятых потребительских и ипотечных кредитов". По словам председателя Центра экономическогои социального развития Вугара Байрамова, ранее никто не мог ожидать, что сокращения, связанные с глобальным финансовым кризисом, охватяттакие компании, как "Аккорд" и AZAL. "Лица, работающие в этих компаниях немогли ожидать, что в таких компаниях могут возникнуть сокращения и оттого получили у банковдостаточносолидные потребительские и ипотечные кредиты". Естественно, что, как отметил глава центра, при отсутствиивозможности у потребителя возвратить кредит банки идут насудебное взыскание задолженности и продажу залогового обеспечения, в качестве которого является порой недвижимость, в том числежилье граждан. "На самом деле это достаточносерьезная проблема, если так продолжитсяи впредь, то у немалого количества граждан-должников принудительно отберутжильеили жеимущество, приобретенное посредством банковского кредита. Это приведет к ухудшению социального положения, по меньшей мере, тысяч граждан". Как подчеркнул начальник центра, подобная ситуация с невозвратом кредитов также ухудшает положение самих банков, которые испытывают сложности с продажей недвижимости или же транспортных средств, оставшихся в распоряжении кредитных организаций в качестве залогового обеспечения. "Это положение является одной из причинсложной ситуации, в которую попал ряд банков". Тем не менее, как добавил Байрамов, если в Азербайджане продолжится сокращение персонала как в крупных, так и некрупных компаниях и организациях, то будет увеличена численностьграждан, не способных возвратить ранее взятые кредиты. "Причем тенденция развития ситуацииговорит о том, что на будущей неделе продолжатся меры по более серьезномусокращению персонала вработающихвАзербайджане компаниях, в том числе в государственных". По мереосложнения этой ситуации все болееактуальнее становится вопрос вмешательства государства в дозволение этих проблем. "В противном случае мы станем свидетелямиувеличения в Азербайджане не только количества безработных, но и бездомных граждан". К примеру, в странах Европы правительства с целью "смягчения"негативного воздействия финансового кризиса на рядовых обывателей началиоказывать населению финансовую помощь. "Нелишне было бы употреблениеаналогичной практики также в Азербайджане".
По материалам: ИА REGNUM Опубликовано: 15 января 2009