Строительство железнодорожной линии Шар - Усть-Каменогорск позволило на практике отработать механизмы ГЧП. Как выяснилось, ни государство, ни бизнес не были готовы к работе на принципах равноправного партнерства
Нуржан Маханов
Фото: Азиз Мамиров
Пилотный проект 150−километровой железнодорожной линии Усть-Каменогорск - Шар позволит связать этинаселенные пункты напрямую. Раньше казахстанские железнодорожные составы были вынуждены проезжать транзитом черезроссийскуютерриторию, а это вызывало проблемы таможенного досмотра при прохождении государственнойграницы и временные задержки в пути.
Проект запущен концессионером АО "Досжан темир жолы" (ДТЖ) еще летом 2005 года, тогда как закон РК "О концессиях" принят лишь в 2006−м. Основная проблема концессионера связана со спецификой финансирования проекта. Общая стоимость проекта на сегодняшний день оценивается в 30 млрд тенге. Львиная их доля привлекалась путем размещения на Казахстанской фондовой бирже инфраструктурных облигаций. В связис этим на первый план вышел вопрос защиты интересов держателей долговых бумаги предоставление определенных гарантий. Вплоть до осени 2007 года поручительство правительства по облигациям ДТЖ предоставлялось только на период строительства объекта. В прошлом году его продлили на весь периодконцессии - до 2028 года.
Основнымигрузоотправителями, сформирующими более 70% грузооборота, должны стать АО "Казахмыс", АО "Казцинк", АО "Хайделберг Восток-Цемент" , ТОО "AES Майкубень", ТОО "Каражара" (угольноеместорождение), АО "AES Усть-Каменогорская ТЭЦ", АО"Бухтарминская цементная компания".
Председатель правления АО "Досжан темир жолы" Нуржан Маханов в беседе с нами затронул проблемы, с которыми они столкнулись, и рассказал о путях их решения и шансах тех, кто совсем недавно стал партнером государства.
Лиха беда начало
- В 2005 году, когда проект только запускался, в стране не было правовой базы под концессии. Как компания выходила из сложившейся ситуации?
- Жестких ограничений в законодательстве не было. Но отсутствовал специальный закон о концессиях, а также схемы финансирования подобного рода соглашений между государством и бизнесом. Поэтому часть работы, связанную с совершенствованием законодательства, мы взяли на себя. В частности, инициировали внесениеизменений и дополнений в закон "О ценных бумагах", где дали четкое определение понятию "инфраструктурная облигация", в Налоговый кодекс, нормативные документы АФН. Только после этого смогли реально запустить проект.
В 2006 году принятзакон "О концессии", который заложил правовую базу под концессионные проекты. Параллельно были внесены изменения в Бюджетный кодекс, где дается определение поручительства государства по инфраструктурным проектам.
Основные инвесторы на казахстанском рынке - пенсионные фонды - требовали определенности в вопросе предоставления поручительства со стороны государства. Мы сделали все возможное, чтобы выполнить их требования. В прошлом году на законодательном уровне внесена ясность по вопросу поручительства с четкими формулировками. В частности, определены форма поручительства, его параметры и сроки. Это улучшило имиджнаших инфраструктурных бумаг, повысило их инвестиционную привлекательность.
Если говорить о кардинальных изменениях в законодательстве по концессиям, то мы их пока не ощущаем. Конкретно это связано с разграничением рисков между государством и частным бизнесом при реализации крупных инфраструктурных проектов.
Вплоть до первой половины 2008 года многие вопросы, связанные с концессиями, оставались нечетко прописанными и не всегдапонятными. Тольковиюне 2008 года парламент принялзаконовнесенииизменений и дополнений в некоторые законодательные акты касательно совершенствования закона "О концессии".
Бумага бумаге рознь
- Ситуация с инфраструктурными облигациями вызывает беспокойство. Неужели они оказались столь непривлекательными, что вызывают отторжение инвесторов?
- Срок поручительства по нашим инфраструктурным бумагам до осени прошлого года был ограничен сроком строительства объекта. Под такие гарантии здравомыслящий инвестор рисковать своими деньгами не станет.
Ясомневаюсь в перспективности рынкаинфраструктурныхоблигаций. Это связано с тем, что они должны быть обеспеченыпоручительством государства. Сегодня в Казахстане инфраструктурные облигации выпустили АО "Досжан темир жолы" и АО"Батыс Транзит". В прошлом году и в начале нынешнего года проведен ряд тендеров. По моим данным, ни одному из его победителей не было предоставлено поручительство или гарантии государства по обязательствам перединвесторами. Соответственно, нынешние концессионеры предпочтут выпускать в обращение корпоративные облигации, акции, а также другие ценные бумаги и размещать их на фондовой бирже. Это своего рода уход от основной проблемы: бизнес не верит, что государствоспособно подстраховать его в случаенепредвиденных обстоятельств.
Однако нельзя категорично говорить, что идея выпуска инфраструктурных облигаций полностью дискредитирована. В случае с нашим проектом мы постарались максимально защитить интересы инвесторов. В частности, правительством во второй половине 2007 года было принято специальное постановление. По нему правительство давало поручительство на вознаграждение, начисленное на размещение облигаций на период обращения облигаций. До этогодействовало условие, которое не обеспечивало держателям облигаций защиту от риска возмещениявознаграждения в случае дефолта концессионера в период эксплуатации объекта. Поручительство было ограничено лишь периодом строительства.
Не хочу утверждать, что такой метод работы эффективен. Правительство не можетпо каждому инфраструктурному проекту приниматьотдельное постановление. Это должна быть система, в которой такие пожарные методы работы будут излишними. Сегодня инфраструктурные облигациипользуются неплохим спросом на фондовом рынке, а пенсионные фондырассматривают их как альтернативные инструменты для инвестиций.
Но появилась еще одна проблема - кризис ликвидности, начавшийся совторого полугодия 2007 года. Резкий скачокинфляции и связанные с ним негативные ожидания на рынке стали дополнительными факторами ухудшения условий размещения наших облигаций. Как следствие, повысился уровень требуемой доходности. Возникшие задержки по финансированию строительно-монтажных работ, поставкам материалов и оборудования могли вызвать срывсроков завершения и удорожание стоимостистроительства.
Как оценить риски
- Насколько качественно были оценены риски по проекту ДТЖ, какие из них оказались наиболее существенными?
- Элемент риска является ключевым фактором при принятии решения о жизнеспособности и финансовой состоятельности инфраструктурного проекта. Причем рискам подвергается как государство, так и компания-концессионер.
При запуске проектов важно учитывать ситуацию на рынкезаемногокапитала в стране и мире. В нашем бизнес-плане инфляционные параметры были заложены три года назад, когда ожидания от инфляции были иными. Поэтому с августа 2007 года по мере сокращения кредитных линий и снижения уровня ликвидных инструментов на рынке, а также значительного роста инфляционных тенденций привлечение инвестиций в проект значительно осложнилось.
Наши бумаги всегдаощущали большое давление со стороны государственных долговыхинструментов и высоколиквидных кратко и среднесрочных корпоративных облигаций. Это вынудило нас размещать облигации с болеевысокой ставкой доходности.
Отличительной чертойинфраструктурныхоблигаций является длительный срок обращения и относительно низкая доходность. Низкая ликвидность и потрясения на финансовом рынке, обвал индексов фондовыхбирж и валютных курсов спровоцировали ажиотаж и отток капитала с развивающихся рынков. Вчисле прочих пострадалии наши бумаги.
В результате доступ к инвестициям усложнился, а сами деньги стали дороже. Но интерес к облигациям остается стабильным, и это дает нам определенную надежду. Это в первую очередь связано с достаточно успешным ходомстроительства и подготовкой к началу эксплуатации объекта. Внастоящее время завершены 95% строительно-монтажных работ, открытосквозное движение поездов, идет процесс согласования совместных действий с АО НК "Казахстан темир жолы" по эксплуатации новой линии. Начаты переговоры с потенциальными грузоотправителямии грузополучателями, прорабатываются предложения потенциальных клиентов по тарифам и логистике.
Начата подготовка к созданию рабочей и государственной комиссии по вводу объекта в эксплуатацию. Регулярно проводится осмотр и контроль качества строительства, соответствиематериалов и оборудования стандартам и нормативным требованиям. Проводится обкатка пути, конструкционных частей мостов, искусственных сооружений. Для этого по новой дороге перевезено более 400 тыс. кубометров щебня, большойобъемстроительных грузов. По полученным результатам мы можем говорить о высокомкачестве новой железной дороги.
И опыт, сын ошибок трудных
- Иностранные инвесторы готовы вкладываться в казахстанские инфраструктурные проекты?
- В это слабо верится. Текущее состояние экономики, институциональной базы, связанной с развитием инфраструктурных проектов, а также законодательное поле нельзя назвать настолько зрелым, чтобы в Казахстан пришли крупные иностранные инвесторы. Они осведомлены о наших проблемах, поэтому не спешат раскошеливаться. Поэтому ожидать сильнойконкуренции состороны иностранных инвесторов преждевременно.
- Ваш проект начинался во времена, когда в стране не было правовой базы. Нынешние концессионеры находятся в более выгодной ситуации?
- Я бы так не сказал. Нынешним концессионерам важно учитывать накопленный опыт партнерства с государством. Необходимо скрупулезно проработать условия соглашения с правительством и максимально четко определиться по текущим и потенциально проблемнымвопросам.
В частности, надо четко прописать обязательства концессионера и государства и внести полную ясность по механизму их исполнения.
Принцип ГЧПоснованне только на обязательствах бизнеса инвестировать деньги в проекты, но и на стремлении государства видеть в частном секторе равноправного партнера. Концессионные договоры должны базироваться навзаимной справедливостиивыгоде. Именно поэтому необходимо утвердить справедливую цену за услуги концессионера и не допускать дискриминации по отношению кнему, а также выработать совместное стратегическое видение развитияобъекта концессии.