Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Горы европейского уровня 1

В обозримом будущем Приэльбрусье может сделаться курортом мирового класса - главным на Северном Кавказе

Фото: Лори/Russian Look

Двуглавый Эльбрус украшает флаг Кабардино-Балкарии. Он ее символ, ее гордость, а с некоторых пор - и основная точка экономического роста республики. Создание туристическо-рекреационой зоны в Приэльбрусье - основа стратегии развития региона до 2022 года, разработанной республиканским правительством, а ещё единственный из приоритетов развития всего Юга России, включенный в федеральную целевую программу финансирования. В последнее момент самая высокая точка Европы (высота Эльбруса - 5642 м) все больше притягивает участливость и зарубежных инвесторов, готовых участвовать в создании жемчужины Кавказа, как называют Приэльбрусье в Кабардино-Балкарии.

Догнать Францию

Концепцию развития горнолыжных курортов в Приэльбрусье по заказу правительства Кабардино-Балкарии разрабатывала российская группа компаний "Горимпекс" совместно с французами. "Франция - держава номер один в области горнолыжного туризма. Мы привыкли в этом плане взирать на Швейцарию, Австрию, но как раз Франция - вождь и по количеству катающихся, и по количеству подъемников, гостиниц. Поэтому мы работаем с французами. Мы хотели принять какой-то точка зрения извне, от европейских специалистов. Если мы собираемся создавать курорт европейского уровня, необходимо было понять, как сами европейцы видят формирование этой территории", - рассказывает министр экономического развития Кабардино-Балкарии Алий Мусуков.

Созданный российско-французскими усилиями проект нынче проходит последние стадии согласования. В нем обозначены наиболее привлекательные участки для строительства канатных дорог, гостиничных комплексов, зоны развития различных видов туризма. На площади больше 500 кв. км предполагается сотворить четыре курортных сектора, где вместе с тем сможет находиться 33 тысячи человек. Здесь планируется проложить 62 горнолыжные трассы (общая протяженность - 108 км) и соорудить 32 канатные дороги разного типа протяженностью 54 км, способные обслуживать 67 тысяч джентльмен в час.

Еще один план - в республике его считают самым амбициозным - создание комплекса "Джилы-Су" на северо-восточном склоне Эльбруса. Снег там лежит без малого круглый год, а те, кто бывал у источников минеральных вод Джилы-Су , рассказывают о почти чудесных свойствах бьющей из эльбрусских недр "живой воды". Осваивать эту территорию предстоит на практике с нуля - до сих пор там никто ничего не строил. В этом, впрочем, есть особая привлекательность для инвестора: разрешено применять любые формы и технологии, воплощать самые дерзкие идеи. Проект освоения северо-восточного склона горы готова реализовать группа "Интеррос", с которой уже подписаны соответствующие соглашения.

Все эти проекты руководство республики в марте представило на международном инвестиционном форуме MIPIM-2008 в Каннах. Во Францию, взятую Кабардино-Балкарией за эталон развития туристических рекреаций, привезли тематическую экспозицию, посвященную аккурат туризму - проекты общей стоимостью 1,2 млрд евро. Итогом стала предварительная договоренность с итальянским банком инфраструктурного и инновационного развития Banca Infrastrutture Innovazione e Sviluppo. "Представители банка нарочно приезжали на выставку, чтобы познакомиться с нашими проектами. Кроме Приэльбрусья их заинтересовало возведение железной дороги от станции Солдатская до города Тырныауз, международного аэропорта и жилых комплексов в Нальчике. Сейчас они изучают документы, а мы изучаем их предложения", - говорит Алий Мусуков.

Не успела делегация Кабардино-Балкарии возвратиться из Франции, как в республику приехали представители австрийской компании Doppelmayr - всемирно известного производителя оборудования для канатных дорог. Микаэль Доппельмайер лично поднялся на Эльбрус на высоту 3500 м, до станции "Мир". В вагончике старой канатки, построенной ещё в советские времена, он поделился впечатлениями: "Мы увидели, что горнолыжный комплекс кругом Эльбруса имеет весьма громадный потенциал, сегодня его развитие на хорошем пути. Не исключено, что и свой следующий шаг будет как раз на Эльбрус. Кроме того, мы, возможно, примем участие в развитии еще одного курорта - горы Чегет.

На Северный Кавказ нас пригласил господин президент Кабардино-Балкарии. Мы построили канатные дороги в 76 странах - во всех климатических зонах, во всех самых знаменитых горнолыжных комплексах. И тот самый всемирный навык мы с удовольствием применим для развития курортов в Приэльбрусье. Сейчас будем действовать над теми материалами, которые мы тут получили, чтобы вслед за тем довести этот курорт до настоящего уровня!"

В республике не исключают, что первые документы о сотрудничестве с Doppelmayr будут подписаны в этом году. Ручку для этого президент Арсен Каноков Микаэлю Доппельмаейру уже подарил...

Трасса номер один

Сегодня наиболее освоенный участок будущего рекреационного комплекса Приэльбрусья - курортная зона "Эльбрус". Год обратно в дополнение к старой канатке в этом месте пущена первая очередность новой канатной дороги гондольного типа "Азау-Старый Кругозор". "Потенциал этой канатки колоссальный - только первая очередь рассчитана на 2400 мужчина в час! Пока что пиковые нагрузки только 3000 дядя в день, например, во час новогодних каникул. Дело в том, что в последние годы этот курорт оставался востребованным только теми, кто давнехонько знает и любит эти места, фанатами, которые едут сюда со всей страны", - говорит генеральный управляющий ОАО "Канатные дороги Приэльбрусья" Тимур Аброков.

Однако востребованность курорта растет. По данным ОАО "Эльбрустурист", в текущий момент все гостиницы Приэльбрусья сообща с частным сектором могут разместить в то же время возле 4300 отдыхающих. В ближайшие два-три года цифру планируется утроить - до 12,5 тысячи. "На наших глазах потом запуска первой очереди новой канатной дороги здесь выросли четыре новые гостиницы. Сейчас строится еще несколько. А с пуском целой серии новых канатных дорог гостиничный сектор, надеемся, будет рскручиваться еще более интенсивно", - подтверждает Тимур Аброков.

В отрезок времени же последних новогодних каникул на "Старом Кругозоре" было тесно, как в московском метро. Мощность новой канатки в разы превышает возможности старой и ведет к основным горнолыжным трассам, расположенным выше 3000 метров. Правда, уже в этом году планируется создать вторую очередь дороги - "Старый Кругозор-Мир", и инициировать третью - "Мир-Гарабаши".

В прошлом году первой в стране прошла сертификацию горнолыжная дорогазау". Ей присвоили основополагающий номер в реестре, а в республике стали звать трассой номер один в России. Сейчас здесь осваивают принципиально новые для России виды спорта, к примеру айрбординг (спуск по склону, лежа на надувной платформе). Пока новшество носит нрав эксперимента, но, если занятие пойдет, трассы для айрбординга готовы сертифицировать и развивать это ориентация в полном масштабе.

Другие большие планы связаны с безопасностью туристов. "Иной турист, - сокрушается генеральный босс "Канатных дорог Приэльбрусья", - два-три раза прокатившись по выложенной трассе, теряет к ней интерес. Потом идет туда, куда шагать если и можно, то только в сопровождении профессиональных инструкторов или спасателей. Многие этим требованием пренебрегают, не регистрируются ни в МЧС, ни у нас. Последствия могут быть самые печальные". Однажды на Эльбрусе замерзла группа японских альпинистов - шли под руководством своего инструктора, тот, что покорял главную вершину Европы семь раз. Японцы нетрудно не послушались местных спасателей, предупреждавших о неблагоприятной для восхождения погоде. Ушли, не взяв с собой рацию... Совсем недавно спасатели вытаскивали из водопада лыжника с десятилетнем стажем - казалось бы, знает на эльбрусских трассах произвольный поворот. Уникальная спасательная операция прошла успешно, пострадавший посредством неделю опять стоял на лыжах.

На станциях канатной дороги красуются предупреждающие щиты - не помогает. Нарушителей правил хотели более того штрафовать - поняли, что также не поможет, скорее наоборот, станет дополнительным раздражающим фактором. В итоге решили, что один технология снабдить секьюрити тем, кто ищет опасность, - максимально турнуть ее так таковую. Сейчас здесь налаживают систему видеонаблюдения, чтобы известия туриста постоянно, на протяжении всей трассы. Это решит проблему поиска тех, кто "закатался" допоздна и потерялся. В мастер-плане развития Приэльбрусья прописан единый комплекс подобных мер - вплоть до создания вдоль трасс и альпинистских маршрутов убежищ с "тревожными" кнопками вызова спасателей и видеонаблюдением.

Генплан будущего

Один из местных бизнесменов рассказал, как пригласил в Приэльбрусье друга из США - тот оказался фанатом горнолыжного спорта, объездил все мировые курорты и давно рвался на Северный Кавказ. Американец влюбился в Эльбрус с первого взгляда. Единственное, что вызвало недоумение, - гостиничный сервис. "Мы поселили его в лучшую частную гостиницу, - вспоминал свойский собеседник, - с евроремонтом. Он затем говорил: "Апартаменты - пять звезд, сервис - без звезд вообще"".

Сервис "без звезд" резво уйдет в прошлое: неизбежное повышение количества гостиниц и частных отелей повлечет за собой повышение качества предлагаемых ими услуг. В этом убеждены и в правительстве Кабардино-Балкарии , и в ОАО "Эльбрустурист", призванном стать базовой организацией в развитии новой туристической инфраструктуры Приэльбрусья. Сейчас в ведении "Эльбрустуриста" находятся все эксплуатируемые горнолыжные трассы, канатные дороги (кроме новой канатки "Азау-Старый Кругозор", которая, впрочем, в этом году кроме того должна влиться в состав "Эльбрустуриста"), а также количество гостиничного фонда. "Рассматривается вариант, при котором все государственные активы в курортно-туристической сфере объединятся в одну организацию. А потом, увеличивая капитализацию, будем звать дополнительных инвесторов, акционеров", - рассказывает глава "Эльбрустуриста" Азрет Сабанчиев. Предстоит не только расширить гостиничный сектор, но и повысить его класс. Объем капитализации ОАО "Эльбрустурист" к концу этого года предположительно составит рядом 3 млрд рублей, а со строительством второй и третьей очереди новой канатной дороги - примерно 7 млрд.

При этом застройка Приэльбрусья будет вестись в соответствии разработанному генеральному плану - республиканское руководство заказало этот стратегический документ, ожидая здесь настоящего строительного бума, который и последует, как только генплан будет утвержден. "От желающих выстроить что-нибудь в Приэльбрусье отбоя нет уже сегодня. Основным ограничителем является отсутствие выделенных земельных участков. Все, что там есть сейчас, - построено стихийно. Но правительство республики убеждено, что развивать эту территорию нужно планово. Все, что будет воздвигаться теперь, будет на все сто надлежать единой концепции и действующему законодательству", - объясняет глава республиканского Минэкономики Алий Мусуков.

Государственные инвестиции на сооружение современной инфраструктуры Приэльбрусья по федеральной целевой программег России" составляют 5 млрд рублей. Финансирование начинается уже в этом году: за счет федеральных средств предполагается реализовать проекты строительства автомобильных дорог к будущим основным курортным зонам, в том числе автотрассы от Кавминвод до Джилы-Су , которую планируется отгрохать за три-четыре года. На очереди зачин строительства международного аэропорта и железной дороги, которые откроют возможности для развития курортов жемчужины Кавказа. "Потенциал Приэльбрусья до такой степени велик, даже в текущее время мы лишь на уровне общей концепции можем себе представить все, что здесь вероятно сделать! Сейчас мы говорим о проекте, рассчитанном на одновременное нахождение здесь 35 тысяч туристов. А со строительством нового аэропорта и новых дорог возможна реализация проектов и на 60 тысяч человек!" - говорит генеральный шеф ОАО "Эльбрустурист" Азрет Сабанчиев.

Остается лишь напомнить, что туристические возможности Кабардино-Балкарии не ограничиваются Приэльбрусьем. Нальчик, столица республики, сам по себе курорт когда-то всесоюзного значения. В комплексной программе пребывания туристов, рассчитанной на 21 день, семь дней отводилось именно ему. На территории республики расположены четыре живописнейших ущелья, озера с лечебными грязями, поблизости от Нальчика сказочные Долина нарзанов и чегемские водопады. "Эти и другие объекты включены в программу развития туристического комплекса республики, которая уже согласована с Минфином России. Будем отыскивать для них источники финансирования - и федеральные, и местные. Надо без затей приложить некоторые усилия и вложить некоторое число денег, а потенциал - огромный!" - подводит результат заместитель министра курортов и туризма Кабардино-Балкарии Заур Барагунов.

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |