двух соседних регионах Сибири - Алтайском крае и Республике Алтай в минувшую пятницу прошли официальные презентации туристическо-рекреационных зон. Решениеоб их создании было принято правительством страны два года назад. Кроме Алтая, напомним, такие же зоны будут строиться на двух берегах Байкала, а также в Краснодарском крае. Но именно алтайские власти и бизнесмены, проявившие интерес к проектам, за минувшие месяцы сумели продвинуться дальше всех в процессах подготовки проектной части туристических центров, строительстве объектов отдыха и инфраструктуры.
В презентациях принялиучастиезаместитель министра экономического развития России Станислав Воскресенский, директор департамента инвестиционной политики Минэкономразвития России Дмитрий Левченков, руководитель Федерального агентства по управлению особымиэкономическими зонами Андрей Алпатов иместные руководители. Встречали высоких гостей губернаторы регионов.
Из Барнауладелегация на двух самолетах Ан-38 и Як-40 отправилась в аэропорт Горно-Алтайска , где ее встречал глава РеспубликиАлтайАлександр Бердников и члены республиканскогоправительства. Сначала гостям презентовали саму аэрогавань. Пока горно-алтайский аэропорт относитсяк аэропортам четвертогокласса, длина его взлетно-посадочнойполосысоставляет 1 300 метров, и он может принимать тяжелые и легкие самолеты только местных воздушных линий, а также вертолеты. Но первый заместитель председателя правительства Республики АлтайСергей Тевонян рассказал, что проектомреконструкции аэропорта, которая будет вестись как за счет средств государственного бюджета, так и за счет средств инвесторов (недавно 100% акций аэропорта были проданы московской компании "Главторг", которая уже заявила о готовности вложитьв него около 50 млн долларов) и полностью завершится во II квартале 2010года, предусмотреноудлинение ВПП до 2 300 метров, благодаря чему аэропортсможет принимать средние и ближние магистральные самолеты с дальностью полета около четырех часов, в том числе Boeing. Федеральные инвестиции, выделяемые по целевой программе "Развитие гражданской авиации", составят более 1 млрд рублей - на реконструкцию взлетно-посадочнойполосы, перрона, светосигнального и навигационного оборудования.
Разработчики программы реконструкции аэропорта считают, что спрос на авиаперевозки в Республику Алтай в первую очередь будут формироваться за счет туризма. Поток туристов в регион из европейской части России и зарубежья оценивается в 120 тыс. человек ежегодно. Именно эти люди при наличии регулярных рейсов в Горный Алтай выберут удобное и быстрое авиасообщение. Кроме того, от 5 до 15 тыс. человек в год будут летать вреспубликуииз республики по производственной необходимостии деловым командировкам. Авиасообщение предпочтет также ряд туристов Сибири и Дальнего Востока. Таким образом, уже сейчас ежегодный пассажирский поток мог бы составлять 150 тыс. человек в год. Безусловным преимуществом горно-алтайского аэропортаявляется его близкаярасположенность к будущим зонам туристическо-рекреационного типа и другим туристически привлекательным местам. Аэропортрасположен в10 км от ОЭЗ "Алтайская долина"(создается в РеспубликеАлтай), в 29 км от ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" (создаетсяв Алтайском крае), в 25 км от горнолыжного комплекса "Манжерок" (строится ИФК "Алемар") и в 92 км от Каракольских озер (проект ВАО "Интурист", входящегов АФК "Система").
Иззданияаэропорта гости доехали дотерритории ОЭЗ "Алтайская долина". Здесь в демонстрационном шатре были установлены макет и плазменная панель, на которой демонстрировалась 3D−модельперспективного развития проекта ОЭЗ. По словам руководителя ТУ РосОЭЗ по Республике Алтай ВладимираПолетаева, проект зоны в предварительном архитектурном решении представляетсобойкомплекс из искусственного озера и трехискусственных островов, каждый из которых имеет свой набор объектов исвое предназначение. Так, например, на территории северного острова расположится комплекс отелей, лодочные станции, гольф-клуб , зона спортивного скалолазания, а наюжном острове будет построен административно-деловой центр с офисами компаний-резидентов ОЭЗ и крытый спортивный комплекс. Государственные вложения в инфраструктуру "Алтайской долины" составят 9,367 млрд рублей, частные инвестиции планируются на уровне 10 млрд рублей. Зона сможетпринимать около 94 тыс. человек в годпри максимальной загрузке - 3,5 тыс. человек в сутки. Количество вновь созданных рабочих мест составит 2,4 тыс. По словам Полетаева, отели будутразнойклассности - от двух до пятизвездных, что позводит отдыхать в них людям с разным достатком.
Главный плюс проекта, реализуемого в Республике Алтай, - наличие как минимум двух крупных инвесторов, уже реализующих свои проекты. Генеральный директор ВАО "Интурист" Александр Арутюнов рассказал, что на участке "Каракольские озера" планируется разместить гостиничный комплекс VIP-класса , оздоровительный и СПА-комплекс , предполагается строительство горнолыжного курорта со значительными перепадами трасс. Объем инвестиций, которые будут вложены в строительство комплекса, - 1,9 млрд рублей. А на озере Манжерок уже строится горнолыжный курорт, инвестором которого выступаетИФК "Алемар". Генеральный директор Российской корпорации нанотехнологий, один из основателейиэкс-президент "Алемара" Леонид Меламеди нынешний президент ИФК Дмитрий Журба в демонстрационном шатре на берегу озера рассказали о том, что уже сделано и что будет сделано. Всоответствии с проектом на горе Синюха с большим для России перепадом высот напроектируемых горнолыжных трассах - 820 метров будут построены 32 горнолыжные трассы с системой искусственногооснежения(общая протяженность около 60 км) и 15 подъемников. Общее число лыжников на трассах будет достигать 5 тыс. человек. У подножия Синюхи будет построен гостиничный городокна 4,5 тыс. человек. Главная отличительная особенность комплекса-его всесезонность. Курорт рассчитан на круглогодичныйотдых: зимой его посетители смогут кататься на горных и беговых лыжах, сноубордах, снегокатах, а летом гостям предложат велосипедные и конные прогулки, аквапарк, парк приключений, традиционные для этих мест бани, лечение травами и пантами, а также экскурсии к достопримечательностям Алтая. Объем частных инвестиций в проект оценивается на уровне 10 млрд рублей. На строительство и ввод в эксплуатацию первой очереди (восемь горнолыжных трасс, один кресельный подъемник, три бугельных подъемника, системы освещения и оснежения трасс, сервисный центр) будет потрачено2,5 млрд рублей. Как сообщил Леонид Меламед, основные горнолыжныетрассы на Синюхебудут запущены уже этой зимой.
Из Республики Алтай гости отправились на территорию Алтайского края, где губернатор регионаАлександр Карлин презентовал им проект"БирюзоваяКатунь". Эта зона была организована на базе существовавшего туристического комплекса содноименным названием. И в этом главное преимущество краевого проекта над республиканским - здесь уже присутствуют основные элементы инфраструктуры, размещения, места развлечений и отдыха. Тогда как в Республике Алтай пока есть только природные красоты и трехмерные проекты. По словам Карлина, особенность "Бирюзовой Катуни" заключается и в том, чтоона сможет принимать туристов и зимой, и летом, что является ее неоспоримым плюсом и отличием. В этом году будут проведены работы по реконструкции аэродрома и аэропорта Бийска, на которые будет направлено около 40 млн рублей. Сейчас ведется строительство дороги внутри зоны. По оценке консалтинговой компании Roland Berger, к моменту окончания строительства на"БирюзовойКатуни" будет созданоне менее 3,5 тыс. мест размещения иоколо 2,2 тыс. рабочих мест. Предполагается, что созданные места размещения туристов совместно с оказанием сопутствующих услуг на качественном уровне позволят увеличить турпоток зоны на 115 тыс. человек. По прогнозам специалистов, к2012году онсоставит примерно десятую часть от общерегионального турпотока.
По словам Карлина, туристическо-рекреационная зона "Бирюзовая Катунь"будет ориентирована сразу на несколькослоевнаселения. В том числе на молодежный отдых. Губернатор заверил замминистра экономическогоразвития Станислава Воскресенского, что недельный отдых для семьи из четырех человек в трехзвездном отеле в "Бирюзовой Катуни" обойдется в среднем не больше 25 тыс. рублей. Есть и инвесторы - сразу после презентации зоны состоялось торжественное вручение свидетельств о регистрации в качестве резидентов турзоны шести компаний. Всеони местные и уже начали реализовывать бизнес-проекты общей емкостью 3 млрд рублей: "Алтай-Известь+" , "Анте", "СКИ-комплекс" , "Ермак", "Жемчужина Катуни" и "Грин-парк". По словам Карлина, на этих резидентовбудут распространяться все преференции, которые установлены законом для резидентов ОЭЗ, в первую очередь - налоговые. "Это делает более привлекательнымиинвестиционные вложения по строительству социальных объектов - отелей и гостиниц, которые должны быть возведены на территории турзоны. Речь идет о миллиардах рублей вложений. Впрочем, мы говорим о структуре как о факте, который уже частично существует", - сказал Александр Карлин.
Выступая переджурналистами, заместительминистра экономического развитияи торговли РФ Станислав Воскресенский сказал, что удовлетворен увиденным. Реализация проектовособых экономических зон позволит российским туристам, сейчас в основном ориентированным на страны зарубежья, отдыхать с тойже степенью комфортностина российских курортах, в том числе горнолыжных. По словамВоскресенского, если прекрасной природой Россия всегдамогла гордиться, то уровень сервиса оставлял желатьлучшего. Особые экономические зоны позволят достичь европейского уровня и в этой области. Замминистра подчеркнул, что цены на алтайских курортах будут вполне доступныдля российских граждан. Так, недельный отдых длясемьи из трех человекбудет стоить 20−25 тыс. рублей в неделю. "Теперь главное - не срывать темповстроительства", - отметилзамминистра и выразил надежду, что алтайские ОЭЗ начнут работать через три-пять лет. Впрочем, стоит добавить, что ожидатьбурногоинтереса со сторонытуристов изЕвропейскойРоссии Алтаю, как и более далеким туристическимзонам на Байкале, вряд ли стоит - все ценовыепреимуществаотдыха на сибирской природе "съест" стоимость авиационных билетов. Правда, об этом на презентациях алтайских зон туризма не говорилось.
Комментарий эксперта
Андрей Алпатов
глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами
Сейчас есть заявки от ряда потенциальных резидентов большинства ОЭЗ, в том числе иркутской, бурятской и кубанской ОЭЗ. Скорей всего, следующим претендентом на приобретение резидентов станет бурятская ОЭЗ. В Республике Бурятии подформирование ОЭЗ ТРТ выделен уже третий участок под названием Бычья Гора. Здесь будет строиться горнолыжный курорт, который одновременностанет местом летнего отдыха, так как находится наберегу озера. На сегодняшнюю презентацию "Бирюзовой Катуни" и "Алтайской долины" прибыли делегации бизнесменовиз Сингапура и ЮжнойКореи. Кроме того, в РосОЭЗ недавно побывали представители китайского бизнеса, которые исследуют возможности инвестировать в туристические зоны. В частности, речь идет о строительстве в туристических зонах центров китайской медицины.
В этом году только на алтайские зоны было потрачено около 400 млн рублей из средств федерального бюджета, а до конца года будетосвоено еще 450 млн рублей. В основном эти деньги пойдут на планирование территорий, подготовку документации и площадок под строительство. Всего же потребность в инвестициях только по двум алтайским зонам оценивается в 250−280млн евро. Проект реально стартовал, государство началостроить инфраструктуру, и теперьмы ждем инвесторов. Первые шестьрезидентовбудутинвестировать 3 млрд рублей, надеемся, что следующие инвесторы будут осваивать более высокие инвестиции, бизнес пошел. Когда мы выбирали зоны, я здесь всепрошелсвоими ногами. Я абсолютноуверен, что перспективы развития "Бирюзовой Катуни" хватит еще лет на 70, если не на 100.