Массовые отключения горячей воды в украинской столице сигнализируют о близости полного развала коммунальной системы страны. Главная причина - отсутствие взаимодействия и взаимоконтроля действий государственной власти и местного самоуправления
Фото: Александр Зубко
"Это была спланированная провокация", - объяснила премьер-министр Юлия Тимошенко то, что с 11 по 14 декабря была прекращена подача горячей воды в нескольких киевских районах. Четыре дня без горячей воды обходилисьобитателисвыше пяти тысяч жилыхдомов, а кроме того 184 лечебных заведения, 133 школы, 276 детских садоввтринадцати жилых массивах. Выступив 17 декабря на очередном заседании Кабинета министров, Юлия Тимошенко заявила, что коммунальный кризис устроил глава администрации города столицы Леонид Черновецкий, и только благодаря усилиям правительства удалось нормализовать обстановку.
В это пора перед зданием Кабмина сторонники Черновецкого проводили акцию протеста супротив политики правительства, которая, по их мнению, привела к лишению киевлян коммунальных услуг. Ранее Черновецкий заявлял, что в проблемах с обеспечением теплом обитателей столицы повинна группа "Нафтогаз Украины". С 18 ноября киевским котельным без малого на30% понизили давление газа. Температура в домах стала падать, иуправляющая городскими ТЭЦ фирма "Киевэнерго" была вынуждена кончить подачу горячей воды.
НАК "Нафтогаз Украины", в свою очередь, винит столичнуювласть, котораяне компенсировала"Киевэнерго" разницу между установленными тарифами и экономически обоснованными (кактого требует закон о ЖКХ) и оттого не может выплатить госкомпании задолженность в 200млн гривен. Черновецкий отвечает, что сам "Нафтогаз Украины" должен "Киевэнерго" возле 250 млн гривен за коммунальные услуги, но не соглашается изготовить взаимозачет долга, требуя делать расчеты.
К четвергу 18 декабря все стороны конфликта нашли общего виновника. И НАК, и "Киевэнерго" в своихпресс-релизахзаявили, что столичная верх обязанарассчитаться с предприятиями-поставщикамикоммунальных услуг, после этого чего все смогут отдать дружбан другу долги. Заложниками этих запутанных отношений между представителями разных уровней власти оказались потребители - предприятия и жители столицы. За их счет киевская власть, подняв тарифы на коммунальные услуги, рассчитывает прикрывать дыры в бюджете, а поставщики услуг - сводить свойский финансовый баланс.
Загадочные аргументы
С первого декабря в Киеве тарифы на отопление и горячую и холодную воду увеличены как самое малое в полтора и как максимум в десять с половиной раз - в зависимости от категории потребителей. Есть ещё план распоряжения о повышении платы за обслуживание домов и придомовых территорий для всех потребителей с 1,10 до 13,50 гривни за квадратный метр. Причем жителям дореволюционных домов и "хрущевок" придетсяоплачивать больше, чем тем, кто живет в новостройках. Критерии - численность обслуживающихобительработников ЖЭКов и порядок их зарплаты. А с января2009 года квартплата киевлян увеличится в два-пять раз, а для некоторых коммерческих предприятий коммунальные услуги подорожают в десять раз. Бюджетные учреждения (школы и больницы) будут уплачивать больше за коммунальные услуги в среднем в полтора раза.
Такие меры объясняютсянеобходимостью достичь экономически обоснованного уровня тарифов, по иному предприятия "Киевэнерго", "Киевгаз" и "Киевводоканал", работая себе в убыток, несмогут снабжать предоставление качественных коммунальных услуг (в полном объеме). В одном из пресс-релизов , которые АК "Киевэнерго" разослала намедни отключения горячей воды, сообщалось, что это - один методика сберечь тепло в домах. Но на тот же довод - "привести тарифы к уровню экономически обоснованных" - ссылался президент ВикторЮщенко, когда отменял первое приказание Черновецкого в конце октября о повышении тарифов на отопление и горячую и холодную воду для юридических лиц. Об этом говорится и в постановленииГосударственной инспекции поценам и решении Антимонопольного комитета. Между тем мэр Киева без особоготрудаотклонил все эти протесты. Уже во втором распоряжении он исключил из перечня бюджетных организаций, которым расценки на тарифы повышены, секретариат президента, учреждения Верховной Рады и правительства. Президенту этого оказалось достаточно, и последние распоряжения Черновецкого от 27 ноября он не отменял.
К формулировке "экономически обоснованные тарифы" государственные деятели прибегают как к аргументу и за, и против повышения тарифов ещё с 2006 года, когда Киевскаягородскаягосударственная администрация (КГГА) впервой грубо повысила цена коммунальных услуг. Тогда заместитель главы администрации города Анатолий Голубченко должен был дать общественности экономические обоснования этого решения. Однако ни единственный из опрошенных "Экспертом" депутатов Киевсовета не видел обещанного обоснования. "До тех пор покуда в каждой квартире не будут установлены счетчики на тепловую энергию, холодную и горячую воду, корректного обоснования расценок на эти услуги быть не может. Если таких данных нет, тарифы должны формироваться исходя из уровня платежеспособности населения", - заявил "Эксперту" бывший мэр Киева, а в настоящий момент всенародный народный избранник Александр Омельченко. Тарифная политика регулируется множеством нормативных документов, начиная от законов о жилищно-коммунальном хозяйстве ио тепловой энергиии заканчивая правительственными постановлениямио формуле тарифа. Однако при формировании тарифовв Киеве все эти акты игнорируются.
Избирательная "Турбота"
Леонид Черновецкий правит Киевом под плотным прикрытием президента
До избрания Леонида Черновецкого главой администрации города в Киеве действовал равный тариф для всех категорий потребителей (исключением были только льготники посреди населения). В своих распоряжениях о повышениитарифов Черновецкий поделил потребителей на бюджетников и "остальных", определив для бюджетников наименьший процент повышения. Перечень бюджетниковсоставлялся на усмотрение руководства КГГА. Среди них оказались такие небедные хозрасчетные организации, как санаторий "Пуща-Водица"и телерадиокомпания "Киев".
Согласно закону о жилищно-коммунальном хозяйстве, если установленный исполнительным органомместной власти тариф на коммунальныеуслуги ниже экономически обоснованного (таковых расчетов, как правило, нет), то эта отличалка покрывается из местного бюджета. Однако в 2008−м у киевской власти появились проблемы с городским бюджетом - в первый раз за многие годы расходы в нем превысили доходы.
Более половины из запланированных в столичном бюджете на сегодняшний год расходов были сделаны уже в первом микрорайоне года, перед перевыборами мэра вмае. Около 1,2 млрд гривен политическая элита потратила на программу"Турбота" (денежные выплатыразным категориям киевлян), то есть 44% предусмотренных на нее в бюджете средств. "Эту программу придумал еще бывший мэр Александр Омельченко перед выборами в 2006 году, по сути, как агрегат подкупа избирателей. Но он не предполагал, что ее позволительно использовать в таких масштабах, как это делает Черновецкий. Омельченко определил три-четыре праздника, на которые малообеспеченным выплачивались деньги, и немного общественных организаций, созданных для поддержки социально незащищенных", - говорит начальник аппарата фракции Блока Виталия Кличко в Киевсовете ВладимирБондаренко. При Черновецком по программе "Турбота" выплачивались десяткитысяч родственникам погибших в разных войнах, политзаключенным, многодетным, сотни тысяч направлялись на счета общественных организаций (иногда без указания, какойименно) и десятки миллионов гривен- на выплату одноразовой денежной помощи социально незащищенным. Эти расходы киевская власть намеревалась покрывать за счет поступлений в четвертом квартале. Но в четвертом квартале выяснилось, что бюджет недополучил рядом 40% из запланированных поступлений - в странеразразилсяфинансово-экономический кризис.
По словам начальника главного управления КГГА по вопросам ценовой политики ВасилияЯструбинского, убытки поставляющих коммунальные услуги предприятий составляютодин миллиард гривен в год, и новые тарифы должны вывести их на безубыточный уровень. Предприятия-монополисты на рынке коммунальных услуг в столице - "Киевводоканал", "Киевгаз" и "Киевэнерго" - сами определяют надобный им охват компенсации. Причем от увеличения размера тарифа запрашиваемые суммы на компенсацию не уменьшаются. "Происходит своеобразное рейдерство городского бюджета. Если в январе этого года трем предприятиям, по их данным, была необходима дотация в 472,6 миллиона гривен в год, то к осени она выросла до семисот миллионов, хотя затраты поставщиков, в частности стоимость на газ, оставались неизменными", - говорит Бондаренко.
Законодательство предусматривает, что в габариттарифа на коммунальные услуги закладывается норма рентабельности не больше чем 12%. Для киевских предприятий ЖКХ вэтом году была заложена рентабельность вдесять процентов. Однако последнее указание мэра Черновецкогоо размерах тарифов повышает расценки на коммунальные услуги для населения самое меньшее на 150%, а для отдельных юридических лиц - до 950%.
Насессии Киевсовета 18 декабря депутатывписали изменения в бюджет и отменили граничную рентабельность коммунальныхпредприятий вдесять процентов.
Бывший мэр Киева Александр Омельченко не ожидал, что созданный им энергохолдинг на все сто уйдет в частные руки
Столичные тарифы на жилищно-коммунальные услуги растут не по закону о ЖКХ, а исходя из расходов предприятий, предоставляющих эти услуги. "На предложение заслушать доклад руководителей трех предприятий-поставщиков коммунальныхуслуг нам ответили, что его уже рассматривал наблюдательный совет и этаинфа есть в комиссии по ЖКХ. Однако, как сообщилакомиссия, такихсведений у них нет", - подчеркнул Владимир Бондаренко.
В 2006 году Киевсовет своим решением ввел предприятия "Киевводоканал", "Киевгаз" и "Киевэнерго" в единую акционерную структуру закрытого типа "Киевэнергохолдинг" (КЭХ). Депутат Киевсовета Дмитрий Андриевский заявил "Эксперту", что с 2007−го информация о финансовом состоянии холдинга закрыта. Отказавшийся предоставить депутатам сведения о КЭХ глава комиссии по ЖКХ Юрий Бондарь в то же время возглавляет наблюдательный совет холдинга. У этой структуры есть все основания игнорировать столичных депутатов - в текущее время у Киевсовета нет рычагов влияния на ее деятельность.
Акционирование столицы
Центральным предприятием в КЭХ, кругом которого и создавался холдинг, является акционерная компания "Киевэнерго". Через нее проходят платежи за отопление и горячую воду. В управлении этой компании находятся киевские ТЭЦ, которые подогревают полученную от "Киевводоканала" воду и подают ее в дома, а такжеобеспечиваютцентральное отопление. Контроль над "Киевэнерго" гарантирует надзор над всем энергохолдингом.
Когда при АлександреОмельченко создавался КЭХ, его контролировал Киевсовет (61%), имеющийтакже пакетик акций в "Киевводоканале" (67%), "Киевгазе" (60%+ 1 акция) и 12,73% в "Киевэнерго" (50% принадлежали Национальной энергетической компании Украины). Вподписанном бывшим мэром решении о создании КЭХ от 5 апреля 2006 года 39% акций холдинга поделены междудвумякипрскими компаниями Densec Ltd и Zarova Ltd (20 и 19% соответственно). Омельченко заявил "Эксперту", что мелкие пакеты акций консолидировали в своих руках бизнесмены Василий Хмельницкий (ныне народный депутат от Партии регионов) и Андрей Иванов (до перевыборов Киевсовета в мае 2008 года был его депутатом, сегодня создал подконтрольную фракцию "Гражданский актив Киева"), скупив их у мелких акционеров - сотрудников компании. По данным Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, в 2007 году Киевсовет не являлся акционером "Киевэнерго". У Национальной энергетической компании Украины остается50% акций, остальные принадлежат двум кипрским компаниям Kapiton Trading Ltd и Fluminea Ltd. По информации "Эксперта", решения обизменении структуры акционерного капитала в КЭХ в базе данных Киевгорадминистрации нет. Значит, передел энергетическогорынкастолицы продолжается. В КЭХ уже представлены интересы Донбасской топливно-энергетической компании (ДТЭК), входящей в бизнес-структуру Рината АхметоваSystem Capital Management. Генеральный управляющий "Киевэнерго" Эдуард Соколовский прежде возглавлял "Днепроблэнерго".
Таким образом, платежи за горячую воду и отопление, составляющие примерно половиныквартплаты киевлян, поступают не в бюджет города, а на счета компании "Киевэнерго". А она не платит налоги в столичную казну, потому что ею владеют структуры, зарегистрированные в офшорной зоне. Тем не менее жители Киева, выплачивая налоги вгородской бюджет, будут не только вносить плату "Киевэнерго" затепло и горячуюводу по повышенным в разы расценкам, но и компенсировать разницу в тарифах, которая определяется непонятным для них образом. Эти монеты КЭХ может применять для погашения своего долга перед НАК "Нафтогаз Украины". На последнейсессии Киевсовета 18 декабря Юрий Бондарьсообщил, что задолженность города перед "Киевэнерго" по компенсации разницы в тарифах составляет 500 млн гривен, а должок "Киевэнерго" перед компанией "Газ Украины" (дочерняя архитектура НАКа) равен 450 млн гривен. Вместес тем руководителям предприятий-монополистов на столичном рынке коммунальных услуг удалось снять ссебя обязательство по обеспечению этими услугами. Хозяйственный суд Киева 12 декабря вынес определение, в которомговорится, что "Киевгаз", "Киевводоканал" и "Киевэнерго" не несут ответственность за отключениетеплоснабжения в Киеве. Согласнозакону о теплоснабжении, поставщиками коммунальных услуг являются организации, на балансе которых числится здание. Предприятия, находящиеся в составе КЭХ, не имеют на своем балансе ни одногоздания в столице. Это компетенция либо ЖЭКов, либо кондоминиумов, либо, если учреждения бюджетные, - местных управлений образования, здравоохранения и др.
Четыре дня тринадцать жилых массивов Киева оставались без горячей воды
"Киев из столицы, которая всю дорогубыла поднадзором президента, при ЛеонидеЧерновецкомпревратилсяввотчину группы бизнесменов. Представители частного капитала поделили между собой предприятия, входящие в "Киевэнергохолдинг", расставив на руководящих должностях своих людей. А позже того, как эти лица по таковой же схеме получили контроль и над городским банком"Хрещатик", Киевсовет потерял контроль над счетами, на которые поступают коммунальные платежи. Президент покрывает авантюру, потому Черновецкий и его окружение до сих пор удерживают власть в столице", - заявил в разговоре с "Экспертом" Александр Омельченко.
Контрольсверху, управление - снизу
Все публичные обвинения в адрес Черновецкого и киевской власти остаются недоказанными. Кроме следственной комиссии, инициированной Тимошенко накануне перевыборов в мае этого года, ревизиюдеятельностистоличной власти никто не проводил. Попытки еще раз переизбрать мэра Киева (такиепланы есть у нынешнего премьера) имеют все шансы на провал. Подкупая столичную бедноту небольшимильготамии выплатами, Черновецкий еще крепче сплотил ряды своих сторонников. Его оппоненты не могут предложить избирателям альтернативную стратегию управления Киевом.
До сих пор проблемы с обеспечением коммунальными услугами возникали в столице не по объективной технической причине, а из-за несогласованностидействийвласти на разных уровнях. Но это знак о том, что организация государственного управления, которая не можетснабдить граждан жизненно необходимыми условиями, близка к своему коллапсу. Чтобы разрешить проблемы скоммунальной инфраструктурой, необходимо изменятьсистему управления ЖКХ.
"Реформу в отрасли нужно инициироватьс изменения механизма государственного регулирования тарифов. Одиниз первых шагов -создание независимого регулятора в сфере жилкомхоза", - говорит бывший вице-премьер в правительстве Януковича Владимир Рыбак. Этот регулятор будет предуготовлять адекватность цен и тарифов. "Коммунальные предприятия и ЖЭКи в эти дни ничем и никому не обязаны. В отрасли долженвкалывать двоякий механизм управления. Государство создает систему контроля - жилищно-коммунальную инспекцию, Нацкомиссию, контролирующую тарифы, крепкий мониторинг со стороны Антимонопольного комитета. А жильцам необходимо объединяться в кондоминиумы и лично присматривать за качеством и ценами услуг. Другого пути решения проблемы ЖКХ нет", - заявил министр Жилищно-коммунального хозяйства Украины Алексей Кучеренко.