Смольный ищет возможность цивилизованного выхода из проекта строительства "Охта-Центра". Этому способствуют экономический кризис и необходимость строить для "Зенита" дорогостоящий стадион
Иллюстрация: Марина Красильникова
В минувшую среду Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло во втором чтении проект городского бюджета на 2009 год и на плановый период 2010−2011 годов. Второе чтениебюджетаобычно не привлекает внимания общественности, поскольку является техническим: в его рамках происходит перебрасывание доходов и расходов с одной статьи на другую, но сам объем доходов и расходов, как правило, остается неизменен.
На сей раз все оказалось совсем иначе. Губернатор Валентина Матвиенковнесла в бюджет ко второму чтению самые что нина есть кардинальные поправки. Доходы и расходы бюджета посравнению с первым чтением уменьшены на 25,8 млрд рублей. Доходная часть, таким образом, "похудела" на 6,4% - до 377,1 млрд рублей. Приэтом секвестр бюджета должен был оказаться еще существеннееи достигнуть 30,5 млрд рублей, но, как уверяет председатель Комитета финансов города Эдуард Батанов, федеральный центр дал гарантии увеличения субсидий Петербургу на 4,7 млрд рублей. Эти средства в основном будут направлены на программу расселения ветхого и аварийного жилья.
Пожертвовали капрасходами
Городская исполнительная власть, поначалу ограничивавшаяся заявлениями, что кризис обойдет Петербург стороной, теперь ясно дала понять: в будущем году Северную столицу ждут непростые времена. По крайней мере, прогнозналоговых поступлений сниженна 9% посравнению с бюджетом, представленным к первому чтению. Самые значительные недопоступления - порядка 22% - ожидаются от налога на прибыль. А он является наиболее "доходоемким" в городском бюджете- на его долю приходится 34,5% всех поступлений.
Социальные обязательства в Смольном решили не сокращать. "Положительная динамика петербургской экономики сохраняется. Данные параметры бюджета позволят городу активно развиваться и сохранять приоритеты социальной политики", - заявил в среду депутатам вице-губернатор Михаил Осеевский. "Конечно, антикризисное секвестирование нарушило первичную сбалансированность бюджета, тем не менее он, безусловно, сохранил свою социальную направленность, - вторил ему председатель Законодательного собрания Вадим Тюльпанов. - К счастью, городская казна достаточно велика для того, чтобы кризис не отражался наприоритетныхстатьях расходов Петербурга".
В основном предлагается сократить капитальные расходы, в том числе на капремонт жилого фонда, реставрацию и благоустройство. В частности, расходы адресной инвестиционной программыбудут сокращены на 10,9 млрд рублей. "Мы переносим средства и реализациюпрограмм на более поздние сроки", - сознался МихаилОсеевский, подчеркнув при этом, что, несмотря на сокращение расходов по адресной инвестиционной программе, ее объемывсе равно остаются выше, чем в 2008 году.
На месте стадиона им. Кирова должна появиться самая современная в мире футбольная арена
В числе проектов, частично попавших "под нож", - строительство взлетно-посадочной полосыаэропорта "Пулково" (расходы по этой статье урезаны на 894 млн рублей), Фрунзенского радиуса метрополитена (999,6 млн рублей), приобретение автобусов, трамваев и троллейбусов (965 млнрублей). Полностью замороженыпроекты, к реализациикоторых город еще не приступал, начало их финансирования былозапланировано как раз набудущий год, например "Надземный экспресс" и "Орловскийтоннель". "Поскольку сейчас нет конкретных проектов, то и расходы на них не запланированы, но в случае если проекты будут представлены, мы вернемсякданному вопросу", - пояснил Осеевский.
"Газпромнефть" - хорошо, но мало
Одна из главных интриг при внесении в Законодательное собрание бюджетных поправок заключалась в том, за счет чего будет увеличенофинансирование строительства арены для футбольного клуба "Зенит" на Крестовском острове. После того как стоимость стадиона в конце августа выросла в три с половиной раза - до 23,7 млрд рублей (см. "Не нашутку просчитались [1]", "Эксперт С-З" 34 от 1 сентября 2008 года), Матвиенко нераз заявляла, что проведет переговоры с "Газпромом", владеющим контрольным пакетом акций "Зенита", о софинансировании проекта. Подтекст заявлений (разумеется, неофициальный) был таков: мол, налоги от перерегистрации в городе на Неве "Газпромнефти"- это хорошо, но мало: уж больно дорогим оказался стадион для дочернего клуба газовиков. ПодчиненныеМатвиенко даже раскрывали схему будущего софинансирования. Она в точности копирует ту, что была установлена длястроительства "Охта-Центра" со скандально известным 396−метровым небоскребом на берегу Невы: "Газпрому" принадлежит 51% уставного капиталабизнес-центра , городу - 49%, в таких же пропорциях газовый концерни петербургский бюджет финансируют стройку.
Но время шло, бюджет уже был внесенвгородской парламент, а "Газпром" продолжал молчать. Губернатор тем временем обозначила твердоенамерение завершить строительство "Космического корабля"(именно такое название получила арена благодаря своейформе) кноябрю 2010 года и заверила всех, что деньги на стадион город найдет. Это заверение стало своего рода ответом главному тренеру "Зенита"Дику Адвокату, который на тот момент обдумывал, продлевать ли ему с клубом контракт. "Я уже два года жду нового стадиона, но боюсь не дождаться. К тому моменту, когда его построят, я, возможно, буду уже старичком с клюкой", - посетовал голландец. Учитывая, что в 2006−2008 годах в проект вложено около 5 млрдбюджетных рублей, на 2009−2010 годы должно приходиться примерно по 9 млрд рублейфинансирования ежегодно. Это непростая финансовая ноша даже для относительно благополучного Петербурга.
Небоскреб вычеркнут из бюджета
Компромисс между городом и "Газпромом" оказался довольно неожиданным: Петербург строитстадион самостоятельно, но на ближайшие три года (абыть может, и навсегда) отказывается отсофинансирования"Охта-Центра". Выяснилось это всего несколько дней назад, когда в Законодательном собрании был вскрыт конверт с губернаторскими поправками ковторому чтению бюджета-2009и на плановый период 2010−2011 годов. Выделение средств на строительство "Охта-Центра" в размере 2,94 млрд рублей ежегодно, в отличие от первоначального варианта бюджета, поправкамине предусмотрено. Зато на стадион выделяется сразу 18,6 млрд рублей(8,8 млрд рублей в 2009 году и 9,8 млрд - в 2010−м). Таким образом, футбольная арена, особенно на фонезамораживания других программ, становится самым крупным инвестиционным проектом Северной столицы.
Что же касается того, будет ли городучаствовать в строительстве "Охта-Центра" после 2011 года, то ни Матвиенко, ни глава "Газпрома" Алексей Миллер ясности пока не вносят. Осеевский утверждает, что вопрос о возобновлении участия города в проекте с2012года находится в стадии переговоровс "Газпромом". "Если мыдоговоримся о том, что полностью выходим из проекта, доля города будет выкуплена "Газпромнефтью"по рыночной стоимости", - заявил вице-губернатор. ПредседательБюджетно-финансовогокомитетаЗаконодательного собрания Владимир Барканов не исключил, что доля города в проекте может быть проданастороннимпокупателям. Однако эксперты в один голос говорят, что такой сторонний инвестор вряд ли найдется. И дело не только в разразившемся кризисе: быть соинвестором и совладельцем столь масштабного проекта и не иметь возможности им управлять после окончания строительства (а "Газпром" контрольный пакет из своих рук не выпустит) согласится далеко не каждый.
Стоимость всего проекта оценивается в 60 млрд рублей, из них город за десять лет (в 2007−2016 годах) должен был вложить 49%, то есть 29,4 млрд. В прошлом и нынешнемгодахбюджет профинансировал "Охта-Центр" на 4,5 млрд рублей. Таким образом, если Петербург захочет полностью свернуть свое участие в строительстве "Охта-Центра" , его доля в уставном капитале снизится до 7,5%. Скорее всего, эта доля действительно будет продана "Газпромнефти".
Экономия иллюзорна
Таким образом, Петербург и "Газпром"(по крайней мере, на нынешнем этапе) провели "разделение труда": городполностью финансирует стадион, а газовый концерн - свой административно-деловой центр с небоскребом во главе. Вопрос в том, кто выигралот этой рокировки, а кто проиграл.
С чисто финансовой точки зрения Петербург, казалось бы, явно выиграл: на "Охта-Центр"за восемь лет пришлось бы потратить 23,5 млрд рублей, тогда каквстадион требуется вложить 18,6 млрд. Однако вложения в "Охта-Центр" существенно "размазаны" по времени и потому в структуре расходов казны почти незаметны. Скажем, в 2009 году даже в секвестированном вариантебюджета траты на "Охта-Центр" составили бы лишь 0,8% всех расходов.
Небоскреб напротив Смольного собора не вписался в бюджет Петербурга
Ситуация со стадионом принципиально иная - деньги необходимо вкладывать сразу и в большом объеме, иначе объект превратится в долгострой. В некотором смысле он им уже стал, потому что, согласно проведенному в 2006 году конкурсу на генпроектирование и генподряд, арена должна былавводиться в строй до 30 ноября 2008 года. Более того, чтобы сдать стадион к ноябрю2010 года, сейчас пришлось урезать многиедругие расходные статьи бюджета. Не стань стадион главным инвестпроектом Петербурга, секвестр бюджета наверняка оказался бы куда более косметическим.
Не выиграет город от подобного "разделения труда" ипосле того, как оба объекта будут построены. Если "Газпром" станет единственным владельцем "Охта-Центра" , бюджет города на Неве лишится возможных дивидендов отэксплуатации бизнес-центра класса "А", равныхкоторому в Петербургенет и пока не предвидится. И совсем другое дело - стадион, то есть сооружение, которое нигде в Европе себя не окупает. В "Газпроме" прекрасно понимают, что 51% акций "Космического корабля" - это далеко не только и даже не столько 12 млрд рублей расходов на строительство. Это еще и ежегодные дотации на содержание арены, которые за 20−25 лет эксплуатации объекта могут составить такую же сумму. Теперь это финансовое бремя понесет петербургский бюджет.
Руки теперь развязаны
Однако Матвиенко сильно выиграла в политическом плане. Теперь она лишена зависимости от газпромовских денег на стадион и, если подрядчик не подведет, в ноябре 2010 годагубернатор будет открывать самую современную в мире футбольную арену. К тому времени Дик Адвокат ещене успеет стать "старичком склюкой" и, возможно, будет продолжать радовать болельщиков петербургского клуба успехами.
Но самый главный выигрыш Матвиенко от рокировки "небоскреб - стадион" в другом. Выходя из капитала "Охта-Центра" , городская власть развязывает себе руки в отношении судьбы этого скандального проекта. Как говорят информированные источники в окружениигубернатора, она устала от сопротивления строительству "Охта-Центра" , которое исходит от архитектурного сообщества, городскойобщественности и даже от ЮНЕСКО. В ближайшие месяцы в городе должен быть утвержден новый Высотный регламент. Какобещает Матвиенко, это впервые будет сделано ввиде специального закона. Сложно представить себе, чтобы Высотный регламент допускал строительство почти 400−метрового небоскреба на берегу Невынапротив Смольного. В противном случае подобный документ просто не нужен - он будет дискредитировать саму идею сохранения исторического центра города.
Пока же на месте будущего "Охта-Центра" проводятся лишь археологические, инженерно-геологические и прочие работы. Полностью от проекта город не сможет отказаться, да это уже и невыгодно, иначе не удастся вернуть вложенные из бюджета 4,5 млрд рублей. Но если когда и получать рычаги воздействия на "Газпром" (например, по высоте доминанты "Охта-Центра") , то действительно именно сейчас, а не после началастроительных работ.