Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Парад несбывшихся надежд

Политические риски в Грузии привели к свертыванию инвестиционной деятельности Казахстана в этой стране

Будем искать такой же, но без рисков

Будем искать такой же, но без рисков

Фото: ИТАР-ТАСС

В конце сентября стало известно, что нефтегазовая компания "КазМунайГаз" (КМГ) отказалась от строительства НПЗ в грузинском порту Батуми. Затем госкомпания "Продкорпорация" дезавуировала свое намерение построить в Поти зерновой терминал и элеватор емкостью 24 тыс. тонн. Не исключено, что их примеру могут последовать и другие казахстанские инвесторы.

Кот в мешке

В последние годы Казахстан стал одним из крупнейших инвесторов, вкладывавших в экономику Грузии, оказавшись по этому показателю на втором месте после США. Так, если в 2003 году товарооборот между странами едва достигал 10 млн долларов, то к концу 2006−го приблизился к миллиарду долларов. Аналитиками вложения казахстанских инвесторов в энергетический, банковский, строительный и туристический секторы Грузии оцениваются не менее чем в два миллиарда долларов. Еще в марте 2005 года "БТА Банк" (тогда называвшийся Банк "ТуранАлем") выкупил 49% грузинского банка Silk Road Bank, объявил себя проводником грузинского бизнеса в Казахстан и, наоборот, казахстанского бизнеса в Грузию. Казахстанские инвесторы приобрели более 20 гостиниц и пансионатов на побережье Аджарии. Только в недвижимость в Тбилиси БТА вложил, по разным оценкам, от 150 до 250 млн долларов. Кроме того, в мае 2006 года банк за 90 млн долларов приобрел крупнейшую в стране телекоммуникационную сеть "Электросвязь Грузии".

Не намного отстала от БТА в приобретении активов в Грузии национальная компания "КазМунайГаз". По данным департамента приватизации Минэкономики Грузии, "дочка" КМГ АО "КазМунайСервис" весной 2006 года за 10 млн долларов купила известный оздоровительный комплекс "Ликани-Боржоми" , находящийся на территории правительственной резиденции (обычно там отдыхают президент Грузии и его семья). Нацкомпанией был также приобретен контрольный (а в феврале 2008 года выкуплен полностью) пакет акций нефтяного терминала в Батуми. Планировалось и строительство вблизи Батуми нефтеперерабатывающего завода мощностью пять-семь миллионов тонн сырья в год и стоимостью около миллиарда долларов. Основной целью приобретения данных активов была диверсификация экспортных маршрутов казахстанской нефти и обеспечение прямого выхода казахстанским товарам на мировые рынки.

Активно развивая сотрудничество с Грузией, "КазМунайГаз" в мае 2006 года за 12,5 млн долларов стал владельцем газораспределительной компании АО "Тбилгази" (ныне ООО "КазТрансГаз-Тбилиси"). Низкая стоимость сделки объясняется тем, что "Тбилгази" был признан банкротом: задолжал кредиторам (среди которых были тбилисская мэрия и грузинский Минфин, российские компании "Газэкспорт" - дочка "Газпрома" - и "Итера") почти 140 млн долларов.

Следует отметить, что ранее грузинские власти неоднократно пытались продать "Тбилгази". Однако на владение газораспределительной сетью, пригодной к использованию менее чем на 15%, претендентов не находилось. В частности, проявившая было в июле 2002 года интерес израильская компания Tahal Conculting Engineering, просчитав затраты на проект, признала его нерентабельным и отказалась от этой затеи.

Таким образом, до тех пор пока по указанию Астаны ее не купил казахстанский инвестор в лице "КазТрансГаза", компания была совершенно безнадежна не только в смысле изношенных производственных активов, но и сбора платежей за текущие поставки "голубого топлива". По информации ВВС, компания "Тбилгази" ежегодно теряла до 60% газа из-за банального воровства. Приняв политическое решение протянуть Тбилиси руку помощи, Астана попыталась вытащить страну победившей "революции роз" из "газовой петли".

Какой тут был разыгран политический пасьянс, сказать трудно. Купив кота в мешке, казахстанская сторона получила проблемы с нахождением газа для Тбилиси и сбора платежей за текущие поставки газа. Объем инвестиций в развитие газораспределительной сети грузинской столицы (при крайней сомнительности окупаемости вложений) был увеличен с первоначальных 82 млн до 150 млн долларов. Отметим, что тогда же руководство "КазТрансГаза" признавалось: для приведения газового хозяйства Алматы в безупречное состояние требуется 600 млн тенге (5 млн долларов) ежегодных вливаний и 10 лет неустанной работы. Однако деньги пошли в Грузию.

Каспийское спокойствие

Сильные политические риски в Грузии, проявившиеся во время ее вооруженного конфликта с Южной Осетией, привели к тому, что вектор бурного развития двусторонних казахстанско-грузинских отношений сменился на обратный. Казахстан дезавуировал ряд объявленных в прошлом году крупных инвестиционных решений. Первым был отказ АО "НК "КазМунайГаз"" от строительства нефтеперерабатывающего завода в Батуми, затем госкомпании "Продкорпорация" - от планов возведения зернового терминала в Поти стоимостью порядка 10 млн долларов.

Министр сельского хозяйства Казахстана Акылбек Куришбаев честно признал, что отказ связан "с международными проблемами, с ситуацией в Грузии". Представители "КазМунайГаза" опровергли слухи о политической подоплеке своего решения. "В выборе руководствуемся только экономической целесообразностью. Здесь политику за уши не надо притягивать", - цитирует агентство Reuters слова одного из представителей компании, назвавшего реальной причиной отказа недостаток территории, выделенной под строительство НПЗ. Правда, тогда непонятно, чем руководствовалась компания, выкупая в прошлом году за 27 млн долларов участок площадью 80 га именно под проект строительства НПЗ.

Очередным объектом, который пополнит парад несбывшихся надежд, может стать газораспределительная компания ООО "КазТрансГаз-Тбилиси". Вопрос о ее продаже (случайно или нет) совпал с призывом грузинской оппозиции изгнать из страны ее владельца - газовую компанию "КазТрансГаз". "Без всякого объявления "КазТрансГаз" с 1 августа повысил тариф на кубометр газа с 50 тетри (35 центов) до 70 тетри, причем не только для юридических, но и для определенной категории физических лиц, поэтому мы требуем выдворения этой компании из Грузии и национализации ее активов... "КазТрансГаз" грабит население Грузии с помощью сегодняшнего грузинского правительства, которое фактически находится в доле этого грабежа", - заявил на прошлой неделе один из лидеров Лейбористской партии Грузии Паата Джибладзе. Обращает на себя внимание не столько повод (повышение тарифов), сколько значительная задержка с реакцией. Между тем эксперты еще при приобретении "Тбилгази" предупреждали, что высокие (для Грузии) тарифы на газ могут привести к конфликтам с грузинскими потребителями.

Таким образом, если ранее заявлялось о хороших условиях в Грузии для ведения бизнеса, то сегодня Казахстан подсчитывает убытки. Впрочем, возможно, вложения Казахстана в Грузии были продиктованы не столько экономическими, сколько политически конъюнктурными соображениями. Теперь ситуация изменилась, и госкомпании приняли решение дистанцироваться от непредсказуемого режима.

Политический пасьянс

Приобретение нефтяного терминала в Батуми привело к принятию Казахстаном ответственности за поставки нефти по смешанному танкерно-железнодорожному маршруту Актау-Баку-Батуми (часть Казахстанской каспийской системы транспортировки, ККСТ) и обеспечение порта Батуми наливным транзитным экспортным грузом. Отметим, что в рамках ККСТ предусматривалось создание инфраструктуры на сумму 1,6 млрд долларов.

Однако использование терминала в Батуми даже для загрузки сырьем двух НПЗ румынской энергетической компании "Ромпетрол" (контролируются КМГ) представляется экономически невыгодным. В этом случае неоднократные перевалки (использование железной дороги и перевозки по морю) увеличивают срок и стоимость транспортировки груза по сравнению с транзитом через Россию. И все ради того, чтобы поддержать Грузию и обойти Россию?

С началом войны на Кавказе Астана резко утратила интерес к этому маршруту, и прозвучало предложение переориентации нефтеэкспортных потоков на собственные нужды. Тем не менее пока "КазТрансОйл" не отказывается от намерений инвестировать в Батумский порт и нефтяной терминал. "В Батумском нефтяном терминале и Батумском морском порту действует инвестиционная программа, которая предусматривает дальнейшее развитие мощностей и техническое перевооружение этих предприятий в соответствии со стандартами АОазТранcОйл". Компания ставит своей целью достижение запланированных на 2008 год основных производственно-финансовых показателей работы своих транспортных активов в Грузии, порта и терминала, на уровне перевалки 9,2 млн тонн грузов", - заявили в пресс-службе госкомпании.

Таким образом, можно констатировать повторение украинского сценария в Грузии. Как известно, ранее Украина была выбрана ключевым партнером для экспансии в Восточную Европу. Однако затем пришлось сворачивать такие некогда перспективные проекты, как строительство НПЗ в Одесской области, развитие транзита казахстанской нефти из портажный" через Украину и Белоруссию в страны Балтии.

Не надо печалиться?

Несмотря на то что США и Евросоюз пообещали Грузии оказать ей значительную финансовую помощь, вооруженный конфликт в Южной Осетии будет иметь весьма серьезные и долгосрочные последствия не только для Грузии, но и для мировой политики и экономики. Начало формированию ее новой модели уже положено.

До событий на Кавказе Астана и ее партнеры отдавали предпочтение ККСТ, но теперь в казахстанских планах могут произойти изменения. В частности, Ак орда ищет нового партнера для своих нефтяных и зерновых проектов. И им может стать Иран. Астана и Тегеран начали переговоры по строительству НПЗ на севере Ирана вблизи берегов Каспия. Обсуждается возможность строительства казахстанско-туркменско-иранского трубопровода мощностью от 25 млн тонн в год, который начнется в Атырау и завершится в Неке. В перспективе труба может быть продолжена от Неки до порта Джанавех на берегу Персидского залива, а пропускная способность удвоена.

"Иранский маршрут является потенциальным направлением транспортировки нефти на юг. Это позволит нам выйти в Персидский залив и получить доступ к азиатским рынкам", - заявил телекомпании "Астана" президент НК "КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдин. По мнению экспертов, единственной серьезной проблемой в реализации этого плана являются сложные отношения Ирана с Западом. Однако, отмечают они, Казахстан, развивая по мере возможности иранское направление, может переориентировать нефтяные потоки в Китай.

После проигранной в августе войны ни отельный, ни курортный, ни банковский бизнес в Грузии скорой отдачи не обещает. И это понятно. Политическая история страны в течение всего постсоветского времени была в основном исключительно насильственной. Высокая вероятность смены руководства, массовых волнений, передела собственности в обозримом будущем не делают Грузию привлекательной ни для отдыха, ни для инвестиций.

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |