авиакомпании "Татарстан"" и международном аэропорту Казани (МАК) произошла смена генеральных директоров. Руководивший авиакомпанией девять летМагомедЗакаржаев и работавший более шести летгендиректором аэропорта Петр Трубаев были уволены по собственному желанию. Вместо них исполнять обязанности будут 46−летний командир воздушного судна Газинур Хайруллин и 32−летний коммерческий директор МАКа Алексей Старостин. Планируется, что на ближайшем заседании совета директоров оба руководителя будут утверждены в должностях.
Эксперты связывают отставку руководителей с появлением у аэропорта и авиакомпании стратегического инвестора - болгарского холдинга "Химимпорт". Тем не менее показательно, что топ-менеджерами стратегических для Татарстана активов не стали иностранцы, что лишний раз подтверждает стремление республиканских властей не упускать из-под контроля управление важными активами.
Впрочем, и раньшедеятельность руководителей обоих авиапредприятий не раз подвергалась критике премьер-министраТатарстанаРустамаМинниханова. В феврале прошлого года участники рынка даже прогнозировалиуход главы авиакомпании "Татарстан" Магомеда Закаржаева после того, как на коллегииминистерстватранспортаи дорожногохозяйства республики глава кабмина РТ открыто заявил, что гендиректор авиакомпании "Татарстан" не соответствует занимаемойдолжности, поскольку "слишком спокоен" в ситуации, когда авиакомпании запрещены полеты в страныЕвросоюза (в феврале-марте 2007 года по решению Ространснадзора и Росавиации). Также глава правительства Татарстана не раз высказывал претензии в связи с недостатками в работе аэропорта: одной из официальных причин проигрыша Казани в борьбе за звание столицыУниверсиады 2011 года стало именно неудовлетворительноесостояние городской аэрогавани.
Неопределенность в управлении авиаактивами вызывало и то, что руководство Татарстана длительное время искало стратегического инвестора для собственного аэропорта и местного авиапредприятия. Еще в августе 2004 года на аукцион выставлялись стопроцентные госпакеты акций МАКаи авиакомпании "Татарстан". Но аукцион тогда несостоялся. В декабре 2005 года попытку реализациигоспакета акций воздушных ворот повторили, но аукцион снова не состоялся из-за отсутствия покупателей. Потом роль инвестора взял на себя местный холдинг "Нур-1" , принадлежащий татарстанскому бизнесмену и депутату госсовета РТ Маннафу Сагдиеву. В январе 2006 года правительство республики внесло принадлежащий ему 100−процентный пакет акций авиакомпании "Татарстан", в которую входят имущественные комплексы Казанского и Нижнекамского авиапредприятий, а также международный аэропорт Бегишево, в новую структуру - компанию "Нур-Авиа". При этом "Нур-Авиа" обязалась обновить самолетный парк и вложить деньги в модернизацию авиаперевозчика.
Но камнем преткновения в отношениях между чиновниками и бизнесменом стал международный аэропорт Бегишево. Оченьскоро на него нашлись и другие претенденты, в частности КамАЗ. Гендиректор автогиганта Сергей Когогин добился, чтобы в декабре 2007 года вышло постановление правительства республики, в котором региональному минзему было поручено обеспечить возврат 100% акций авиакомпании в госсобственность [1]. В качестве причины такого решения называлось несколько обстоятельств: невыполнение "Нур-1" принятых на себя обязательств по привлечению инвестиций, участившиеся случаи авиационных происшествий, низкое качество обслуживания пассажиров и т. д. В январе этого года Арбитражный суд Республики Татарстан удовлетворил иск регионального минзема [2] к этому ОАО и признал недействительнойсделкупо внесению 100−процентного пакетаакцийОАО"Авиакомпания ""Татарстан""" в уставный капитал "Нур-Авиа". Ценные бумаги вернулись в собственность республики.
После чего и достались болгарскогому холдингу "Химимпорт" [3], который предложил правительству Татарстана два варианта создания аэропорта - пропускной способностью на 3 и на 5 млн пассажироввгод. Позже Рустам Минниханов назвал новую стоимость реконструкции аэропорта - порядка 400 млн евро. Проект предполагает строительство карго-терминала с логистическим центром, увеличение перронов, стоянок для самолетов, создание скоростных рулежных дорожек, реконструкцию взлетно-посадочной полосы. На первом этапе "Химимпорт" вложит в развитие аэропорта 50 млн долларов, еще 20 млн - в авиакомпанию "Татарстан". Планируется за год поменять старую советскую технику на новую, взяв не менее 10 самолетов Boeing. Первый Boeing авиапредприятие может получить уже в сентябре. Вторым этапом развития перевозчика станет закупка небольших самолетов для региональных перевозок. МинистртранспортаРТ Ильдус Фасхутдинов сообщил, что будут созданы две компании, в которые РТ сделает имущественныйвклад, а"Химимпорт"-денежный. По мнению специалистов, речь может идти оборганизациисовместного предприятия, куда Татарстан первоначально внесет 50% акций из своего госпакета аэропорта и авиакомпании, а "Химимпорт" - финансовые средства. В дальнейшем Татарстан будет, вероятно, вносить и свои средстваилипередаст в СП еще 50% акций авиакомпании и аэропорта.
председатель совета директоров группы компаний "Тулпар" (занимается деловой авиацией)
По-моему , прежние руководители просто неуспели перестроиться с приходомновых инвесторов. Что касается исполняющих обязанности, думаю, их утвердят и онисмогут работать, если хорошо себя проявят. Хотя, по-моему , было бы логичнее на должность исполнительного директора аэропорта поставить представителя немецкой компании Fraport AG. Эта компания является партнером "Химимпорта", она занималась реконструкцией аэропортов Софии, Варны и Бургаса и готовила проект реконструкции казанского аэропорта. От такого сотрудничества МАК мог бы получитьновые технологиииметоды управления, в то жевремя у немецкого исполнительного директора имелсябы такой "зонтик" в лице российского гендиректора. Что касается управления авиакомпанией, то здесь с задачей бы справился кризисный менеджер. Я сам когда-то перешел от штурвала к управлению компанией и прекрасно понимаю, насколько это непросто. Думаю, все эти назначения согласовывались с болгарской стороной, кстати, два представителя "Химимпорта" уже работают консультантами в этих авиапредприятиях.