Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Инвестфонд стал ближе к народу

На деньги Инвестфонда теперь смогут претендовать не только гигантские проекты федерального значения, но и небольшие региональные, которые осуществляет средний бизнес. С одной стороны, это расширяет сферу инвестиций, с другой - проконтролировать и оценить эффективность таких проектов будет значительно труднее.

Фото: lizazhitskaya.com

23 июня правительство утвердило поправки в постановление 134 "О формировании и использовании бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ" (они есть в распоряжении "Эксперта Online"). Основным новшеством стало приоритетное финансирование региональных проектов и десятикратное снижение их стоимости. Если раньше проект мог претендовать на бюджетные деньги только при общей стоимости 5 млрд рублей, то теперь для получения бюджетных денег достаточно предоставить на рассмотрение бюджетной комиссии региональный проект общей стоимостью 500 млн рублей (для федеральных проектов ограничение 5 млрд).

При этом 50% финансирования проектов должны взять на себя частные инвесторы. В этом году планируется выделить 80 млрд рублей в Инвестиционном фонде на проекты регионального значения. Из Инвестфонда, согласно новой версии правил его формирования и расходования, могут софинансироваться региональные проекты в области транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ или муниципалитетов, а также в сфере инноваций.

Пока что расставаться с деньгами Инвестфонда чиновники не спешат. На сегодня в портфеле Инвестфонда находится 20 проектов. Среди них комплексное развитие Нижнего Приангарья, строительство нефтеперерабатывающего завода в Нижнекамске, программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области. Общая сумма необходимых для их реализации инвестиций составляет более 1 трлн рублей, из них 342 млрд рублей - средства Инвестфонда. Однако несоответствие с законодательством (софинансирование было заблокировано Бюджетным кодексом, который разрешает лишь субсидии) и другие технические проволочки привели к тому, что выделенные деньги уже не первый год перекочевывают из одного бюджета фонда в другой, пополняясь новыми средствами.

К настоящему моменту потрачено из Инвестфонда только 34,5 млрд рублей. На 1 декабря 2007 года в фонде было 234,3 млрд рублей. За трехлетку инвестфонд по бюджету должен пополниться на 275 млрд рублей (в 2008 году - на 89,2 млрд, в 2009 году - на 109,5 млрд, в 2010 году - на 76,5 млрд). Новое постановление об Инвестфонде, говорят юристы, сдвинет с места его работу, и деньги будут выдаваться более активно.

По мнению ведущего эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимира Сальникова, то, что планка стоимости проектов для регионов снижена - хорошо. "Крупный бизнес и так имеет ресурсы для реализации крупных проектов (если только речь не идет об освоении новых территорий). А среднему бизнесу часто без госпомощи не обойтись. Однако он до сих пор оставался не у дел. Это открывает среднему бизнесу возможность осуществлять много нужных и полезных проектов", - говорит Сальников.

"Снижение порога инвестирования позволит более эффективно развивать инфраструктуру в регионах, решать частные задачи. Возможно, это окажется более эффективно, чем вложения в стройки века. Например, развитие мясопереработки в регионах даст ничуть не худшую отдачу, чем строительство дорогостоящих дорог", - соглашается Александр Осин, главный экономист УК "Финам менеджмент".

С другой стороны, полагает Сальников, управляемость проектов усложнится. "500 млн - это небольшая планка, под нее попадает очень много проектов. Это проекты ниже среднего масштаба - деревообрабатывающий завод, небольшое агропредприятие и пр. Поэтому еще больше возрастают требования к механизму мониторинга и контроля", - отмечает Сальников.

Предполагается, что оценивать инвестпроекты чиновники будут на основании сразу нескольких показателей: финансовой эффективности (оценивается чистая стоимость проекта и внутренняя норма его доходности), бюджетной эффективности (отношение налоговых поступлений в консолидированный бюджет к объему бюджетных ассигнований), а также вклада в увеличение валового регионального продукта региона. Подробную методику оценки эффективности региональных проектов российское правительство собирается принять уже в ближайшее время. Но пессимисты считают, что даже такие показатели эффективности могут не сработать. Региональные чиновники могут сделать из инвестфонда кормушку для себя и "своих" компаний. Тем более что под понятие инновационного проекта можно подвести все, что угодно, а показатели эффективности в планах и по результату могут различаться.

"Основной риск здесь - более сложный контроль за эффективностью расходования средств фонда, растущие возможности для каких-то хищений и коррупционных схем. Кроме того, если масштабные проекты запускали очень крупные игроки, как правило, федерального уровня, то сейчас, во-первых , существует вероятность существенного роста заявок со стороны региональных компаний (есть риск утонуть в бумагах), во-вторых , нельзя исключать, что в дележе федеральных денег будут пытаться принимать участие недостаточно надежные партнеры", - говорит Осин.

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |