Взаимоотношения операторов сотовой связи и дилерских сетей в Северной столице становятся все болеесложными. Прежде всего, значительно снизилось количество акций, проводимых операторами и дилерами совместно, причем эксклюзивные акции практически перестали инициироваться. Дилерские сети в этом мало заинтересованы, так как для них проведение таких акций слишком затратно. Несмотря на утверждения операторов о том, что стоимость привлечения абонентов (показатель SAC) в регионе осталась на прежнем уровне, если не снизилась, дилеры отмечают, что вознаграждение за каждого подключенного абонента вернулось к уровню тех лет, когда операторы активно наращивали абонентские базы и тратили основные средства именно на привлечениеновых клиентов.
Результатом сложившейся ситуации стало то, что операторы вынуждены искать новые пути для реализации стартовыхконтрактов. Первым, нодалеко не самым простым стал путь развития сетей эксклюзивных салонов связи. На данный момент такие сети в Северной столице активно развивают все GSM-операторы , причем даже Tele2, в свое время отказавшийся от создания сетив Петербургеи сконцентрировавшийся на областных салонах, вернулся к этой идее и недавно запустил проект в городе на Неве. Своим путем идет, пожалуй, только "Скай Линк", который развивает сотрудничество с компьютернымисетями. "Мы стараемся проводить политику равносторонних отношений со всеми партнерами - как с дилерами, так и с теми компаниями, для которых продажа сотовых терминалов и подключение абонентов не является основным бизнесом, например с компьютерными сетями", - прокомментировал Дмитрий Малаканчиков, директор по маркетингу компании "Скай Линк Санкт-Петербург".
Впоисках новых абонентовоператоры вышли в торговые центры. Так, в прошлом году Tele2организовалмобильныеточкиподключения в сетях "О Кей", "Карусель", "Перекресток", "Пятерочка" и "Лента". Руководство оператора объясняло этот шаг необходимостью сочетания традиционных и альтернативных каналов продаж. Ранееторговыецентры такжеиспользовались операторами, однако в основном для проведения промоакций, а не для продажи стартовых контрактов. Отметим, что большинство конкурентов оценили инициативу Tele2 как малоперспективную, однако вскоре схожую инициативу предпринял"Билайн". МТС, вотличие от конкурентов, стали исследовать другие возможности и организовали тестовые продажи SIM-карт назаправочных станциях в Новгородской области.
Следующим шагом на пути ксозданию новых каналов продаж стали такназываемые уличные продажи, опять-таки организованные Tele2: промоутеры операторов околостанций метро и на центральных улицах города предлагают подключиться к сети оператора. Весной текущего года по этому же путипошел"Билайн", при этом так позиционирующий свою инициативу: "Мы не продаем стартовые контракты на улицах. Компания проводит акции, в рамках которых специальнообученныепромоутеры предлагают людям попробовать связь "Билайн". Человеку предлагаетсякомплект с нулевым балансом - для того чтобы начать пользоваться, ему необходимо пополнить счет. По нашим оценкам, сравнительно высокий процент таких абонентов остается в сети".
Представители дилерскихсетей неофициально отмечают, что, запустив уличные продажи, операторы создали высококонкурентный каналреализацииSIM-карт , сумев отобрать часть клиентову дилерских сетей. Однако дилеры надеются, что такая ситуация продлится недолго и в скором времени потенциал уличных продаж будетисчерпан, в том числе в связи с явной сезонностью таких проектов.
Что касается других операторов, то они не спешатследоватьпо этому пути, хотя внекоторых других регионах и проводят схожие акции. В частности, МТС занимается уличными продажами в Москве. Дмитрий Малаканчиков так выразил позицию компании: "Мы не сторонники такого подхода. Во-первых , продавец, будь тодилер или специалист компьютерного магазина, должен оказать потенциальномупокупателю квалифицированную помощь в выборе не только оператора, но и, самое главное, тарифного плана. Во-вторых , и это вытекаетиз первого, нам нужны абоненты, которые будут пользоваться нашей связью, а не выкинут свою SIM-карту , после того как на ней закончатся подаренные при подключении бонусы. Уличные продажи могут незначительно увеличить абонентскую базу, но они же создадутсоответствующую репутацию компании-оператору".