Автомобильная компания "Дервейс" (Derways), входящая в черкесскую ГК"Меркурий" и собирающая по лицензии китайский бренд Lifan, с июля следующего года перейдёт к полноузловой сборке ещё одного восточного бренда - Haima. Мощности производствасоставят 25 тысяч автомобилей в год, в 2009 году на заводе планируется собрать 3-4 тысячи седанов Haima 3
Haima - китайский "аналог" Mazda
В 2002 году владельцы ГК "Меркурий", братья Хаджи-Мурат и Вячеслав Деревы, основали в Карачаево-Черкесии ООО "Автомобильная компания "Дервейс" (Derways)". Зимой2003 года был собран первый ходовой макет автомобиля, а в январе 2004 года завод официально заработал. Наоснове китайских внедорожников завод стал выпускать под собственным брендом три модели: Derways Cowboy, Derways Aurora и Derways Shuttle (позже добавился пикап Plutus). В конце 2004 года заводвышел на мощность пять тысяч автомобилей в год.
Первое знакомство с Востоком
Продажи машин, судя по всему, не удовлетворяли собственников завода, и в 2007 году "Дервейс"заключил трёхстороннее соглашение с федеральным дистрибьютором ГК "Автомир" и китайским производителем Lifan. "Дервейс" обязался построить к 2009 году в Черкесске новые заводские площади и планировалсобирать по лицензии 50 тысяч автомобилей Lifan в год методом сборки из SKD-комплектов (крупноузловая "отвёрточная" сборка) с переходом на полный цикл производства из сварки CKD-комплектов. А входящая в "Автомир" компания "Истерн" стала эксклюзивным дистрибьютором китайскоймарки в России. Сейчасзавод собирает седан C-класса Lifan Breez и эту же модель с кузовом "хэтчбек". В Москве организован основной склад запасных деталей и аксессуаров, а в Черкесске - "оперативный"склад с гарантийными запчастями.
Как рассказал "Эксперту ЮГ" генеральный директор "Дервейс" Александр Романов, первая сборочная линия на новой площадке мощностью 25 тысяч машин в год была запущена в июле 2008 года. Правда, пока она работает далеко не на полную мощность: по итогам10 месяцев 2008 года заводвыпустил всего 5921 Lifan (в том числе 112 машин с кузовом "хэтчбек"). Как сообщает на своём сайте компания "Истерн", дистрибьютор за январь-октябрь этого года продал дилерам 4175 автомобилей Lifan, а дилеры, в свою очередь, реализовали за этот срок 3873машины. Совсем не густо и произведённых "Дервейсом" на старой площадке внедорожников: их было собрановсего 237 штук (большевсего -95 машин- пикапов Plutus). По данным "Эксперт ЮГ", компанияможетивовсе потерять интерес к их сборке.
"Вторая сборочная линия (25 тысяч авто в год) сейчас монтируется, сварочная линия в настоящий момент упаковывается в Китае и будет отгружена в середине декабря, - говорит г-н Романов. - Трёхуровневый окрасочный цех общей площадью в 17,7 тысячи квадратныхметров пока в нулевом цикле, стройка идёт, строймонтаж долженбыть закончен к первому марта. Территория завода на сегодня составляет примерно 25 гектаров, производственно-складские и административно-бытовые помещения под крышейсейчас занимают примерно 43-46 тысяч квадратных метров".
Говорить о конкретных планах производства и продаж в 2009 году руководство "Дервейса" считаетпреждевременным. "Реально оценить ситуацию можно будет только примерно через полгода", - замечает Александр Романов. А между тем, компании уже есть чем похвастаться.
Под крылом китайской Mazda
"В июле 2009 года на заводe "Дервейс" начнётся сборка китайских автомобилей Haima (cтруктурное подразделение концерна FAW, являющееся CП c фирмой Mazda), - рассказал "Эксперту ЮГ" Сергей Булгаков, генеральный директор СП "Торговый дом "Дервейс-Венчур Авто"" (создано летом 2008 года АК "Дервейс" и американской корпорацией по производству автокомпонентов Venture Corp.). - Переговоры с Haima велись полтора года, на данный момент подписан пакет контрактов о поставке CKD, о лицензионном производстве на заводе до 25 тысяч автомобилей в год(будут собираться навторой линии, которую первоначально планировалосьзанять Lifan. - "Эксперт ЮГ") и о дистрибуции готовых автомобилей через нашу компанию".
Для производства бренда во втором квартале 2009 года на завод будет поставлено специальное сварочное оборудование для сварки CKD (т. е. организации сборки полного цикла) стоимостью около 1,5 млн долларов. Сборка полногоцикла даст компании возможность избежать высоких запретительных пошлин (не менее 5 тысяч евро) на ввозSKD-комплектов. Технология окрасочного производства позволяет совместить окраску с Lifan. Китайскийпартнёр, по словам Сергея Булгакова, долгоискал площадку для производства полного цикла; её-то и предложил ему карачаево-черкесский завод. В 2009 году на заводе, по оценке г-на Булгакова, будет выпущено 3-4 тысячи седанов Haima 3 стоимостью около 16 тысяч долларов. Сейчас ведутся переговоры по сборке на заводе и хэтчбеков, кроме того у Haima есть модель компакт-вэна , модели B и SUV-класса.
"На наш взгляд, Haima - это один изсамых интересных и перспективных китайских брендов, - отмечает Сергей Булгаков. -Если российский авторынок не сильно уйдётв кризис, то в 2009 году мысможем собрать и больше четырёхтысяч машин - мощности это позволят. Мы уже проработали вопрос розничного сбыта, на сегодня у нас есть предварительные договорённости о сотрудничестве с более чем 50 дилерами, в том числе и с теми, кто уже работает с "Дервейс" по продажам одноимённых автомобилей".
Основными конкурентами Haima г-н Булгаков считает Chery, Hyun­dai и другие бренды в ценовом сегменте 14-20 тысяч долларов.
По оценке ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, с учётом того, что пошлины наввоз иномарок в ближайшее время будутрасти, а отечественные производители уже заявили о повышении цен, цена на Haima черкесской сборки кажется вполне конкурентоспособной.
"Haima давно и плодотворно сотрудничает с Mazda, и та модель, которую собираютсяпроизводить на заводе "Дервейс", -фактическианалог Mazda 3, -говорит г-н Баранов. - А Mazda пользуется у нас большим спросом. Если заводу "Дервейс" удастся обеспечить высокое качество при сравнительно невысокойцене, то он сможет реализовать заявленный для начала объём. Что касается восприятия рынком нового бренда, то у нас уже сложилась определённая группа потребителей, которая приобретаеткитайские машины. Думаю, что и эту марку она воспримет с интересом и будет её покупать".
"Мы попробуем начать торговлю Haima, но подходим кэтому вопросу осторожно: для начала возьмём не более 5-10 штук, - сообщил "Эксперту ЮГ" заместитель начальника отдела продаж московского дилера "Торгмаш"(торгует в том числе Derways) Олег Булатов. - Перспективы у марки есть, но всё будет зависеть от организации работы завода. Если повторитсяситуация с брендом "Дервейс", на который с перебоями идут поставки запчастей, тогда судьба Haima на российском рынке окажется нелёгкой. Из всех, кто взялся продавать в России "китайцев", нормальноорганизовал свою работу только "Ред Драгон" (входит в ГК "Рольф". - "Эксперт ЮГ"). Все остальные грешат одним и тем же: неадекватной ценой, проблемами с поставкой запчастей, малым ассортиментом и отсутствием сервиса". При решении этих вопросов продать заявленные 3-4 тысячи машин брендаHaima в следующем году на территории всей России будет вполневозможно, полагает г-н Булатов.
Дмитрий Баранов относит к сильным сторонамHaima многолетнее иплодотворное сотрудничество с Mazda, результатом которогостало приобретение китайскойкомпанией огромного опытавконтроле качества продукции, управлении производством, исследовании и освоении новой продукции. Haima является одной из самыхуспешных автокомпаний в Китае, в 2007 году объём её производства и сбыта достиг 150 тысяч штук. К слабым сторонам, по мнению эксперта, всё-таки можно отнести китайское происхождение бренда.
"У нас сильно развито предубеждение против китайских товаров: мол, они не очень высокого качества, - говорит Дмитрий Баранов. - Конечно, это можно отнести не ко всем китайским товарам, но, тем не менее, продажи Haima 3, пусть и собранных у нас, это может затруднить. Дилеры марки должны делать упор на качество машины и её российскую сборку. Впрочем, отношение к китайским брендам разное, как и к автомобилям других стран. А значит, Haima и проект"Дервейс"имеют шансы на успех, бренд можетзанять определённую долю российскогоавторынка".
Наибольшим спросом, какполагает эксперт, в Россиимогутпользоваться модели Haima3 и семейный автомобиль A-класса Haima Family, основанный на базе Mazda 323.