На деньги Инвестфонда теперь смогут претендовать не только гигантские проекты федерального значения, но и небольшие региональные, которые осуществляет средний бизнес. С одной стороны, это расширяет сферу инвестиций, с другой - проконтролировать и оценить эффективность таких проектов будет значительно труднее.
Фото: lizazhitskaya.com
23 июня правительство утвердило поправки в постановление 134 "О формировании и использовании бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ" (они есть в распоряжении "Эксперта Online"). Основным новшеством стало приоритетное финансирование региональных проектов и десятикратное снижение их стоимости. Если раньше проект мог претендовать на бюджетныеденьги только при общей стоимости 5 млрд рублей, то теперь для получения бюджетныхденегдостаточно предоставить на рассмотрение бюджетной комиссии региональный проект общей стоимостью 500 млн рублей (для федеральных проектов ограничение 5 млрд).
При этом 50% финансирования проектов должны взять на себя частные инвесторы. Вэтом году планируется выделить 80 млрд рублей в Инвестиционном фонде на проекты регионального значения. Из Инвестфонда, согласно новой версии правил его формирования и расходования, могут софинансироваться региональные проекты в области транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ или муниципалитетов, а также в сфере инноваций.
Пока что расставаться с деньгами Инвестфонда чиновники не спешат. На сегодня в портфеле Инвестфонда находится 20 проектов. Среди нихкомплексноеразвитие Нижнего Приангарья, строительство нефтеперерабатывающего завода в Нижнекамске, программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области. Общая сумма необходимых для их реализации инвестиций составляет более 1 трлн рублей, из них 342 млрд рублей - средства Инвестфонда. Однако несоответствие с законодательством (софинансирование былозаблокированоБюджетным кодексом, который разрешает лишь субсидии) и другие техническиепроволочки привели к тому, что выделенные деньги уже не первый годперекочевывают из одного бюджета фонда в другой, пополняясь новыми средствами.
К настоящему моменту потрачено из Инвестфонда только 34,5 млрд рублей. На 1 декабря 2007 года в фонде было 234,3 млрд рублей. За трехлетку инвестфонд по бюджету должен пополниться на 275млрд рублей (в 2008 году -на 89,2 млрд, в 2009 году - на 109,5 млрд, в 2010году - на 76,5 млрд). Новое постановление об Инвестфонде, говорят юристы, сдвинет с места его работу, и деньги будут выдаваться более активно.
По мнению ведущего эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимира Сальникова, то, что планка стоимости проектов для регионов снижена - хорошо. "Крупный бизнес и так имеет ресурсы для реализации крупных проектов (если только речь не идет об освоении новых территорий). А среднему бизнесу часто без госпомощи не обойтись. Однако он до сих пор оставался не у дел. Это открывает среднему бизнесу возможность осуществлять много нужных и полезных проектов", - говорит Сальников.
"Снижение порогаинвестирования позволит более эффективно развивать инфраструктуру в регионах, решатьчастные задачи. Возможно, это окажется более эффективно, чем вложения в стройки века. Например, развитие мясопереработки в регионах даст ничуть не худшую отдачу, чем строительстводорогостоящих дорог", - соглашается Александр Осин, главный экономист УК"Финамменеджмент".
С другой стороны, полагаетСальников, управляемостьпроектов усложнится. "500 млн - это небольшая планка, под нее попадает очень много проектов. Это проекты ниже среднегомасштаба -деревообрабатывающий завод, небольшое агропредприятие и пр. Поэтому еще больше возрастают требования к механизму мониторинга и контроля", - отмечает Сальников.
Предполагается, что оценивать инвестпроекты чиновники будут на основании сразу нескольких показателей: финансовой эффективности (оценивается чистая стоимость проекта и внутренняя норма его доходности), бюджетнойэффективности(отношение налоговых поступлений в консолидированный бюджет к объему бюджетных ассигнований), а такжевклада в увеличение валовогорегионального продукта региона. Подробную методику оценки эффективности региональныхпроектовроссийское правительство собирается принять уже вближайшеевремя. Но пессимисты считают, что даже такие показатели эффективности могут не сработать. Региональные чиновники могут сделать из инвестфонда кормушкудля себя и "своих" компаний. Тем более что под понятие инновационного проекта можно подвести все, что угодно, а показатели эффективности в планах и по результату могут различаться.
"Основной риск здесь - болеесложныйконтрольза эффективностью расходования средств фонда, растущие возможности для каких-то хищений и коррупционных схем. Кроме того, если масштабные проекты запускали очень крупные игроки, как правило, федерального уровня, то сейчас, во-первых , существует вероятность существенного роста заявок со стороны региональных компаний (есть риск утонуть в бумагах), во-вторых , нельзя исключать, что в дележефедеральных денег будут пытаться принимать участие недостаточно надежные партнеры", - говорит Осин.