Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Болгарская смена

В

авиакомпании "Татарстан"" и международном аэропорту Казани (МАК) произошла смена генеральных директоров. Руководивший авиакомпанией девять лет Магомед Закаржаев и работавший более шести лет гендиректором аэропорта Петр Трубаев были уволены по собственному желанию. Вместо них исполнять обязанности будут 46−летний командир воздушного судна Газинур Хайруллин и 32−летний коммерческий директор МАКа Алексей Старостин. Планируется, что на ближайшем заседании совета директоров оба руководителя будут утверждены в должностях.

Эксперты связывают отставку руководителей с появлением у аэропорта и авиакомпании стратегического инвестора - болгарского холдинга "Химимпорт". Тем не менее показательно, что топ-менеджерами стратегических для Татарстана активов не стали иностранцы, что лишний раз подтверждает стремление республиканских властей не упускать из-под контроля управление важными активами.

Впрочем, и раньше деятельность руководителей обоих авиапредприятий не раз подвергалась критике премьер-министра Татарстана Рустама Минниханова. В феврале прошлого года участники рынка даже прогнозировали уход главы авиакомпании "Татарстан" Магомеда Закаржаева после того, как на коллегии министерства транспорта и дорожного хозяйства республики глава кабмина РТ открыто заявил, что гендиректор авиакомпании "Татарстан" не соответствует занимаемой должности, поскольку "слишком спокоен" в ситуации, когда авиакомпании запрещены полеты в страны Евросоюзафеврале-марте 2007 года по решению Ространснадзора и Росавиации). Также глава правительства Татарстана не раз высказывал претензии в связи с недостатками в работе аэропорта: одной из официальных причин проигрыша Казани в борьбе за звание столицы Универсиады 2011 года стало именно неудовлетворительное состояние городской аэрогавани.

Неопределенность в управлении авиаактивами вызывало и то, что руководство Татарстана длительное время искало стратегического инвестора для собственного аэропорта и местного авиапредприятия. Еще в августе 2004 года на аукцион выставлялись стопроцентные госпакеты акций МАКа и авиакомпании "Татарстан". Но аукцион тогда не состоялся. В декабре 2005 года попытку реализации госпакета акций воздушных ворот повторили, но аукцион снова не состоялся из-за отсутствия покупателей. Потом роль инвестора взял на себя местный холдинг "Нур-1" , принадлежащий татарстанскому бизнесмену и депутату госсовета РТ Маннафу Сагдиеву. В январе 2006 года правительство республики внесло принадлежащий ему 100−процентный пакет акций авиакомпании "Татарстан", в которую входят имущественные комплексы Казанского и Нижнекамского авиапредприятий, а также международный аэропорт Бегишево, в новую структуру - компанию "Нур-Авиа". При этом "Нур-Авиа" обязалась обновить самолетный парк и вложить деньги в модернизацию авиаперевозчика.

Но камнем преткновения в отношениях между чиновниками и бизнесменом стал международный аэропорт Бегишево. Очень скоро на него нашлись и другие претенденты, в частности КамАЗ. Гендиректор автогиганта Сергей Когогин добился, чтобы в декабре 2007 года вышло постановление правительства республики, в котором региональному минзему было поручено обеспечить возврат 100% акций авиакомпании в госсобственность [1]. В качестве причины такого решения называлось несколько обстоятельств: невыполнение "Нур-1" принятых на себя обязательств по привлечению инвестиций, участившиеся случаи авиационных происшествий, низкое качество обслуживания пассажиров и т. д. В январе этого года Арбитражный суд Республики Татарстан удовлетворил иск регионального минзема [2] к этому ОАО и признал недействительной сделку по внесению 100−процентного пакета акций ОАО "Авиакомпания ""Татарстан""" в уставный капитал "Нур-Авиа". Ценные бумаги вернулись в собственность республики.

После чего и достались болгарскогому холдингу "Химимпорт" [3], который предложил правительству Татарстана два варианта создания аэропорта - пропускной способностью на 3 и на 5 млн пассажиров в год. Позже Рустам Минниханов назвал новую стоимость реконструкции аэропорта - порядка 400 млн евро. Проект предполагает строительство карго-терминала с логистическим центром, увеличение перронов, стоянок для самолетов, создание скоростных рулежных дорожек, реконструкцию взлетно-посадочной полосы. На первом этапе "Химимпорт" вложит в развитие аэропорта 50 млн долларов, еще 20 млн - в авиакомпанию "Татарстан". Планируется за год поменять старую советскую технику на новую, взяв не менее 10 самолетов Boeing. Первый Boeing авиапредприятие может получить уже в сентябре. Вторым этапом развития перевозчика станет закупка небольших самолетов для региональных перевозок. Министр транспорта РТ Ильдус Фасхутдинов сообщил, что будут созданы две компании, в которые РТ сделает имущественный вклад, а "Химимпорт" - денежный. По мнению специалистов, речь может идти об организации совместного предприятия, куда Татарстан первоначально внесет 50% акций из своего госпакета аэропорта и авиакомпании, а "Химимпорт" - финансовые средства. В дальнейшем Татарстан будет, вероятно, вносить и свои средства или передаст в СП еще 50% акций авиакомпании и аэропорта.

Ссылки

  • [1] http://www.expert.ru/articles/2007/12/25/borba-za-begishevo/
  • [2] http://www.expert.ru/printissues/volga/2008/03/news_tatarstan/
  • [3] http://www.expert.ru/articles/2008/03/28/tataviahim/

Комментарий эксперта

Азат Хаким

председатель совета директоров группы компаний "Тулпар" (занимается деловой авиацией)

По-моему , прежние руководители просто не успели перестроиться с приходом новых инвесторов. Что касается исполняющих обязанности, думаю, их утвердят и они смогут работать, если хорошо себя проявят. Хотя, по-моему , было бы логичнее на должность исполнительного директора аэропорта поставить представителя немецкой компании Fraport AG. Эта компания является партнером "Химимпорта", она занималась реконструкцией аэропортов Софии, Варны и Бургаса и готовила проект реконструкции казанского аэропорта. От такого сотрудничества МАК мог бы получить новые технологии и методы управления, в то же время у немецкого исполнительного директора имелся бы такой "зонтик" в лице российского гендиректора. Что касается управления авиакомпанией, то здесь с задачей бы справился кризисный менеджер. Я сам когда-то перешел от штурвала к управлению компанией и прекрасно понимаю, насколько это непросто. Думаю, все эти назначения согласовывались с болгарской стороной, кстати, два представителя "Химимпорта" уже работают консультантами в этих авиапредприятиях.

Последние публикации по этой теме:

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |