Крупные дилеры ЮФО решили освоить новый для региона формат "автодеревень". За счёт размещения не менее четырёх брендовна одной площадке они могут привлечь значительную часть покупателей, которым недосуг разъезжать по городу в поисках подходящего автомобиля
Иллюстрация: Дмитрий Горунов
Формат "автодеревни" (car­village) - изобретениезападных дилеров, которые начали строить автоцентры за городской чертой, располагая ихпреимущественновдоль основных транспортных магистралей. В плотно застроенных европейскихгородах автоцентры, как и другие крупные ритейл-объекты , ставить уже простонекуда. К преимуществам формата, помимо широкого предложения, можно отнести возможности дляполноценного тест-драйва и наличие больших парковок вкупе с кафе и зонами отдыха.
Столичные пионеры
О развитии автодеревень в России первыми заявили в 2005-2006 годах федеральные игроки: Major, ГК "Арманд", "Атлант-М" и другие (вчисле пионеров, впрочем, был и региональный "Тюменский автомобильный холдинг"). Темпы продаж иномарок в стране продолжали показыватьзаметный рост - 65% за 2006 год, по данным Ассоциации Европейского Бизнеса, - ив указанном году впервые превысилиотметку в1 млн машин. Причёмоколо40% продаж, по оценкам экспертов, приходилось - и до сих пор приходится - только на Московскую и Ленинградскую области. Стечение всех этих обстоятельств, плюс такая же плачевная, как ив Европе, ситуация с земельными участками указали столичным дилерам очевидные перспективы развития. К тому же строить автодеревни мультибрендовым продавцам представлялось выгодным за счётвозможности сгруппировать разныецентрына одном участке (что, однако, не отменяло изнурительных переговоров с представительствами конкурирующих марок).Основные дилеры Южного округа (те, у кого объём продаж легковых автомобилей в 2007 году- 190-230 тысяч штук) тоже имеют не менее пяти марок в своих портфелях, хотят капитализировать бизнес ипри этом сталкиваются с дефицитом и дороговизной городских площадей. По оценкам донских риэлторов, в феврале 2008 года стоимость земли в отдельных районах Ростова составляла от 1,5 до 5млн долларов за га, а за полгода земля подорожала примерно на 25%. Как отмечается в обзоре кубанской службы недвижимости "А-КОСТА Info", в центреКраснодараземля стоила на конец 2007 года около 4 млн долларов за га, а на окраинах города её продавали за 1,3 млн. При этом удалённые от центра Краснодара земли подорожали за год в4раза, сельхозземли Ростова - в 4-5 раз (до 290 тысяч долларов за га), чтосвидетельствует о пристальном интересе к недооценённым активам.
Неудивительно, что южные автодилеры с энтузиазмом переняли эстафету у столичныхколлег и, не дожидаясь, пока землискупят затеявшиерегиональную экспансию федералы, кинулисьосваивать свободную нишу.
Дилерская троица
Первой о своих намерениях построить автодеревню в районе западного въезда в Краснодар и улицы Красных Партизан заявила в начале 2007 года ростовская девелоперская компания ADM Group (входит в многопрофильный холдинг "ААА"). Генеральный директор ADM Герман Крашенинников говорил тогда, что на площадке в 16 га должны разместиться до 10 дилерских центров, включая и сегмент "масс-маркет". Завершитьстроительствопредполагалось к 2009 году.
Прошлым летом холдинг создал управляющую компанию ААА Motors, которая сталаотвечать за развитие автомобильного направления группы. Возможно, выстраивание отдельнойстратегии дало УК несколько иное видениеситуации, а может, у компании возникла заминка с привлечением инвестиций, - носроки реализациикубанской автодеревни с начала этогогода сдвинулись на 2015 год, когда будут одновременнозапущены все центры. При этом сампроект немного уменьшился в масштабах. Как рассказал "Эксперту ЮГ" директор по развитию ААА Motors Борис Терёшкин, это произошло в связи с тем, что компаниярешилаувеличитьфасады центров. Сейчас, по планам, деревня займёт 13 га, на которых разместятся семь дилерских центров. Общий объём инвестиций оценивается в 120 млн долларов (с учётом стоимости выкупленной земли). Несмотря на перенос сроков, у компании появился ещё один проект - на 3 га земли в СочиААА Motors хочетпосадить четыре центра, пока называются три из них: Renault, Audi и Mazda. СейчасAAA Motors рассматривает вариант финансирования всех своих проектов за счёт наращивания уставного капитала, в этом случае 30% доли в компании может отойти фондам прямых инвестиций и частным инвесторам.
Увеличить свою долю рынка и заодно продолжить региональную экспансию за счёт строительства автогородов задумал и один изкрупнейших южных автодилеров - ростовская ГК "Гедон". После того, каквавгусте прошлого годакомпания начала строить в Ростове автогород на улице Мечникова (3 га, автоцентрыMitshubishi, Skoda, Opel, Chevrolet и Hyundai, подземный паркинг), у "Гедона"появились планы строительствак 2009 году ещё трёх аналогичных объектов. Один изних разместится на выезде изРостова, возле трассы "М4−Дон"(площадь более 5 га, центры Infiniti, Volkswagen, Porsche), другой на въезде в Таганрог из донской столицы (около 10 га, центрыMitshubishi, Volkswagen, Opel и Chevrolet), а третий - врайоне Пашковского посёлка в Краснодарском крае, вблизи от трассы М4 (3 га, первая очередь предполагает строительство автоцентра Infiniti и центра с коммерческими машинами Volkswagen). Стоимость каждого автоцентра директор по развитию "Гедона" Александр Кубасов оценивает примерно в 10 млн долларов, инвестиции будут привлекаться из собственных средств и банковских кредитов.
Наконец, в июне этого года власти Кабардино-Балкарии решила порадовать инвестиционными вливаниямикраснодарская компания "Юг-Авто" , чейпроект предусматривает строительство пяти автоцентровна 10 га землив Чегемском районе республики, вблизи трассы "Кавказ". В 2008-2009 годах компания построит центры General Motors и Honda, вложив в это 200 млн рублей. Всего на созданиеавтодеревнипойдёт 600 млн рублей. В её ассортименте должныпоявиться и бренды "премиум-класса" , пообещал на открытии в республике временного центра "Юг-Авто" глава компании Аскер Пченушай. Краснодарский дилер предполагает продавать 1,5тысячи автомобилей вгод, выручая с этого 1 млрд рублей.
Целесообразность самого формата автодеревни уже практически неподвергается сомнению среди российских дилеров. Осмотрев как минимум четыре салона, приехавший клиент, скорее всего, сделает покупку именно у мультибрендового дилера, чего могло и не случиться, если быпокупатель искал машину по всему городу и наведывалсякконкурентам. "Кроме того, инженернаяинфраструктура под автогородобходится дешевле, чем при строительстве отдельных салонов", - отмечает Александр Кубасов.
Если же говорить о перспективах именно южных проектов, то, например, в Кабардино-Балкарии с населением под 900 тысяч человек сейчас, по данным "Эксперта ЮГ", работает всего два официальных дилера: один - это недавно открывшийся центр "Юг-Авто" , другой - "Нальчик-АвтоВАЗ". Перспективы у проекта кубанцев вроде бы радужные, но, по даннымРосстата, денежные доходы на душу населения в республике - одни из самых низких в ЮФО (чуть выше 6 тысяч рублей в I квартале 2008 года). Автодеревни в РостовскойобластииКраснодарском крае наверняка будут востребованы, вместе с тем главный вопрос, который встаёт перед дилерами - это своевременное привлечение инвестиций. Если удорожание банковских кредитов и, возможно, долгосрочные переговоры с инвесторами (как в случае с ААА) не сильно сдвинут сроки реализации проектов, то автодеревни смогут перетянуть на себя значительную часть покупателей, мечущихся среди узких улиц южных городов в поисках отдельных автоцентров.