В корпоративном конфликте вокруг компании "Укртатнафта" правительство заняло позицию, не отвечающую национальным интересам. Альтернативы ликвидации совместного предприятия не осталось
Самый затяжной корпоративный конфликт в истории независимой Украины окончательно исчерпал себя. Тринадцать лет продолжался спор между украинскими акционерами ЗАО "Укртатнафта" в лице НАК "Нафтогаз Укра ни" и татарской стороной, представленной компанией "Татнефть" и имущественнымведомствомРеспублики Татарстан. Цель спора - получить оперативный контроль над крупнейшим в стране Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом(НПЗ). Но дальнейшее продолжение борьбы невозможноввиду полной капитуляции одной из сторон. Речь идет об украинском правительстве, последние решения которого показали, что занятая им позиция не имеет никакого отношения к национальным интересам. "Укртатнафта", судя по всему, явилась частью многоуровневых договоренностей Юлии Тимошенко с Кремлем. Иначе объяснить логику действий Кабмина нельзя.
Суд выиграли - завод проиграли
"Укртатнафта" давно стала благодатным полигоном для апробирования различных рейдерских схем. Созданное в 1995 году при участии президентов Украины ЛеонидаКучмы и Татарстана Минтимера Шаймиева совместное предприятие погрязло в коррупции. Первый его директор ВладимирМатыцин, при котором в 1999году состоялась скандальная продажа за векселя спорного 18−процентного пакета акций нефтеперерабатывающего завода офшорным компаниям Sea Group (9,96%) и AmRuz (8,34%), полтора года просидел в днепропетровском СИЗО. Руководитель предприятия буквально раскладывал его по частям: отдельные перерабатывающие комплексы завода отдавались в долгосрочную аренду различным структурам, средикоторых значились и могущественная некогда "Славнефть" (Россия), и украинская компания "Инфокс". Вдобавок Матыцин создал несколько структур, на которыезаводил активысовместногопредприятия. Впоследствии часть из них директор продал другим предприятиям (в частности, контроль над владеющими 18−процентным пакетом акций офшорками перешел к компании "Татнефть").
НПЗ штурмовали вооруженные отряды, нанятые миноритарными акционерами, уволенные директора восстанавливались через суды, не обошлось и без убийств бывших сотрудников предприятия. Сегодня в ЗАО царит полный хаос: пока двакрупнейших акционера судятся за спорный пакет акций, оперативный контроль над предприятием достался третьей стороне в лице группы "Приват", представленной директором предприятия Павлом Овчаренко. Недавно Украина получила шанс прекратить эту вакханалию. В начале июня этого года Хозяйственный суд Киева признал незаконной покупку 18−процентного пакета акций ЗАО "Укртатнафта" офшорными компаниями. А две недели назад апелляционный суд отклонилкассационную жалобу этих структур, подтвердив справедливость решения предыдущей инстанции. Судебная тяжба фактически выиграна. Акции, выкупленные в результате допэмиссии, должны были вернуться в собственность эмитента - самойкомпании "Укртатнафта" и быть аннулированы.
Был и другой вариант - стороны выкупают этиценные бумаги пропорционально своей доле участия в акционерномкапитале. В любом случаеукраинской сторонедостается контрольный пакет акций завода, а партнеры из Татарстанаэтого контролялишаются. Это не решает проблему окончательно (долгие годы предприятие не проводит собрание акционеров, поскольку ни одна из конфликтующих сторон не обладает кворумом в 60% голосов), но значительно ее упрощает: приватовский менеджмент выглядит более договороспособным, нежели татарские акционеры.
Но правительство неожиданно пошло на попятную. Сразу после оглашения судебных решений Кабмин инициирует заключение мирового соглашения на кабальных условиях. По словам народного депутата от Блока Юлии Тимошенко Сергея Пашинского, который претендуетна кресло председателя правлениякомпании "Укртатнафта", правительство готовосогласиться сдвумя главнымитребованиями татарской стороны: вернуть долг ЗАО "Укртатнафта"перед поставщиками нефти в размере двух с половиной миллиардов гривен, а также продать по номинальной стоимости 18% ЗАО. На заключении мировой и отзыве судебных исков настаивает и заместитель министра юстиции ЕвгенийКорнейчук. А министр топлива и энергетики Юрий Продан уже предложил руководству компании "Татнефть" возобновить поставки сырья на Кременчугский НПЗ, какбудто мировое соглашение - лишь вопрос времени. Единодушие кабминовских чиновников выглядит более чем странно, учитывая, что еще в начале года Юлия Тимошенко называла сделку в отношении 18% акций аферой и настаивала на полном возвращении НПЗпод государственный контроль. Что-то заставило премьера круто изменить свое отношение к этому конфликту.
Корпоративное дежавю
Юлия Тимошенко идет на заведомо невыгодный компромисс с татарскими акционерами ЗАО "Укртатнафта". И делает это совершенно сознательно
То, что сейчас происходит вокруг компании "Укртатнафта", доболи напоминаетсобытия годовалой давности. Подобный сценарий уже разыгрывался в августе 2007 года: после выигранного НАК "Нафтогаз Укра ни" судебного разбирательства 18−процентный пакет акций был передан украинской стороне. Таким образом, НАК сконцентрировал в своих руках 61% акций предприятия, чего было достаточно для проведения собрания акционеров и назначения лояльного правительству менеджмента. Однако этот процесс был заблокирован людьми из команды Виктора Януковича, который в то времявозглавлялправительство. По настоянию первого вице-премьера Николая Азарова и вице-премьер-министра Андрея Клюева 43% (а не 61%) были выведены из уставного фонда НАКа и переданы Фонду госимущества. Украинцы капитулировали без боя. Сейчас цвет правительственных функционеров изменился, носитуация в точности повторяется. Складывается впечатление, что украинская сторона никогда не была по-настоящему заинтересована в восстановлении контроля над ключевым активом в нефтепереработке. Хотя потребность в этом была и остается большой. Каждый раз Кременчугский НПЗ становился разменной монетой в более крупной игре, и каждыйраз экономическиеинтересы страны неимели для игроков никакого значения.
В частности, речь идет о создании государственного стабилизационного резерва нефтепродуктов, необходимого для сглаживания колебаний цены на бензин и дизтопливо на внутреннем рынке, а также устранения в случае необходимости спекулятивной составляющей в их цене. Актуальность такого рыночного механизма регулирования рынка не только не отпала, но еще больше возросла. Периоды резкого подъема цен на нефть сопровождаются серьезными коррекциями, и, по прогнозам специалистов, такие периоды спадов и подъемов лишь участятся. Это создает предпосылки для спекуляций игроков на внутреннем рынке. Цена вопроса совсем немаленькая. Интересный факт: в июне американцы потратили на бензин больше денег, чем на автомобили и детали кним. Топливная составляющая в потребительской корзине автомобилистов большинства стран неуклонно растет. Эта тенденция не обошла и Украину. Именно поэтому столь возрастает необходимость государственного воздействия на рынок без применения административного давления. Без компании "Укртатнафта"сделатьподобноеневозможно, поскольку это единственный НПЗ в стране, где сохранилась весомая доля государственного участия.
В2007 году оператором стабрезерва была назначенадочерняя структура НАКа - компания "Укртранснафта". Предполагалась следующая схема работы: госкомпаниязакупаетнефтьна открытых аукционах, а затем перерабатывает ее на рыночных условиях наКременчугском НПЗ. После этогонефтепродукты в случаенеобходимости реализуются в периоды пикового потребления. Однако менеджмент ЗАО "Укртатнафта" отказался братьнефть напереработку. В итоге сырье пришлось перерабатывать на Лисичанском НПЗ, контролируемом Тюменскойнефтяной компанией (ТНК), которая выставила условие: весь полученный вследствие переработки бензин самой популярной марки А-95 остается на заводе и замещается бензином А-76 и дизельным топливом. Сформированный из этих видов нефтепродуктов стабрезервлишь ограниченно влиялна рынок, в основном дотируя аграриевв период посевной и уборочной. В результате цель, ради которой создавался стабрезерв, не была достигнута. Правительствовновь взялось судиться закомпанию"Укртатнафта", вновьдобилось успехов и вновь сдало позиции.
Партнерство не состоялось
После более десяти лет существования ЗАО "Укртатнафта" можно констатировать: совместное предприятие не состоялось. Ни один из партнеров не достиг поставленной цели. Завод работает с минимальной прибылью, инвесторам интересен лишь оперативный контроль над немалым финансовым потоком (при чистом доходе в 2007 году в 13,5 млрдгривен прибыль НПЗ не превысила и полумиллиона гривен). За тринадцать лет предприятие почти не модернизировали (последнее технологическое обновление - запуск установки по производству метил-третбутилового эфира - состоялось в 2001 году). Некогда самое современное нефтеперерабатывающее предприятие страны сейчас значительно отстает от своих конкурентов. Лисичанский (ТНК) и Одесский ("ЛУКойл") нефтеперерабатывающие заводы уже выпускаютбензины по стандартам Евро-4 , тогда каквКременчуге топливо дотягивает лишь до Евро-2. Повышение стандартов качества украинских бензинов в такой ситуации невозможно. На прошлой неделе "Укртатнафта" попросила президента Виктора Ющенко и премьер-министра Юлию Тимошенко поручить Госпотребстандарту продлить действие разрешения на выпуск высокосернистых бензинов. В противном случае завод будет вынужден платить штрафы.
Государство так и не смогло свое участие в акционерном капитале превратить в конкретные дивиденды, выраженные или деньгами, иливозможностью реализовать проект по созданию стабрезерва нефтепродуктов. Контроль надкомпанией со стороны крупнейшихакционеров из-за конфликта полностью утерян.
Заместитель генерального директора "Татнефти" Наиль Маганов скептически оценивает шансы украинской стороны восcтановить контроль над Кременчугским НПЗ
В сложившихся обстоятельствах совместное предприятие не может существовать даже формально. При создании СП татарская сторона взяла на себя два главных обязательства: поставлять на Кременчугский НПЗ восемь миллионов тонн нефти ежегодно (обязательство ЗАО "Татнефть") и передать в уставный фонд предприятия нефтедобывающуюкомпанию "Татнефтепром" (обязательствоминистерства имущества Республики Татарстан). За все годы существования ЗАО "Укртатнафта" предприятие ни разу не переработало обозначенный в учредительных договорах объем нефти. Вдобавок недавносуд в Татарстане арестовал имущество "Татнефтепрома" по иску аффилированной с ЗАО"Татнефть" компании. Имущество арестовано в счет обеспечения иска, согласно которому"Укртатнафта" задолжалапоставщикам нефти два с половиной миллиардагривен. Итак, обязательства по поставкам нефти не выполняются, по инициативе татарской стороныарестовываются активы, ею же внесенные в уставный фонд совместного предприятия в Украине. Понятно, что из-за этого СП"Укртатнафта" как таковое существовать не может.
Ни о какоммировомсоглашении не можетбыть и речи. Долги, сформированные в 2007 году, когда на заводе сидел лояльный татарам менеджмент, скорее всего, дутые. Такойвывод напрашивается исходя изследующихданных: основными поставщиками нефти на Кременчугский НПЗ в прошлом году выступали связанные с ЗАО "Татнефть" компании "Таиз", "Авто" и "Технопрогресс". Именно этим структурам якобы задолжала"Укртатнафта". В то же время эксклюзивным продавцом произведенных на заводе нефтепродуктов выступала компания "Новойл", также аффилированная с "Татнефтью". Таким образом, татары контролировали нефть навходеинефтепродукты - навыходе. Долг перед поставщиками нефтимог сформироваться лишь при условии, если покупатель нефтепродуктов не рассчитался с заводом. А это значит, что никакого долга нет: просто деньги компании "Татнефть" лежат не в правом кармане, а в левом. Правительство не может не знать этих подробностей, и все же оно готово идти на компромисс.
К тому же вряд ли татарская сторонадействительноготова передать рычаги управления заводом украинской стороне. По последним сообщениям "Татнефть"сейчас предпринимает попытки установить контроль над одним из многочисленных подразделений КременчугскогоНПЗ - "Торговым домом "Укртатнафта"". Эта компания примечательна тем, что ей принадлежит так называемая наливная эстакада - место, откуда отгружаются нефтепродукты. Контроль над этим активомставит менеджмент предприятия в зависимость, поскольку наливная эстакада -узкое горлонефтеперерабатывающего завода. К примеру, ее остановка на ремонт будет означать блокирование работы всегопредприятия.
Безальтернативный развод
Договор о создании совместного предприятия ЗАО "Укртатнафта" необходимо расторгнуть. Дляэтого есть не только все юридические основания, но и экономические предпосылки. Стороны не оправдали надежд друг друга. Если еще несколько лет назад аргумент "завод останется без нефти" сдерживал применение Украиной радикальных мер, то сейчас он не стольдейственен. Каким бы способом ни попал на завод лояльный "Привату" менеджмент, он показал: альтернатива поставкам нефти из Татарстана существует. Павел Овчаренкосумел наладить поставки сырья, добываемого компанией "Укрнафта" (контролируется "Приватом"), а также импорт иракской нефти по морю. В среднесрочной перспективе ситуация с поставками нефти может измениться до неузнаваемости. "В перспективе транзит российской нефти по территорииУкраины сойдет на нет. В России принято решениео строительстве второй ветки Балтийской трубопроводной системы мощностью пятьдесят миллионов тонн в год, что почти соответствует нынешним объемам транзита российской нефти по территории Украины. Значит, через два-три года в нашей стране может быть реализован проект реверса Приднепровских магистральных нефтепроводов. Это вполне реальнаяперспектива", - считает директор Центра энергетических исследований КонстантинБородин.
Благодаря реверсу нефть изстран прикаспийского региона будет поставляться на украинские НПЗ, в частности, на Кременчугский. Теоретически это делает возможной кооперацию НАК"Нафтогаз Укра ни" и национальных энергетических компаний из Казахстана, Азербайджана либо работающих там западных корпораций (Shell, ChevronTexaco и других). Речьможет идти о создании нового СП при участии партнеров из этих стран, работе по давальческимсхемам (развитие сети АЗС под иностранными брендами) и других формах сотрудничества. В любом случае поле для возможных альтернативдостаточно широкое. Реализация таких проектов потребует разрываотношений с компанией "Татнефть". Он не будет болезненным ни для предприятия, ни для украинской экономики. Однако нынешняя ситуация говорит о том, что это далеко не все интересы, которые следует учитывать при анализе сценариев развития событий вокруг ЗАО "Укртатнафта". Ответы на многие вопросы могут быть получены 4 сентября - на эту дату назначено собрание акционеровкомпании, в повестку дня которого включены смена менеджмента и изменение устава.