Политические риски в Грузии привели к свертыванию инвестиционной деятельности Казахстана в этой стране
Будем искать такой же, но без рисков
Фото: ИТАР-ТАСС
В конце сентября стало известно, чтонефтегазоваякомпания "КазМунайГаз" (КМГ) отказалась от строительства НПЗ в грузинскомпорту Батуми. Затем госкомпания "Продкорпорация" дезавуировала свое намерение построить в Поти зерновой терминал и элеватор емкостью 24 тыс. тонн. Не исключено, что их примеру могут последоватьи другие казахстанские инвесторы.
Кот в мешке
В последние годы Казахстан стал одним из крупнейших инвесторов, вкладывавших в экономику Грузии, оказавшись по этому показателю на втором месте после США. Так, если в 2003 годутоварооборотмежду странамиедва достигал 10 млн долларов, то к концу 2006−го приблизился к миллиарду долларов. Аналитиками вложения казахстанских инвесторов в энергетический, банковский, строительный и туристический секторы Грузии оцениваются не менее чем в два миллиарда долларов. Еще в марте 2005 года "БТА Банк" (тогда называвшийся Банк "ТуранАлем") выкупил 49% грузинского банка Silk Road Bank, объявил себя проводникомгрузинского бизнеса вКазахстан и, наоборот, казахстанского бизнесавГрузию. Казахстанские инвесторы приобрели более 20 гостиниц и пансионатов на побережье Аджарии. Только в недвижимость в Тбилиси БТА вложил, по разным оценкам, от 150 до 250 млн долларов. Кроме того, в мае 2006 года банк за 90 млн долларов приобрел крупнейшую в стране телекоммуникационную сеть "Электросвязь Грузии".
Не намного отстала от БТА в приобретении активов в Грузии национальная компания "КазМунайГаз". По данным департамента приватизации Минэкономики Грузии, "дочка" КМГ АО"КазМунайСервис"весной 2006 года за 10 млн долларов купила известный оздоровительный комплекс "Ликани-Боржоми" , находящийся на территории правительственной резиденции (обычно там отдыхают президент Грузии и его семья). Нацкомпанией был также приобретен контрольный (а в феврале 2008 года выкуплен полностью) пакет акций нефтяного терминала в Батуми. Планировалось и строительство вблизи Батуминефтеперерабатывающего завода мощностью пять-семь миллионов тонн сырья в год и стоимостью около миллиарда долларов. Основной целью приобретения данных активов была диверсификация экспортных маршрутов казахстанской нефти и обеспечение прямого выхода казахстанским товарам на мировые рынки.
Активно развивая сотрудничество с Грузией, "КазМунайГаз" в мае2006 года за 12,5 млн долларов стал владельцем газораспределительной компании АО "Тбилгази" (ныне ООО "КазТрансГаз-Тбилиси"). Низкая стоимость сделки объясняется тем, что "Тбилгази" был признан банкротом: задолжал кредиторам (средикоторых были тбилисская мэрия и грузинский Минфин, российские компании "Газэкспорт" - дочка "Газпрома" - и "Итера") почти 140 млн долларов.
Следует отметить, что ранее грузинские власти неоднократнопытались продать "Тбилгази". Однако на владение газораспределительной сетью, пригодной к использованию менее чем на 15%, претендентов не находилось. В частности, проявившая было в июле 2002 года интересизраильская компания Tahal Conculting Engineering, просчитавзатраты на проект, признала его нерентабельным и отказалась от этой затеи.
Таким образом, до тех пор пока по указанию Астаны ее не купил казахстанский инвестор в лице"КазТрансГаза", компания была совершенно безнадежна не только в смысле изношенных производственных активов, но и сбора платежей за текущие поставки "голубого топлива". По информации ВВС, компания "Тбилгази" ежегодно теряла до 60% газа из-за банальноговоровства. Приняв политическое решениепротянутьТбилиси руку помощи, Астана попыталась вытащить страну победившей "революции роз" из "газовой петли".
Какойтут был разыгран политический пасьянс, сказать трудно. Купив кота в мешке, казахстанская сторона получила проблемы снахождением газа для Тбилисиисбора платежей за текущие поставки газа. Объем инвестиций в развитие газораспределительной сети грузинской столицы (при крайней сомнительности окупаемости вложений) был увеличен спервоначальных 82 млн до 150 млн долларов. Отметим, что тогда же руководство "КазТрансГаза" признавалось: для приведения газовогохозяйства Алматы в безупречное состояниетребуется 600 млн тенге (5 млн долларов) ежегодных вливаний и 10лет неустаннойработы. Однако деньги пошли в Грузию.
Каспийское спокойствие
Сильные политические риски в Грузии, проявившиеся во времяее вооруженного конфликта с Южной Осетией, привеликтому, что вектор бурного развития двусторонних казахстанско-грузинских отношений сменилсяна обратный. Казахстан дезавуировал ряд объявленных в прошлом году крупных инвестиционных решений. Первым был отказ АО "НК "КазМунайГаз"" от строительства нефтеперерабатывающегозавода в Батуми, затем госкомпании "Продкорпорация"- от планов возведения зернового терминала в Поти стоимостью порядка 10 млн долларов.
Министр сельского хозяйства Казахстана Акылбек Куришбаев честно признал, что отказ связан "с международными проблемами, с ситуацией вГрузии". Представители "КазМунайГаза" опровергли слухи о политической подоплеке своего решения. "В выбореруководствуемсятолько экономической целесообразностью. Здесь политику за уши не надо притягивать", - цитирует агентство Reuters словаодного изпредставителейкомпании, назвавшего реальной причинойотказанедостаток территории, выделенной под строительство НПЗ. Правда, тогданепонятно, чем руководствовалась компания, выкупая в прошлом году за 27 млн долларов участок площадью 80 га именно под проект строительства НПЗ.
Очередным объектом, который пополнит парад несбывшихся надежд, может стать газораспределительная компания ООО "КазТрансГаз-Тбилиси". Вопрос о ее продаже (случайно или нет) совпал с призывом грузинской оппозиции изгнать из страны ее владельца - газовую компанию "КазТрансГаз". "Без всякогообъявления "КазТрансГаз" с 1 августа повысил тариф на кубометр газа с 50 тетри (35центов)до 70 тетри, причем не только для юридических, но и для определеннойкатегории физических лиц, поэтому мы требуем выдворения этой компании изГрузии и национализации ееактивов... "КазТрансГаз"грабит населениеГрузии с помощью сегодняшнего грузинского правительства, которое фактически находится в доле этого грабежа", - заявил на прошлой неделеодин из лидеров Лейбористскойпартии ГрузииПаата Джибладзе. Обращает на себя внимание не столько повод(повышение тарифов), сколько значительная задержка с реакцией. Между тем экспертыеще при приобретении "Тбилгази" предупреждали, что высокие (для Грузии) тарифы на газ могут привести к конфликтам с грузинскими потребителями.
Таким образом, если ранеезаявлялосьо хороших условиях в Грузии для ведения бизнеса, то сегодня Казахстан подсчитывает убытки. Впрочем, возможно, вложения Казахстана в Грузии были продиктованы не столько экономическими, сколько политически конъюнктурными соображениями. Теперь ситуация изменилась, и госкомпании принялирешение дистанцироваться от непредсказуемогорежима.
Политический пасьянс
Приобретение нефтяного терминала в Батуми привело к принятию Казахстаном ответственности за поставки нефти по смешанному танкерно-железнодорожному маршруту Актау-Баку-Батуми (часть Казахстанской каспийской системы транспортировки, ККСТ) и обеспечение порта Батуми наливным транзитным экспортным грузом. Отметим, что врамках ККСТ предусматривалось создание инфраструктуры на сумму 1,6 млрд долларов.
Однакоиспользование терминала в Батуми даже для загрузки сырьем двух НПЗрумынской энергетическойкомпании "Ромпетрол" (контролируются КМГ) представляется экономически невыгодным. В этом случае неоднократные перевалки (использование железной дороги и перевозки по морю) увеличивают срок и стоимость транспортировки груза по сравнению с транзитом через Россию. И все ради того, чтобы поддержать Грузию и обойти Россию?
С началом войны на Кавказе Астана резко утратила интерес к этому маршруту, и прозвучало предложение переориентации нефтеэкспортных потоков на собственныенужды. Тем не менее пока "КазТрансОйл" не отказывается отнамеренийинвестировать в Батумский порт инефтяной терминал. "В Батумском нефтяном терминале и Батумском морскомпорту действует инвестиционная программа, которая предусматривает дальнейшее развитие мощностей и техническое перевооружение этих предприятийв соответствии со стандартами АО "КазТранcОйл". Компания ставит своей целью достижение запланированных на 2008 год основных производственно-финансовых показателей работы своих транспортных активов в Грузии, порта и терминала, на уровне перевалки 9,2 млн тонн грузов", - заявили в пресс-службе госкомпании.
Таким образом, можноконстатироватьповторениеукраинского сценария в Грузии. Как известно, ранее Украина была выбрана ключевым партнером для экспансии в Восточную Европу. Однако затем пришлось сворачивать такие некогда перспективные проекты, как строительство НПЗ в Одесской области, развитие транзитаказахстанской нефти из порта "Южный" через Украину и Белоруссиюв страны Балтии.
Не надо печалиться?
Несмотря на то что США и Евросоюз пообещали Грузии оказать ей значительную финансовую помощь, вооруженный конфликт в Южной Осетии будет иметь весьма серьезные и долгосрочные последствия не только для Грузии, но и для мировойполитики и экономики. Начало формированию ее новой модели уже положено.
До событий на КавказеАстана иеепартнеры отдавали предпочтение ККСТ, но теперь вказахстанских планах могут произойти изменения. В частности, Ак орда ищет нового партнерадля своих нефтяных и зерновых проектов. И им может стать Иран. Астана и Тегеран начали переговоры построительству НПЗ на севере Ирана вблизи берегов Каспия. Обсуждается возможность строительства казахстанско-туркменско-иранского трубопровода мощностью от 25 млн тонн в год, который начнетсяв Атырау и завершится вНеке. В перспективе труба может быть продолженаот Неки до порта Джанавех на берегу Персидского залива, а пропускная способность удвоена.
"Иранский маршрут являетсяпотенциальным направлением транспортировки нефти на юг. Это позволитнам выйтивПерсидский заливи получить доступ к азиатским рынкам", - заявил телекомпании "Астана"президент НК "КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдин. По мнению экспертов, единственной серьезной проблемой в реализацииэтогоплана являются сложные отношения Ирана с Западом. Однако, отмечают они, Казахстан, развиваяпо мере возможности иранское направление, может переориентировать нефтяные потоки в Китай.
После проигранной в августе войны ниотельный, ни курортный, ни банковский бизнес в Грузии скорой отдачи не обещает. И это понятно. Политическаяисториястраны в течение всего постсоветского времени была в основном исключительно насильственной. Высокая вероятность смены руководства, массовых волнений, передела собственности в обозримом будущем не делают Грузию привлекательной ни для отдыха, ни для инвестиций.