Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Все для трубы

Фото: consas.ru

В

лияние строящегося нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" на топливный рынок вскоре смогут еще сильнее ощутить российские потребители. Правление Федеральной службы по тарифам (ФСТ) РФ вчера утвердило новый тариф для АК «Транснефть» (оператор ВСТО) на перекачку нефти по нефтепроводу в реверсном режиме в размере 981,64 рубля за тонну. По оценке аналитиков, величина тарифа выросла примерно на 4%. Компенсировать убытки нефтяных компаний придется обычным автовладельцам.

Как говорится в сообщении ФСТ, в настоящее время "Транснефть" осуществляет реализацию проекта ВСТО. При плановом пересмотре тарифов на 2008 год в составе плановой тарифной выручки были учтены расходы на финансирование строительства ряда объектов нефтепровода и на уплату процентов за пользование кредитами, привлеченными для финансирования строительства указанной трубопроводной системы. "Однако в связи с увеличением стоимости обслуживания привлеченных заемных средств и необходимостью финансирования строительства ряда объектов, ранее не учитывавшихся при установлении тарифов, в первую очередь нефтеналивного порта в бухте Козьмино, расходы АК «Транснефть» по регулируемому виду деятельности объективно увеличились", - прямо отмечается в пресс-релизе тарифной службы. Чтобы спасти положение, ФСТ на основании анализа представленных "Транснефтью" обоснований утвердила с 5 августа 2008 года новые ставки тарифа на услуги нефтетранспортной компании по выполнению заказа и диспетчеризации поставок нефти.

Отмечается, что для нефтеперерабатывающих заводов РФ и государств - участников соглашения о Таможенном союзе - тариф вырастет до 15,41 рубля за 100 тонн на 1 км (без НДС). Ранее ставка тарифа составляла 12,89 рубля. Исходя из принятого решения, удельный вес среднего тарифа за услуги по транспортировке нефти по системе магистральных трубопроводов "Транснефти" в цене на нефть с 5 августа составит, по расчетам ФСТ, 3,78% (прирост составит 0,41% в цене на нефть на внутреннем рынке, при поставках на НПЗ России) и 2,71% (прирост составит 0,25% в мировой цене на нефть, при поставках на экспорт). "Удельный вес среднего тарифа за услуги по транспортировке нефти по системе магистральных нефтепроводов АК «Транснефть» в цене автобензина на российском рынке составит 2,02% (прирост составит 0,1%)", - отмечается в сообщении ФСТ. По оценкам аналитиков, это поднимет стоимость нефти и нефтепродуктов в пределах 1-2%, а это немало, учитывая, что бензин и так дорожает в среднем на 0,6-0,8% в неделю.

Что касается нефтепровода ВСТО, то на прокачку нефти через него в реверсном режиме ФСТ установила тариф в размере 981,64 рубля за тонну. В ближайшее время транспортировку нефти по первому участку ВСТО планирует "Сургутнефтегаз". Компания собирается поставлять нефть с Талаканского месторождения (Якутия) в объеме 160 тыс. тонн ежемесячно. В сентябре ТНК-ВР в реверсном режиме планирует начать транспортировку нефти с Верхнечонского месторождения. В аверсном режиме система должна заработать в конце 2009 года.

Решение поднять тариф на транспортировку нефти было мотивировано недавним пересмотром "Транснефтью" стоимости новых проектов. В частности, на нефтепровод БТС-2 теперь планируется потратить 95 млрд рублей вместо планируемых 70 млрд, а на первую очередь ВСТО - 15 млрд долларов вместо 11 млрд долларов. Вторая же очередь ВСТО пока оценивается в 10,7 млрд долларов. Отраслевые аналитики отмечают, что новая инвестиционная программа "Транснефти" с учетом роста расходов на ВСТО требовала повышения тарифа на прокачку нефти минимум на 20%. Но в начале года тарифы компании были повышены только на 15%.

ФСТ утвердила новые тарифы только вчера, так как не могла этого сделать из-за переформирования состава правления. Напомним, в конце прошлой недели премьер-министр Владимир Путин утвердил новый состав правления "Транснефти". В него вошли замглавы Минэнерго Вячеслав Синюгин, замглавы Минрегиона Сергей Круглик, замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач и директор департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности этого министерства Михаил Курбатов. Также в правление ФСТ вошли статс-секретарь - замглавы Минкомсвязи Александр Маслов и советник руководителя службы Сергей Шибнев. В составе правления нет ни одного представителя бизнеса.

Аналитики отмечают, что повышение тарифов поможет транспортной монополии. Как говорится в обзоре финансовой корпорации «Уралсиб», рост тарифов способен ускорить освоение восточносибирских месторождений, что сыграет важнейшую роль в преодолении тенденции к снижению добычи нефти в России. "В конце 2008 года ОАО «Сургутнефтегаз» рассчитывает начать добычу нефти на гигантском Талаканском месторождении нефти (в 2009 году на месторождении планируется добывать 1 млн тонн в год, а к 2012-2015 годам добыча должна достигнуть 4-5 млн тонн). Верхнечонское месторождение нефти, осваиваемое ОАО «Роснефть» и ТНК-ВР , в 2009-2010 годах обеспечит еще 1-2,5 млн тонн в год. Освоение Ванкорского нефтяного месторождения «Роснефти» также зависит от начала функционирования нефтепровода ВСТО", - говорится в обзоре «Уралсиба».

А аналитики инвестиционной компании «Тройка Диалог» отмечают, что повышение тарифов положительно скажется на прибыли «Транснефти» и вызовет небольшой негативный эффект для нефтяников - пользователей трубопроводной системы, поскольку у компаний увеличатся расходы на транспортировку. Как сообщается в обзоре «Тройки Диалог», по оценкам ее экспертов, повышение тарифов увеличит EBITDA «Транснефти» в 2008 году примерно на 7% - до 6 млрд долларов. "Правительство, похоже, проводит весьма своеобразную политику в отношении нефтяного сектора: оно увеличивает расходы нефтяных компаний, повышая тарифы на транспортировку по трубопроводам, вне зависимости от того, будет ли конкретная компания использовать ВСТО, и одновременно несколько снижает налоги", - говорится в обзоре инвесткомпании. А вот аналитик "КИТ Финанса" Константин Черепанов считает, что повышение тарифов не приведет к резким ценовым колебаниям в бумагах "Транснефти", поскольку оно носит плановый характер. "Вырученные средства будут направлены на выплату процентов по кредитам «Транснефти», привлеченных для своевременного завершения строительства первой очереди ВСТО, стоимость которого выросла более чем вдвое. Как следствие, в результате данного решения чистая прибыль «Транснефти» не изменится", - уверен аналитик. Кстати, акции «;Транснефти» сегодня выросли более чем на 3%. На ФБ ММВБ цена привилегированных бумаг «Транснефти» выросла днем в среду на 3,3% - до 27,47 тыс. рублей.

Комментарий эксперта

Наталья Мильчакова

аналитик ФК "Открытие"

При росте экспортных пошлин на 25% и одновременном падении цены нефти больше чем на 10% любое удорожание транспортировки нефти становится критичным для прибылей нефтяников. Они попытаются хотя бы частично компенсировать эти расходы ростом отпускной цены на нефть для российских НПЗ и ростом цены на нефтепродукты. Так, бензин из-за роста транспортных расходов может подорожать, согласно сообщениям СМИ, на 2%. Эта новость умеренно позитивна для "Транснефти" и негативна для нефтяных компаний. В перспективе мы не исключаем корректировки наших справедливых цен для акций нефтяных компаний с учетом изменений цены нефти и расходов нефтяных компаний.

(По данным БКС Аналитика)

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |