Применяемые при реставрации Каменноостровского театра технологии подземного строительства могут быть востребованы в условиях исторического центра Санкт-Петербурга
Архитектор Альберт Кавос, по проекту которого в 1844 году ремонтировался деревянный Каменноостровский театр, построенный 17годамиранеевсего лишьза 40 дней, надеялся, что теперь здание простоит еще полвека. Здание летнего театра, признанное уникальным памятникомдеревянного зодчества и театральной архитектуры эпохи классицизма, выдержало втроебольший срок. Первая за всю историю театра комплексная реставрация началась в прошлом году. Председатель Комитета по государственному контролю, использованиюи охране памятников историии культуры Санкт-Петербурга(КГИОП) Вера Дементьева не скрывает: "Мывовремя вышлина объекти буквально подхватили здание - никто не предполагал, в каком тяжелом состоянии оно находилось. Фундамент, стоявший наогромных прогнивших бревнах, провисал, и театр мог в любой момент обрушиться".
Однако дело не ограничивается толькореставрацией памятника. Деревянное здание летнего театра, в лучшие свои времена использовавшегося лишь два-три месяца в году, приспосабливается под новыефункции. Оно станет второй сценой Академического Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова (АБДТ). Чтобы приспособить обветшалое строение к новой роли, потребовалось освоить подземное пространство под историческим зданием - там разместится сценическое оборудование, декорации, служебные помещения, фойе, гардеробы и т.д. Проект, стоимость которогоможетпревысить 1млрд рублей, осуществлен с применением новейших строительных технологий. Более того, проект Каменноостровского театраможетсчитаться пилотным, демонстрирующим возможности подземного строительства в центре Петербурга, в сложных инженерно-геологических условиях, в плотном окружении исторической застройки и памятников.
Президентский подарок
Стимулом к появлению масштабного проекта реставрации и реконструкции Каменноостровского театра стало решение президента Владимира Путина в октябре 2005 года передать здание в ведение АБДТ как подарок к 80−летию его художественного руководителя Кирилла Лаврова. К тому времениКаменностровский театр - федеральный памятник и объект федеральной собственности- сменил множество пользователей. Здание было и складом, и репетиционной площадкой оркестра им. В.В. Андреева ("Телевизионный театр"), иместом проведения банкетов. Последним обитателем значился клуб спортивных бальных танцев.
Впрочем, поначалу президентская щедрость чуть было не обернулась уничтожением памятника. Заказчик проекта - благотворительный фонд "Константиновский", связанный с управлением делами президента, - предлагал простейший и практичный путь. Снести деревянное строение и, выполнив подземную часть проекта (всем было очевидно, что без новыхплощадей невозможно существование полноценного современноготеатра), возвести на его месте новодел из бетона и кирпича, воссоздающий исторический облик Каменноостровского театра.
"Губернатор Валентина Матвиенко твердо определила позициюгорода: демонтаж памятника недопустим. Ведь на всюРоссию сохранилось лишь два деревянных театра - вПетербурге и немного более ранний театр в Архангельском, - вспоминает Вера Дементьева. - Тогда мы разработалисобственнуюконцепциюреставрациии приспособления Каменноостровского театра, показывающую, что технически можно сделать подземное пространство, сохранив деревянное здание. Мы доказали, что возможно уникальноетехнологическоерешение, еще никогда не применявшееся в Петербурге, и что КГИОП готов взять на себя ответственность в роли заказчика".
"Удалось собрать команду подрядных организаций, очень профессионально и четко работающих на конечную цель и понимающих, насколько высокаответственность всех участников", - говорит генеральный директор ООО "Краски города" (генподрядчик проекта) Серик Бегишев.
Поего словам, в среде специалистов признано, что в НИИ "Спецпроектреставрация" работают лучшие в России специалисты - проектировщики в области работ по дереву. Генеральным проектировщиком выступает НПО "Геореконструкция - Фундаментпроект", выполнившее уникальный по своим техническим решениям проект. За устройство подземного пространства и реконструкцию фундаментов взялась компания "Геоизол", хорошо известная на петербургском строительном рынке.
"Что же касается уровня реставрационных работ по дереву, то могу сказать следующее: у нас даже работает бригада, занимавшаяся реставрацией памятников деревянного зодчества в Кижах", - добавляет Бегишев.
Преемники атлантов
вывешенным" на сваях, создается подземное пространство"/>
Под деревянным зданием, "вывешенным" на сваях, создается подземное пространство
Ключевая идея проекта следующая: старинное деревянное здание поднимается и "вывешивается" на специальных сваях, чтобы под ним можно было откопать грунт и построить подземное сооружение глубиной около 6 м. Таким образом, удается не только избежать вредоносной для памятника разборки, но исоздать достаточно комфортные условия для того, чтобы одновременноосваивать подземное пространство и проводить реставрацию деревянных конструкций театра. По словам генерального директора ЗАО "НПО"Геореконструкция -Фундаментпроект"" Алексея Шашкина, это перваяпопытка применения в Петербургетехнологииtop-down ("вверх-вниз"). На Западе эта технология традиционноиспользуется для строительства новыхзданийс развитой подземной частью. Но отличие в том, что у нас "вверху" идет реставрация, а "внизу" - новое подземное строительство.
"Каменноостровский театр - это действительно первое здание в Петербурге, "пересаженное" на буронабивные сваи, под которым устраивается подземное пространство, - отмечаетгенеральныйдиректор ООО "Геоизол" Елена Лашкова. - Были попытки углубления подвалов или строительства рядом со зданиями заглубленных помещений, но до сих пор отсутствовали примеры создания полноценного двухэтажного подземного пространства под существующим зданием. Можно сказать, что на этом объекте демонстрируется технология, с помощью которой мы сможем в дальнейшем работать в городе, создавая подземные пространства под любыми зданиями. Для Петербурга это реальный путь надежного сохранения исторических зданий".
Применение буронабивных свай "Титан", по мнению Елены Лашковой, является весьма щадящей с точки зрения вибрации технологией. После буренияи заливкицемента сваи с буровым инструментом остаются в землеииспользуются как опоры и каркас. В дальнейшем, послезавершениястроительства, часть свай может быть срезана, а часть - задействована в качестве колонн. Укрепленные при помощи железобетонного обвязочногопояса фундаменты здания "вывешиваются" на сваи. По периметру будущего подземного пространства делается шпунтовое ограждение и откапываетсягрунт (с помощью малой техники и просто вручную), а затем устраивается плита бетонного основания (на отметке 6,6 м) и стены подземного пространства. По словам Лашковой, "Геоизол" завершит все предусмотренные проектомработы уже черезнесколько месяцев.
"Конечно, технологии с применением свай "Титан" недешевые, но они являются решением вопроса строительства подземных пространств, в том числе паркингов, в историческом центре города, - говорит Лашкова. - Ведь участки в центре города стоят дорого и инвесторам выгодно вкладывать в подземное строительство. Сдерживающим фактором до сих пор были не деньги, а технические возможности. В этом отношениипроект Каменноостровского театра, несмотря на его камерный характер, с точки зрения технологий оказывается прорывом".
Вкус подлинного
Концепция реставрации деревянного строения предполагает максимальное сохранение всех подлинных элементов. Даже кованые гвозди начала XIX века, вынимающиеся при переборке бревен (их более 4,5 тыс.), выпрямляются, обрабатываются и вновь используются. По словам специалиста компании "Краски города" Дмитрия Львова, за год удалось перебрать все стены. Остается еще кровля и стропильная система. Каждый элементдеревяннойконструкции осматривается, расчищается, обрабатывается антисептическими средствами для предотвращения разрушения грибком. А в некоторых случаях для "обеззараживания" применяетсяСВЧ-излучение.
Интерьеры зрительного зала будут восстановлены в стилистике театра первой четверти XIX века
Локальные поражения плесенью, грибком и жучком-древоточцем , которого реставраторы называют главным врагомКаменноостровского театра, удаляются. "Протезы", устанавливаемые на "прооперированное" место бревна, изготавливаются из древесины аналогичного вида и по возможноститого же возраста. Предполагается, что после реставрации здание будет не менее чем на 80% состоять из подлинных деревянных элементов.
"Наша важнейшая задача - сохранить также и архитектурно-конструктивный замысел создателейздания, - подчеркивает Дмитрий Львов. - При постройке была применена интересная стоячно-балочная система, гдекаждый элемент работает на различные формынапряжения, и в целом получается, что каждое бревнышко несет небольшую нагрузку. Поэтому, перебирая здание, мы должны сохранить технологическуюпоследовательность сборки, используя даже в случае замены или протезирования отдельных деревянных элементов изначальный принцип соединения с помощью шипов и пасов". В ходе реставрации проводятся мероприятия по укреплению конструкций здания, для придания большей жесткости каркасувнаиболее уязвимых местах применяются аутентичныеметаллическиестяжки.
Всвязис превращением летнеготеатра в круглогодичный его пришлось утеплить. Делать это стараются также с минимальным ущербом для памятника. При переборке бревен, изначально имевших летнюю врубку, вставляется паклеутеплитель. Но основной эффект будет достигнут за счет того, что по всей площади фасадов пространство между бревенчатыми стенами и деревянной обшивкой (она также полностью сохранится) заполнят специальной древесной крошкой. Это, по сути, размочаленная древесина с добавлением борной кислоты и антисептика - смесь, которая, помимо обеспечения теплоизоляции, поглощает влагу. Также будет сделана системапродувкифасада снаружииизнутри.
Под двумя ключами
А вот внутреннее убранство театра придется воссоздавать буквально с нуля. Как отмечаютреставраторы, из старинных интерьеров сохранились только акустические щиты. Дошедшие до нашеговремениследы живописи, сделанной во времена строительства здания, планируется законсервировать. На основе исторических образцов будет сделана новая роспись интерьеров зрительного зала.
В разработке интерьеров театра участвуютархитектор Владимир Бурыгин и главный художник АБДТ Эдуард Кочергин. С учетом специфики Каменноостровского театра, в том числе влияния на акустику, спроектирована модельстульевдля зрителей. Примечательно, что помимо использования новейшего сценического оборудования предусматривается трансформация сцены, пола зрительного зала и барьера оркестровойямы в единое пространство, что позволит проводить в театре не только спектакли, но и балы, приемы.
"Мы решили обеспечить возможность для полнойнагрузки театра, думая, конечно, о том, чтобы он был посещаемым и мог зарабатывать, - отмечает Вера Дементьева. - И, кстати, еще у архитектора Шустова, по проекту которого в 1827 году строился театр, была идея раздвижной сцены, опускающейся до уровня пола зрительного зала". Стоимость театрального оборудования может составить около половины всего бюджета проекта.
Проект финансируется полностью за счет средств бюджета Санкт-Петербурга , и, по словам Веры Дементьевой, его окончательная стоимость может превысить 1 млрд рублей(Главгосэкспертиза еще незавершила согласование затрат на выполнение работ по подземной части проекта). Как будет решен вопрос собственности в случае с Каменноостровским театром, пока неизвестно. "Возможно, подземное пространство как вновь созданный объект будет принадлежать городу, а отреставрированноезданиеостанется в федеральной собственности, - предполагает Вера Дементьева. - Получится, что будет два "ключа" от театра".
Председатель КГИОП говорит, что открытиетеатра планируется к празднику города, к 27 мая2009 года. Впрочем, учитывая сложность и уникальностьработ, выполняемых на площадке Каменноостровского театра, и установку реставраторовна скрупулезное сохранение подлинных элементов памятника, может быть, нестоит рисковать качеством? Ведь театр отныне будет нетольколетним и вполнесможет открыться осенью, к началу театральногосезона, или к Новому году.