Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Театр на титанах

Применяемые при реставрации Каменноостровского театра технологии подземного строительства могут быть востребованы в условиях исторического центра Санкт-Петербурга

Архитектор Альберт Кавос, по проекту которого в 1844 году ремонтировался деревянный Каменноостровский театр, построенный 17 годами ранее всего лишь за 40 дней, надеялся, что теперь здание простоит еще полвека. Здание летнего театра, признанное уникальным памятником деревянного зодчества и театральной архитектуры эпохи классицизма, выдержало втрое больший срок. Первая за всю историю театра комплексная реставрация началась в прошлом году. Председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП) Вера Дементьева не скрывает: "Мы вовремя вышли на объект и буквально подхватили здание - никто не предполагал, в каком тяжелом состоянии оно находилось. Фундамент, стоявший на огромных прогнивших бревнах, провисал, и театр мог в любой момент обрушиться".

Однако дело не ограничивается только реставрацией памятника. Деревянное здание летнего театра, в лучшие свои времена использовавшегося лишь два-три месяца в году, приспосабливается под новые функции. Оно станет второй сценой Академического Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова (АБДТ). Чтобы приспособить обветшалое строение к новой роли, потребовалось освоить подземное пространство под историческим зданием - там разместится сценическое оборудование, декорации, служебные помещения, фойе, гардеробы и т.д. Проект, стоимость которого может превысить 1 млрд рублей, осуществлен с применением новейших строительных технологий. Более того, проект Каменноостровского театра может считаться пилотным, демонстрирующим возможности подземного строительства в центре Петербурга, в сложных инженерно-геологических условиях, в плотном окружении исторической застройки и памятников.

Президентский подарок

Стимулом к появлению масштабного проекта реставрации и реконструкции Каменноостровского театра стало решение президента Владимира Путина в октябре 2005 года передать здание в ведение АБДТ как подарок к 80−летию его художественного руководителя Кирилла Лаврова. К тому времени Каменностровский театр - федеральный памятник и объект федеральной собственности - сменил множество пользователей. Здание было и складом, и репетиционной площадкой оркестра им. В.В. Андреева ("Телевизионный театр"), и местом проведения банкетов. Последним обитателем значился клуб спортивных бальных танцев.

Впрочем, поначалу президентская щедрость чуть было не обернулась уничтожением памятника. Заказчик проекта - благотворительный фонд "Константиновский", связанный с управлением делами президента, - предлагал простейший и практичный путь. Снести деревянное строение и, выполнив подземную часть проекта (всем было очевидно, что без новых площадей невозможно существование полноценного современного театра), возвести на его месте новодел из бетона и кирпича, воссоздающий исторический облик Каменноостровского театра.

"Губернатор Валентина Матвиенко твердо определила позицию города: демонтаж памятника недопустим. Ведь на всю Россию сохранилось лишь два деревянных театра - в Петербурге и немного более ранний театр в Архангельском, - вспоминает Вера Дементьева. - Тогда мы разработали собственную концепцию реставрации и приспособления Каменноостровского театра, показывающую, что технически можно сделать подземное пространство, сохранив деревянное здание. Мы доказали, что возможно уникальное технологическое решение, еще никогда не применявшееся в Петербурге, и что КГИОП готов взять на себя ответственность в роли заказчика".

далось собрать команду подрядных организаций, очень профессионально и четко работающих на конечную цель и понимающих, насколько высока ответственность всех участников", - говорит генеральный директор ООО "Краски города" (генподрядчик проекта) Серик Бегишев.

По его словам, в среде специалистов признано, что в НИИ "Спецпроектреставрация" работают лучшие в России специалисты - проектировщики в области работ по дереву. Генеральным проектировщиком выступает НПОеореконструкция - Фундаментпроект", выполнившее уникальный по своим техническим решениям проект. За устройство подземного пространства и реконструкцию фундаментов взялась компания "Геоизол", хорошо известная на петербургском строительном рынке.

"Что же касается уровня реставрационных работ по дереву, то могу сказать следующее: у нас даже работает бригада, занимавшаяся реставрацией памятников деревянного зодчества в Кижах", - добавляет Бегишев.

Преемники атлантов

Под деревянным зданием, <noindex>вывешенным" на сваях, создается подземное пространство"/>

Под деревянным зданием, "вывешенным" на сваях, создается подземное пространство

Ключевая идея проекта следующая: старинное деревянное здание поднимается и "вывешивается" на специальных сваях, чтобы под ним можно было откопать грунт и построить подземное сооружение глубиной около 6 м. Таким образом, удается не только избежать вредоносной для памятника разборки, но и создать достаточно комфортные условия для того, чтобы одновременно осваивать подземное пространство и проводить реставрацию деревянных конструкций театра. По словам генерального директора ЗАО "НПО "Геореконструкция - Фундаментпроект"" Алексея Шашкина, это первая попытка применения в Петербурге технологии top-down ("вверх-вниз"). На Западе эта технология традиционно используется для строительства новых зданий с развитой подземной частью. Но отличие в том, что у нас "вверху" идет реставрация, а "внизу" - новое подземное строительство.

"Каменноостровский театр - это действительно первое здание в Петербурге, "пересаженное" на буронабивные сваи, под которым устраивается подземное пространство, - отмечает генеральный директор ООО "Геоизол" Елена Лашкова. - Были попытки углубления подвалов или строительства рядом со зданиями заглубленных помещений, но до сих пор отсутствовали примеры создания полноценного двухэтажного подземного пространства под существующим зданием. Можно сказать, что на этом объекте демонстрируется технология, с помощью которой мы сможем в дальнейшем работать в городе, создавая подземные пространства под любыми зданиями. Для Петербурга это реальный путь надежного сохранения исторических зданий".

Применение буронабивных свайитан", по мнению Елены Лашковой, является весьма щадящей с точки зрения вибрации технологией. После бурения и заливки цемента сваи с буровым инструментом остаются в земле и используются как опоры и каркас. В дальнейшем, после завершения строительства, часть свай может быть срезана, а часть - задействована в качестве колонн. Укрепленные при помощи железобетонного обвязочного пояса фундаменты здания "вывешиваются" на сваи. По периметру будущего подземного пространства делается шпунтовое ограждение и откапывается грунт (с помощью малой техники и просто вручную), а затем устраивается плита бетонного основания (на отметке 6,6 м) и стены подземного пространства. По словам Лашковой, "Геоизол" завершит все предусмотренные проектом работы уже через несколько месяцев.

"Конечно, технологии с применением свай "Титан" недешевые, но они являются решением вопроса строительства подземных пространств, в том числе паркингов, в историческом центре города, - говорит Лашкова. - Ведь участки в центре города стоят дорого и инвесторам выгодно вкладывать в подземное строительство. Сдерживающим фактором до сих пор были не деньги, а технические возможности. В этом отношении проект Каменноостровского театра, несмотря на его камерный характер, с точки зрения технологий оказывается прорывом".

Вкус подлинного

Концепция реставрации деревянного строения предполагает максимальное сохранение всех подлинных элементов. Даже кованые гвозди начала XIX века, вынимающиеся при переборке бревен (их более 4,5 тыс.), выпрямляются, обрабатываются и вновь используются. По словам специалиста компаниираски города" Дмитрия Львова, за год удалось перебрать все стены. Остается еще кровля и стропильная система. Каждый элемент деревянной конструкции осматривается, расчищается, обрабатывается антисептическими средствами для предотвращения разрушения грибком. А в некоторых случаях для "обеззараживания" применяется СВЧ-излучение.

Интерьеры зрительного зала будут восстановлены в стилистике театра первой четверти XIX века

Интерьеры зрительного зала будут восстановлены в стилистике театра первой четверти XIX века

Локальные поражения плесенью, грибком и жучком-древоточцем , которого реставраторы называют главным врагом Каменноостровского театра, удаляются. "Протезы", устанавливаемые на "прооперированное" место бревна, изготавливаются из древесины аналогичного вида и по возможности того же возраста. Предполагается, что после реставрации здание будет не менее чем на 80% состоять из подлинных деревянных элементов.

аша важнейшая задача - сохранить также и архитектурно-конструктивный замысел создателей здания, - подчеркивает Дмитрий Львов. - При постройке была применена интересная стоячно-балочная система, где каждый элемент работает на различные формы напряжения, и в целом получается, что каждое бревнышко несет небольшую нагрузку. Поэтому, перебирая здание, мы должны сохранить технологическую последовательность сборки, используя даже в случае замены или протезирования отдельных деревянных элементов изначальный принцип соединения с помощью шипов и пасов". В ходе реставрации проводятся мероприятия по укреплению конструкций здания, для придания большей жесткости каркасу в наиболее уязвимых местах применяются аутентичные металлические стяжки.

В связи с превращением летнего театра в круглогодичный его пришлось утеплить. Делать это стараются также с минимальным ущербом для памятника. При переборке бревен, изначально имевших летнюю врубку, вставляется паклеутеплитель. Но основной эффект будет достигнут за счет того, что по всей площади фасадов пространство между бревенчатыми стенами и деревянной обшивкой (она также полностью сохранится) заполнят специальной древесной крошкой. Это, по сути, размочаленная древесина с добавлением борной кислоты и антисептика - смесь, которая, помимо обеспечения теплоизоляции, поглощает влагу. Также будет сделана система продувки фасада снаружи и изнутри.

Под двумя ключами

А вот внутреннее убранство театра придется воссоздавать буквально с нуля. Как отмечают реставраторы, из старинных интерьеров сохранились только акустические щиты. Дошедшие до нашего времени следы живописи, сделанной во времена строительства здания, планируется законсервировать. На основе исторических образцов будет сделана новая роспись интерьеров зрительного зала.

В разработке интерьеров театра участвуют архитектор Владимир Бурыгин и главный художник АБДТ Эдуард Кочергин. С учетом специфики Каменноостровского театра, в том числе влияния на акустику, спроектирована модель стульев для зрителей. Примечательно, что помимо использования новейшего сценического оборудования предусматривается трансформация сцены, пола зрительного зала и барьера оркестровой ямы в единое пространство, что позволит проводить в театре не только спектакли, но и балы, приемы.

"Мы решили обеспечить возможность для полной нагрузки театра, думая, конечно, о том, чтобы он был посещаемым и мог зарабатывать, - отмечает Вера Дементьева. - И, кстати, еще у архитектора Шустова, по проекту которого в 1827 году строился театр, была идея раздвижной сцены, опускающейся до уровня пола зрительного зала". Стоимость театрального оборудования может составить около половины всего бюджета проекта.

Проект финансируется полностью за счет средств бюджета Санкт-Петербурга , и, по словам Веры Дементьевой, его окончательная стоимость может превысить 1 млрд рублей (Главгосэкспертиза еще не завершила согласование затрат на выполнение работ по подземной части проекта). Как будет решен вопрос собственности в случае с Каменноостровским театром, пока неизвестно. "Возможно, подземное пространство как вновь созданный объект будет принадлежать городу, а отреставрированное здание останется в федеральной собственности, - предполагает Вера Дементьева. - Получится, что будет два "ключа" от театра".

Председатель КГИОП говорит, что открытие театра планируется к празднику города, к 27 мая 2009 года. Впрочем, учитывая сложность и уникальность работ, выполняемых на площадке Каменноостровского театра, и установку реставраторов на скрупулезное сохранение подлинных элементов памятника, может быть, не стоит рисковать качеством? Ведь театр отныне будет не только летним и вполне сможет открыться осенью, к началу театрального сезона, или к Новому году.

Санкт-Петербург

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |