Информатизация в финансовом секторе переживает подъем. Чтобыуспешно конкурировать, банкам необходимо внедрять системыанализаданных, а также клиентоориентированные приложения
Рисунок: Андрей Колдашев
По данным CNews Analytics, объем ИТзатрат российских банковв2007 году составил около 30 млрд рублей, это на 24% превысило показатель 2006 года. Попрогнозам экспертов, аналогичного прироста следует ожидать и в 2008 году. Суммарные расходы на ИТ уральских банков посчитать не берется ни один аналитик. Утверждатьможнотолькоодно: судя по заказам региональных ИТкомпаний, этот сегмент в 2007 году прирос не менее чемна 25%. Таким образом, констатируем: информатизация банковского сектора переживает новую волнуроста.
Новые точки
По словам директора департамента информационной безопасности компании CIFT Сергея Вихарева, четырепять летназадрост рынка объяснялся тем, что банкам необходимо было внедрить комплексные автоматизированные системы. По окончанииэтого процесса ИТ­затраты начали падать: кредитные учреждения модернизировали установленные приложения постепенно, тратились практически только на поддержку. "Сегоднярост расходов на ИТ в первую очередь связан с тем, что банки начали активно расширять сети физическогообслуживания: появляются новые филиалы, допофисы, представительства в торговых точках и так далее. Кроме того, за последние годы состоялось несколько крупных сделок слияния и поглощения. Это потребовало от банков объединения разрозненных систем, более качественного построения распределенных ИТсервисов. В допофисах все чаще имеет место капитальное строительство ИТинфраструктуры, приспособленной непосредственно под их нужды", - рассказывает Сергей Вихарев.
Директор по развитию бизнеса компании "Универсальные системы" (Екатеринбург) Алексей Бачурин выделяет еще несколько причин: "Увеличение расходов определил существенный прорыв в популяризацииприложенийи сервисов, позволяющих проводить удаленноеуправлениесчетом через глобальную сеть (интернетбанкинг, мобильный банкинг). Одновременно с этим на новый уровень вышли требования к обеспечению информационной безопасности. Возникли специфическиезадачи-автоматизация скоринга, регулирование кредитных рисков, автоматизация пластикового пакета".
ИТспециалисты констатируют: банки перешли от прецедентногоподхода к планомерному развитию информатизации. Если раньше какието действияв этой сфере совершались в ответ на обострившуюся проблему (например, жалобы клиента на невозможность дозвониться приводили ксозданию callцентра), то сейчас модернизация ИТинфраструктуры нередко идет опережающими темпами по заранее продуманной стратегии.
По словам менеджерапо развитию бизнеса в Уральском регионе компании Columbus IT Russia Дмитрия Мазеина, уральские банки за последние два года отладили базовые функцииавтоматизированных банковских систем (АБС). Сейчасдля них первоочередная задача - развитие функционала, в том числе за счет внедрения полновесных CRM (отвечают за взаимоотношение с клиентами) и аналитических BI.
С Дмитрием Мазеинымсогласенруководительдепартамента корпоративных информационных систем компании "Финэкс Качество" Дмитрий Старков: "CRM сегодня внедрены далеко не во всех банках. Даже в крупных кредитных учреждениях не часто встретишьустановленные и работающие системы. Хотя понимание необходимости внедрения таких решений есть практически у всех".
Интеграторы также указывают наспецифику малого и среднего бизнеса на этом рынке. По словам директорадепартаментабанковского ПО RS­Bank/Pervasive компанииRStyleSoftlabМихаилаДробышевского, в ближайшем будущем наиболее востребованы будутсистемы автоматизации ритейловых операций с физическими лицами: депозитов, пластиковых карт, всех видов кредитования. CRMсистемы здесь в следующие дватри года будут мало представлены - на них пока нет спроса.
Нечеловеческий фактор
Однако внедрение CRM и BIсистем осложняется по ряду причин. Сразу оговоримся: банковский сектор - единственный, в котором автоматизациюфактически нетормозит человеческий фактор. Многие интеграторы отмечают, что помимо непосредственно квалифицированных кадроввИТдепартаментах кредитные учреждения располагаютдостаточно мобильными сотрудниками, способными быстро перестроиться на использование внедренныхпродуктов.
Пока автоматизации мелких и средних банков мешает ее стоимость. По словам Алексея Бачурина, для оценки можно применить примитивную схему: стоимостьоборудованияобычноисчисляется несколькими миллионами рублей, монтажи настройка - еще от 5 до 20% от стоимости оборудования. К этому надо прибавить цену внедрения или адаптации программного обеспечения: это 10 - 30% стоимости системы. Таким образом, бюджет серьезного ИТ­проекта редко бывает ниже 10 млнрублей. По словам Дмитрия Мазеина, цена внедрения BIсистем длябанка начинается от 50 тыс. евро.
Но это минимальные показатели. Обычно стоимость внедрения различных ИТрешений может в несколько раз, а то и на порядок превышать названную. Учитывая осторожность руководства банков при вложении средств и необходимость четкого обоснования того или иного внедрения, для ИТдепартамента получить разрешение на такие траты бывает нелегко.
Но если деньги - основная проблема для мелких и средних банков, для крупных кредитных учреждений характерны несколько иные трудности. Алексей Бачурин указывает три фактора, усложняющихвнедрение: "Интеграторам всегда приходится не строить, а модифицировать или достраивать ту или иную систему. То есть мы от существующего идем в сторону необходимого. Иногда это происходит при отсутствии долгосрочных планов развития, что осложняет нам работу в смысле выбора той или иной системы. Кроме того, при внедрении новых систем мы должны оставлять работоспособными все модифицируемые приложения. Наконец, играет роль территориально распределенная структура банков. При построении ИТинфраструктуры мы должны считаться с телекоммуникационной и инфокоммуникационной средой, сформировавшейся втом илиином регионе".
ДмитрийСтарков добавляет: "Сложности при внедрении в банкахвозникают изза значительных объемов данных и высоких требований к производительности центров обработки данных, жестких требований к информационной безопасности, надежностии целостности данных, а также изза частогоизменения нормативноправовой базы".
Анализ и гуманизм
Уральские интеграторы в будущем видят три основных направления развития ИТ в банковском секторе. Первый - повышение клиентоориентированности. По словам Дмитрия Мазеина, с каждым годом будет возрастать значениетакой функции, как анализ данных по клиентам, которые накапливаются в АБС и других приложениях. Это должно ускорить работы с юридическимии физическими лицамии увеличить ее гибкость.
Второе направление - анализ данных, позволяющий делать обоснованные маркетинговые и управленческие шаги. Руководитель направления решений для финансовых институтов компании "Прогноз"(Пермь) Сергей Ивлиев: "Спрос банков на ИТ­системы будет диктоваться появлением новых высокотехнологичных банковских продуктов, более активной работой на финансовых рынках. Последний ипотечный кризис в США также обратил внимание банков на проблемы обеспечения качествакредитногопортфеля и управления ликвидностью. А значит, можно ожидать, что возрастет спрос на соответствующие аналитические решения, основанные на использовании корпоративного хранилища данных, системы рискменеджмента и управления активами и пассивами".
Наконец, третье направление - информационная безопасность (ИБ). Можно констатировать: оно до сих пор развито недостаточно. Например, пословамзаместителя начальника отдела УБЭП ГУВД Свердловской области Алексея Лопатина, только в Свердловской областиеженедельно с использованием системы интернетбанк похищается до 2 млн рублей.
Некоторые эксперты связывают развитие этого направления со стандартом по ИБ Центробанка: он пока носит рекомендательный характер, однако есть предпосылки, что в скором будущем приметобязательный (см. "Рекомендация лучше обязанности" [1]).
Управляющийкомпанией "Акроним" Петр Васильев считает, что банки будут решать еще болееглобальные задачи: "Сейчас растетинтерес к системам организациисовместнойработы и единого рабочего пространства на базе портальных технологий. То есть банки в будущембудутстремиться автоматизироватьбизнеспроцессы, в которые одновременно вовлечены несколько систем: CRM, АБС, интернетбанк и т.д.".
В идеале банк должен получить интегрированную защищенную глобальную систему, которая нетолько позволит вестиучет различного рода, но и принимать решения, основанные наточном анализе данных, а также оптимизировать работу с клиентами.
Построение такой системы - основа конкурентоспособности банков. Интеграторыуверены: если кредитное учреждение не пойдет по пути развития описанных направлений - оно проиграет в конкурентной борьбе более расторопным.