оскорпорация "Ростехнологии", объединяющая вертолетные, двигателестроительные и автомобилестроительные активы страны, совместно с иностраннымпартнером решила заняться шинным бизнесом. Госкорпорация и группа компаний Pirelli & C. SpA (Pirelli, Италия) подписали протокол онамерениях по созданию совместного предприятия (СП) по производству и реализации автомобильных шин. Какговорится в сообщении корпорации, переговоры сторон будут ступать до 30 сентября этого года, при всем при том уже известно, что в новом СП Pirelli будет откликаться за разработку бизнес-стратегии и управление рабочим процессом. Предполагается, что предприятие будет делать шины для легковых автомобилей, легких и тяжелых грузовиков, а ещё давать металлокорды для усиления шин и автомобильных фильтров. Апродукция СП будет предназначаться для рынка России и стран СНГ.
По словам генерального директора РТ Сергея Чемезова, слова которогоприводятсяв сообщении корпорации, совместное предприятие будет основываться на взаимном стремлении обеих сторон реализовать проект, имеющий значительные промышленные перспективы, сосредоточивфабрика и продажи на территорииРоссии и стран СНГ. "Мы убеждены, что, вступая в партнерство с иностранными компаниями, независимо сможем принимать решения больше мобильно", - добавил Чемезов. "Данный протокол о намерениях стал первым шагом к промышленному присутствию группы в России, стране, с которой нас связывает многолетнее деловое сотрудничество и которая вближайшее моментстанет одним изважнейших автомобильных рынковвмире", -прокомментировал это событие председательсоветадиректоров Pirelli & C. SpA Марко Провера.
В 2007 году предприятия шинной промышленности России выпустили 11,8 млн шин для грузовых автомобилей (106,8% к уровню 2006 года) и 29,3 млн для легковых автомобилей (106,5%). Эти успехи, по мнению специалистов Минпрома, во многомобусловлены реконструкцией производства на ряде предприятий. При этом ежегодно русский рынок шин растет на 10-15% как в денежном, так и в натуральном выражении, а отечественные производители достойно выдерживают конкуренцию с зарубежными компаниями только в производстве грузовых шин и покрышек для сельскохозяйственной техники, очевидно уступая им позициив сегменте автомобильных шин класса премиум (шины стоимостью от 100 долларов за штуку), где сосредоточена львиная доляденег этого рынка.
Единственный перспективный нашенский игрок на этом рынке - Amtel-Vredestein (AV, его самое крупное подразделение -шинныйкомплекс "Амтел-Поволжье" может выпускать в год до 3,3 млн штук шин класса премиум) находится в глубокой депрессии. Накопив в результатереализации беспрецедентной для Россииинвестиционной программы и сделокпо поглощению конкурентов долгов на 779 млн долларов (итоги2007 года), AV в текущее время ведет переговоры об объединении со своим конкурентом - дочерней компанией нефтехимического холдинга "Сибур" "Сибур - Русские шины", которая, со своей стороны, кроме того покуда пребываетв процессе реструктуризации. Расширить родное наличие в премиальном сегменте сегодня пытается принадлежащая нефтяной компании "Татнефть" "Нижнекамскшина" (НКШ) - ещё в 2003 году по технологии и на оборудовании той же Pirelli в этомместеналадили выпуск легковыхрадиальных шин Kama Euro. Однако предельный объем выпуска таких шин на НКШ составляетвсего 2 млн штук в год, удовлетворяя по сути дела потребности в нихтолько поволжского рынка.
Тем временем по мере дальнейшей автомобилизации россиян зарубежными машинами спрос на шинную продукцию класса премиум будет только возрастать. За последние три года иностранные производители Michelin и Nokian уже успели соорудить и запустить в России собственныезаводы по производству покрышек. В 2007 году, по словам генерального директора Nokian Tyres в России Андрея Пантюхова, его группа удвоила мощности во Всеволожске, доведя их до четырех млн шин в год. Причем продажи Nokian вРоссии по итогам первых девяти месяцев2007 годавыросли на 52%, превысив показатели в Скандинавии. А ее розничная сеть Vianor в России насчитывает возле130 точек и уже превосходит по размерам AV-TO Amtel-Vredestein. В планах Nokian Tyres довести свои мощностив России к 2011 году до 10 млн шинв год. В этой ситуации, очевидно, и "Ростехнологии" решилипоспетьзапрыгнуть в "шинный" поезд.
Комментарий эксперта
Сергей Фильченков
аналитик инвестиционной компании "Финам"
"Ростехнологии" ныне проводят политику консолидации машиностроительных активов и налаживание полного цикла производства. Создание предприятияс именитым иностранным партнером позволит притянуть инвестиции, применять известную марку и принять и доступ к технологиям, и выход на экспортвдругие страны - госкорпорация не может разрешить себе создание с нуля собственного производства, отвечающего высоким мировым требованиям и конкурентоспособного на мировых рынках. Завод, целиком вероятно, будет устраиваться в Поволжье, где и находятся главные машиностроительные активы "Ростехнологий". А сооружение в зависимостиот мощности производства потребует инвестиций примерно 300−500 млн долларов.
Что касается влияния на рынок производителей, то тут следует учесть высокую конкуренцию и расклад на рынке - на в эти дни основные игроки "Сибур", "Нижнекамскшина" и АV занимают более 80% рынка, а иностранные производители, как Michelin и Nokian, в то время как неимеют заметного влияния на общее движение рынка. Другое дело, что план "Ростехнологий" может быть нацелен на производство шин премиум-класса , а здесь какраз западные игроки и импорт занимаютосновное место, и СП аккурат здесь будет занимать свою нишу, конкурируя более того не столь с отечественными, сколь с западными производителями.