В обозримом будущем Приэльбрусье может сделаться курортом мирового класса - главным на Северном Кавказе
Фото: Лори/Russian Look
Двуглавый Эльбрус украшает флаг Кабардино-Балкарии. Он ее символ, ее гордость, а с некоторых пор - и основная точка экономического роста республики. Создание туристическо-рекреационой зоны в Приэльбрусье - основа стратегии развития региона до 2022 года, разработанной республиканским правительством, а ещё единственный из приоритетов развития всего Юга России, включенный в федеральную целевую программу финансирования. В последнеемомент самая высокая точка Европы (высотаЭльбруса - 5642 м) все больше притягивает участливость и зарубежных инвесторов, готовых участвовать в создании жемчужины Кавказа, как называют Приэльбрусье в Кабардино-Балкарии.
Догнать Францию
Концепцию развития горнолыжных курортов в Приэльбрусье по заказу правительства Кабардино-Балкарии разрабатывала российская группа компаний "Горимпекс" совместно с французами. "Франция - держава номер один в области горнолыжного туризма. Мы привыкли в этом плане взирать на Швейцарию, Австрию, но как раз Франция - вождь ипо количеству катающихся, и по количеству подъемников, гостиниц. Поэтому мы работаем с французами. Мы хотели принять какой-тоточка зрения извне, от европейских специалистов. Если мы собираемся создавать курорт европейского уровня, необходимобыло понять, каксами европейцывидят формирование этой территории", - рассказывает министр экономического развития Кабардино-Балкарии Алий Мусуков.
Созданный российско-французскими усилиями проект нынчепроходит последние стадии согласования. В нем обозначены наиболее привлекательные участкидля строительства канатных дорог, гостиничных комплексов, зоны развития различных видов туризма. На площади больше 500 кв. км предполагается сотворитьчетыре курортных сектора, где вместе с тем сможет находиться33 тысячи человек. Здесь планируется проложить 62 горнолыжные трассы (общая протяженность - 108 км) и соорудить 32 канатные дороги разного типа протяженностью 54 км, способные обслуживать 67 тысяч джентльмен в час.
Еще один план - в республике его считают самым амбициозным - создание комплекса "Джилы-Су" на северо-восточном склоне Эльбруса. Снег там лежит без малого круглый год, а те, кто бывалу источников минеральных вод Джилы-Су , рассказывают о почти чудесных свойствахбьющей из эльбрусских недр "живой воды". Осваивать этутерриториюпредстоит на практике с нуля - до сих пор там никто ничего не строил. В этом, впрочем, есть особая привлекательность для инвестора: разрешено применять любые формы и технологии, воплощать самые дерзкие идеи. Проект освоения северо-восточногосклона горы готова реализовать группа "Интеррос", с которой уже подписаны соответствующие соглашения.
Все эти проекты руководство республики в марте представило на международном инвестиционном форуме MIPIM-2008 в Каннах. Во Францию, взятую Кабардино-Балкарией за эталон развития туристических рекреаций, привезли тематическую экспозицию, посвященную аккурат туризму - проекты общей стоимостью 1,2 млрд евро. Итогом стала предварительная договоренность с итальянским банком инфраструктурного и инновационного развития Banca Infrastrutture Innovazione e Sviluppo. "Представители банка нарочно приезжали на выставку, чтобы познакомиться с нашимипроектами. Кроме Приэльбрусья их заинтересоваловозведение железной дороги от станции Солдатская до города Тырныауз, международного аэропорта и жилых комплексов в Нальчике. Сейчас они изучают документы, амы изучаем их предложения", - говорит Алий Мусуков.
Не успела делегация Кабардино-Балкарии возвратиться из Франции, как в республику приехали представителиавстрийской компании Doppelmayr - всемирно известного производителя оборудования для канатных дорог. Микаэль Доппельмайер лично поднялся на Эльбрус на высоту 3500 м, до станции "Мир". В вагончикестарой канатки, построенной ещё в советские времена, он поделился впечатлениями: "Мы увидели, что горнолыжный комплекс кругом Эльбруса имеет весьма громадный потенциал, сегодня его развитие на хорошем пути. Не исключено, что и свой следующий шаг будет какраз на Эльбрус. Кроме того, мы, возможно, примем участие в развитии еще одного курорта - горы Чегет.
НаСеверныйКавказнас пригласил господин президент Кабардино-Балкарии. Мы построили канатные дороги в 76 странах - во всех климатических зонах, во всех самых знаменитых горнолыжных комплексах. И тот самый всемирный навык мы с удовольствием применим для развития курортоввПриэльбрусье. Сейчас будем действовать надтеми материалами, которые мы тут получили, чтобы вслед за тем довести этот курорт до настоящего уровня!"
В республике не исключают, что первые документы о сотрудничестве с Doppelmayr будут подписаны в этом году. Ручку для этого президент Арсен Каноков Микаэлю Доппельмаейру уже подарил...
Трасса номер один
Сегодня наиболее освоенный участок будущего рекреационного комплекса Приэльбрусья - курортная зона "Эльбрус". Год обратно в дополнение к старой канатке в этом месте пущена первая очередность новой канатной дороги гондольного типа "Азау-СтарыйКругозор". "Потенциалэтой канатки колоссальный - только первая очередь рассчитана на 2400 мужчина в час! Пока чтопиковые нагрузки только 3000 дядя в день, например, во час новогодних каникул. Дело в том, что в последние годы этот курорт оставался востребованным только теми, кто давнехонько знает и любит этиместа, фанатами, которые едут сюда со всей страны", - говорит генеральный управляющий ОАО "Канатные дороги Приэльбрусья" Тимур Аброков.
Однако востребованность курорта растет. По данным ОАО "Эльбрустурист", в текущиймомент все гостиницы Приэльбрусья сообща с частным сектором могут разместить в то же время возле 4300 отдыхающих. В ближайшие два-три года цифру планируется утроить - до 12,5 тысячи. "На наших глазах потом запускапервой очереди новой канатной дорогиздесь выросличетыре новые гостиницы. Сейчас строится еще несколько. А с пускомцелойсерии новых канатных дорог гостиничный сектор, надеемся, будет рскручиваться еще более интенсивно", - подтверждает Тимур Аброков.
В отрезок времени же последних новогодних каникул на"Старом Кругозоре" было тесно, как в московском метро. Мощность новой канатки в разы превышает возможности старой и ведет к основным горнолыжным трассам, расположенным выше 3000 метров. Правда, уже в этом году планируется создать вторую очередь дороги - "Старый Кругозор-Мир", и инициировать третью - "Мир-Гарабаши".
Впрошломгоду первойв стране прошласертификацию горнолыжная дорога "Азау". Ей присвоили основополагающий номер в реестре, а в республикестали звать трассой номер один в России. Сейчас здесь осваивают принципиально новые для России виды спорта, к примеру айрбординг (спуск по склону, лежа на надувной платформе). Пока новшество носит нрав эксперимента, но, если занятие пойдет, трассы для айрбординга готовы сертифицировать и развивать это ориентация в полном масштабе.
Другие большие планы связаны с безопасностью туристов. "Иной турист, - сокрушается генеральный босс "КанатныхдорогПриэльбрусья", - два-три раза прокатившись по выложенной трассе, теряет к ней интерес. Потом идет туда, куда шагать если и можно, то только в сопровождении профессиональных инструкторов или спасателей. Многие этим требованием пренебрегают, не регистрируются ни в МЧС, ни у нас. Последствия могут быть самые печальные". Однажды на Эльбрусе замерзла группа японскихальпинистов - шли под руководствомсвоегоинструктора, тот, что покорял главную вершину Европы семьраз. Японцы нетрудно не послушались местных спасателей, предупреждавших о неблагоприятной для восхождения погоде. Ушли, невзяв с собой рацию... Совсем недавно спасатели вытаскивали из водопада лыжника с десятилетнем стажем - казалось бы, знает на эльбрусских трассах произвольныйповорот. Уникальная спасательная операция прошла успешно, пострадавший посредством неделю опять стоял на лыжах.
На станциях канатной дороги красуются предупреждающие щиты -не помогает. Нарушителей правил хотели более того штрафовать - поняли, что также не поможет, скорее наоборот, станет дополнительным раздражающим фактором. В итоге решили, что один технология снабдить секьюрити тем, кто ищет опасность, - максимально турнуть ее так таковую. Сейчас здесь налаживаютсистему видеонаблюдения, чтобы известия туриста постоянно, на протяжениивсей трассы. Это решит проблемупоиска тех, кто "закатался"допоздна и потерялся. В мастер-плане развития Приэльбрусья прописан единыйкомплекс подобных мер -вплоть до создания вдоль трасс и альпинистских маршрутов убежищ с "тревожными" кнопками вызова спасателейи видеонаблюдением.
Генплан будущего
Один из местных бизнесменов рассказал, как пригласил в Приэльбрусье друга из США - тот оказался фанатом горнолыжного спорта, объездил все мировые курорты и давно рвался на Северный Кавказ. Американец влюбился в Эльбрус с первого взгляда. Единственное, что вызвало недоумение, - гостиничный сервис. "Мы поселили его в лучшуючастную гостиницу, - вспоминал свойский собеседник, - с евроремонтом. Он затем говорил: "Апартаменты - пять звезд, сервис - без звезд вообще"".
Сервис "без звезд" резво уйдет в прошлое: неизбежное повышение количествагостиниц и частных отелей повлечет за собой повышение качества предлагаемых ими услуг. Вэтом убеждены и в правительстве Кабардино-Балкарии , и в ОАО "Эльбрустурист", призванном стать базовой организацией в развитии новой туристическойинфраструктуры Приэльбрусья. Сейчас в ведении "Эльбрустуриста" находятся все эксплуатируемые горнолыжные трассы, канатные дороги (кроме новойканатки "Азау-Старый Кругозор", которая, впрочем, в этом году кроме того должна влиться в состав "Эльбрустуриста"), а также количество гостиничного фонда. "Рассматривается вариант, при которомвсе государственные активы в курортно-туристической сфере объединятсяв однуорганизацию. А потом, увеличиваякапитализацию, будемзватьдополнительных инвесторов, акционеров", - рассказывает глава "Эльбрустуриста" Азрет Сабанчиев. Предстоит не только расширить гостиничный сектор, но и повысить его класс. Объем капитализации ОАО "Эльбрустурист" к концу этого года предположительно составит рядом 3 млрд рублей, а со строительством второй и третьей очереди новой канатной дороги - примерно 7 млрд.
При этом застройка Приэльбрусья будет вестись в соответствии разработанному генеральному плану - республиканское руководство заказало этот стратегический документ, ожидая здесьнастоящего строительногобума, который и последует, как только генплан будет утвержден. "От желающих выстроить что-нибудь в Приэльбрусье отбоя нет уже сегодня. Основным ограничителем является отсутствие выделенных земельных участков. Все, что там есть сейчас, - построено стихийно. Но правительство республики убеждено, что развивать эту территорию нужно планово. Все, что будет воздвигаться теперь, будет на все стонадлежать единой концепции и действующему законодательству", - объясняет глава республиканского МинэкономикиАлий Мусуков.
Государственные инвестиции насооружение современной инфраструктуры Приэльбрусья по федеральной целевой программе "ЮгРоссии"составляют 5 млрд рублей. Финансирование начинается уже в этом году: за счет федеральных средств предполагается реализовать проекты строительства автомобильных дорог к будущим основным курортным зонам, в том числе автотрассы от Кавминводдо Джилы-Су , которую планируется отгрохать за три-четыре года. На очередизачинстроительства международного аэропорта и железной дороги, которые откроют возможности для развития курортов жемчужины Кавказа. "Потенциал Приэльбрусья до такой степени велик, даже в текущее время мы лишь на уровне общей концепции можем себе представить все, что здесь вероятно сделать! Сейчас мыговорим о проекте, рассчитанном на одновременное нахождение здесь 35 тысяч туристов. А со строительством нового аэропортаи новых дорог возможна реализация проектов и на 60 тысяч человек!" - говорит генеральный шеф ОАО "Эльбрустурист" Азрет Сабанчиев.
Остается лишь напомнить, что туристические возможности Кабардино-Балкарии не ограничиваются Приэльбрусьем. Нальчик, столица республики, сам по себе курорткогда-то всесоюзногозначения. В комплексной программе пребываниятуристов, рассчитанной на21 день, семь дней отводилось именно ему. На территории республики расположены четыре живописнейших ущелья, озера с лечебнымигрязями, поблизостиот Нальчика сказочные Долина нарзанов и чегемские водопады. "Эти и другие объекты включены в программу развития туристического комплекса республики, которая уже согласована с Минфином России. Будем отыскивать для них источники финансирования - и федеральные, и местные. Надо без затей приложить некоторые усилия и вложить некоторое число денег, а потенциал - огромный!" - подводит результат заместитель министра курортов и туризма Кабардино-Балкарии Заур Барагунов.