егодня в Яйском районе Кемеровской области состоялась закладка символического камня в основание нефтеперерабатывающего завода. Инвестором проекта выступает компания "Нефтехимсервис", собственникамии топ-менеджерамикоторой являются бывшие совладельцыпечальноизвестного "Южкузбассугля" Юрий Кушниров иАлександр Говор. На сегодняшний день инвестиции в строительство Яйского НПЗ уже составили более 750 млн рублей. А в целом за 2008 2012 годы в его сооружениебудет вложено более 16 млрд рублей.
В церемонии принял участие губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Его появление в Яе было неслучайным: в целомКузбасссейчас потребляет 1,5 млн тонн дизельного топлива и 500 тыс. тонн бензина в год. Но собственногопроизводства топлива в угольно-металлургическом центре страны нет: практическивсе горючее сюда завозится по железной дорогеи автомобильным трассамиз Омска, Ачинска, Нижневартовска, Томска и Красноярска. В области же работают толькомини-НПЗ небольшой мощности - от 10 тыс. до 50 тыс. тонн нефти в год (в Кемерове, в Кемеровском, Гурьевском и Тяжинскомрайонах). Еще три завода мощностью от 200 тыс. до 1 млн тонн находятся в стадии проектирования и строительства. Между тем потребление этой продукции в Кузбассе растеткаждый год, в том числе и благодаря развитию угольной отрасли, которая использует около 600 тыс. тонндизельного топлива в год. В связи с этим областная администрация крайне заинтересована в реализации проекта "Нефтехимсервиса". Еще прошлойосенью, на презентации проекта в Кемерове, Аман Тулеев подчеркивал, что рассматривает проект как личный, и призывалобеспечить всю поддержку, предусмотренную кузбасским законодательством, освободить от местных и региональных налогов на период строительства.
Как сообщила сегодня пресс-служба администрации Кузбасса, строительство завода, которое планируется завершить к концу 2012 года, будетпроходить в три этапа. Первая очередь будет введена встрой уже к середине 2010 года. На этом этапе завод будет производить дизельное топливо и прямогонный бензин, который является сырьем для получения качественного бензина и после введения специальных добавок может использоваться как топливо для двигателей. На втором этапе строительства- в 20102011 годах- будут введены дополнительные технологические установки для увеличения производствадизельного топлива. А на третьем - к 2012 году - завод выйдет на углубленную переработку прямогонного бензина с получением высокооктанового бензина и авиационного керосина. Кроме моторного топлива на заводе будет освоено производство нового, уникального для Кузбасса и дефицитного на мировых рынках продукта нефтяного кокса, который остро нужен алюминщикам и представляет собой твердый остаток переработки нефти.
Общий объем переработки нефти на Яйском заводе составит 3 млн тонн в год, а с выходом на проектную мощность в 2012 году и с перспективой роста - до 5 млн тонн. Пуск НПЗ позволит закрыть потребности Кузбасса в дизельном топливе на 80%. Только на период строительства завода здесь будетсоздано550 рабочих мест, а по выходу его напроектную мощность - около тысячи новых рабочих мест для жителей Яйского района и Анжеро-Судженска. По подсчетам экономистов, после выхода завода на проектную мощность в 2012 году в бюджет области будет поступать дополнительно примерно 1 млрд рублейналоговых платежей.
Новое предприятиебудет соответствовать самым жестким современным экологическим нормам и стандартам. Выбросывредных веществв атмосферу будутв разы меньше, чем у ныне действующих предприятий, за счетбезотходных технологий и высокоэффективного фильтровальногооборудования. При этом качество продукции здесь будет на уровне европейских стандартов. Основное сырье- нефть - для переработки планируют доставлять на завод по трубопроводу, который соединит это предприятие с магистральным нефтепроводом Омск-Иркутск и Анжеро-Судженск-Красноярск. Врезка в магистральный нефтепровод будет выполнена через Анжерскую линейно-диспетчерскую перекачивающую станцию. Это обеспечит устойчивую, ритмичную работупредприятия, даст экономию за счет сокращения расходов на транспортировку сырой нефти.
Комментарий эксперта
Аман Тулеев
губернатор Кемеровской области
Если будем производить дизельное топливо и бензин у себя, практическина месте их потребления, это позволит исключить транспортную составляющую в цене ГСМ, доля которойсегодня составляет около 15%.