Москве в ходе визита премьер-министра Италии Сильвио Берлускони между ОПК "Оборонпром" (дочерняя структура госконцерна "Ростехнологии") и итальянской AgustaWestland (входит в состав группы Finmeccanica) было подписано соглашение о совместном предприятии (СП) по организации сборочного производства гражданского вертолета AW139 в России.
Как гласит официальное сообщение, это предприятие создается участникамина паритетных началах. В соответствии с российским законодательством о стратегических предприятиях данное СП должнополучить разрешениероссийского правительства. Однако, судя по тому, что за спиной этого проекта с российской стороны стоит госконцерн "Ростехнологии", особых трудностей здесь не возникнет. Итальянцы были довольны. Председательсовета директоров Finmeccanica Пьер Франческо Гуаргуальини прежде всего отметил важность этого события для усиления позиций AgustaWestland на этом ключевом для компании рынке. "В течение последних лет Finmeccanica создает мощную промышленную базупутем налаживания тесных кооперационных связей с ведущими участниками рынка, и сейчас мы видим реальные возможности для развития бизнеса", - подчеркнул он. Глава же AgustaWestland Джузеппе Орси сказал, что "создание совместного предприятия в России с корпорацией "Оборонпром" является важной вехой внашей глобальной стратегии по расширению присутствия компании на рынке гражданской вертолетной техники". Он также выразил большое удовлетворение тем, что одна из ведущих российских авиакомпаний -Utair - уже выбрала AW139, который будет производиться в России, для оснащения своего парка вертолетной техники.
Utаir действительно подписала протокол о намерениях приобрестиот 35 до 49 вертолетов AW139, которые будут произведены на российско-итальянском СП. Само производство планируетсяначать в 2010 году, при уровне мощностей более 24вертолетов в год, но при посредничестве "Оборонпрома" эти вертолеты появятся в Россиигораздо раньше. В мае этого года было подписаны долгосрочный контракт и дистрибутерское соглашение между AgustaWestland, корпорацией "Оборонпром" и Loyd"s Investments Corp. Соглашение предусматривает закупку гражданских вертолетов AgustaWestland ориентировочно на сумму 450 млн евро до 2012 года. Обязательство на этот год предусматривает закупку десяти вертолетов на общую сумму около 65 млн евро, включая два однодвигательных вертолета AW119 Ke, два вертолета AW109 Power, четыре легких двухдвигательных вертолета Grand и два средних двухдвигательных вертолета AW139. Это соглашение также предусматривает маркетинг гражданских вертолетов AgustaWestland различного назначения в России и на рынках большинства стран СНГ, например для VIP-сегмента рынка, в качестве корпоративно-транспортных , для нужд энергетической сферы и для медико-эвакуационных операций. Кроме того, на территории России будут созданы два центра по сервисному обслуживанию вертолетов AgustaWestland.
Создание СП по сборке AW139 в России явилось продолжением политики сотрудничества "Оборонпрома" с AgustaWestland. Пока идет речь об организации "отверточной" крупноузловой сборки этого вертолета на одной из подмосковных площадок, однако, судя по заявлению представителей "Оборонпрома", они будут стремиться постепеннолокализовать производство в России. "Мы оцениваем подписание документа как важное событие для российских высокотехнологичных отраслей, которое свидетельствует обуглублении участия нашей страны, ее компаний в глобальной кооперации. В рамках этого взаимовыгодного сотрудничества российские вертолетостроители смогут получить доступ к новым техническим производственным решениям и высоким стандартам качества сервисного обслуживания вертолетов. Мы будем стремиться к расширениюнашего взаимодействия, в том числе путем постепенной локализациипроизводства в России", - заметил по этому поводу глава "Оборонпрома" Андрей Реус.
Правда, далеко не факт, что это совместное предприятие и начало сборки AW139 положительноповлияют нареализациюстратегии развития отечественной вертолетостроительной отрасли. По мнению отраслевых экспертов, итальянский AW139 фактически работает в том же классе, что и отечественный Ка-62. Источники, близкие к "Оборонпрому", отмечают, что эти машины различаются по стоимости и потребительским свойствам, а подписанное соглашение с AgustaWestland не накладывает ограничений на развитие отечественных проектов в этомклассе (за исключением других совместных с зарубежными партнерами производств вертолетов со взлетным весом 6−7 тонн). Однако такое положениевещей, очевидно, будет зависеть от того, насколько успешно будут продаваться вертолеты российско-итальянского производства. По первоначальному замыслу, они предназначены для рынков России и стран СНГ, но приизбытке машин на внутреннем рынке или недостатке на внешнем возможен и экспорт в другие страны. В том случае, если итальянцы почувствуют угрозу конкуренции AW139 состороны отечественныхпроизводителей вертолетов, они вполне могут поставить вопрос о пересмотреранее заключенных соглашений. А чиновники от "Оборонпрома", вошедшие во вкус дистрибуторских отношений с AgustaWestland, могут и не устоять перед соблазном получать деньги не от производства своих вертолетов, а от торговли чужими.
Комментарий эксперта
Игорь Краевский
аналитик ИК "Антанта капитал"
У меня есть сомнения насчет того, что в результате создания совместного предприятия "Оборонпрома" и AgustaWestland по сборке в России AW139 отечественные вертолетостроители получат доступ к новым технологиям - эта модель вертолета производится уже достаточно давно, с 2002 года. Скорее всего, это временный коммерческий проект с политической окраской, направленный на укрепление отношений между Италией и Россией. В то же время проект создания российской машины в этом классе - Ка-62 - еще требует как серьезных инвестиций, так и времени, чтобы довести его до уровня коммерческого продукта, а спрос на подобную технику есть уже сейчас. Но окажется ли AW139 временной затычкой в отсутствие предложения или же похоронит Ка-62 , сейчас сказать сложно. Ка-62 имеет ряд преимуществ (у него чуть большегрузоподъемность и дальность полета, а такжеон ориентирован для эксплуатации в северных широтах), которые могут не дать погибнуть проекту. Конечно, собственная разработка вертолета в классе взлетнымвесом 6−7 тонн даст намного больше пользы дляотрасли в целом. И любое промедление в разработке этого проекта может стать фатальным для Ка-62 , потому как рынок требует подобный продукт здесь и сейчас, а через несколько лет может быть уже поздно. Но, с другой стороны, интеграция в глобальную экономику науровнезаявленного российско-итальянского СПможет сыграть на руку другим проектам отечественного вертолетостроения и откроет им двери на западные рынки.