Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Центробежное движение

Рынок сервисных услуг для нефтяной отрасли вновь структурируется. Правда, центрами притяжения на сей раз становятся не сами нефтедобытчики, а производители соответствующего оборудования и межрегиональные сервисные холдинги

Вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) избавляются от своих сервисных подразделений. Если в 2003 году около 80% сервисных услуг оказывали компании, близкие к НК, то к 2007 году их доля снизилась до 55%.

После распада СССР большинство крупных предприятий нефтегазомашиностроения (за исключением "Уралмаша") остались на территории Азербайджана и Украины или были разрушены во время боевых действий в Грозном. Эстафету попытались подхватить предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК), такие как "Ижнефтемаш" и Воткинский завод (Удмуртия), Нижегородский машзавод (Нижегородская область). Однако их потенциал оказался востребованным лишь частично - сырьевые компании довольно быстро перешли на западное оборудование и материалы. В результате пятую часть нефтесервисного рынка в России (только по официальным данным) сейчас контролируют две транснациональные компании - Schlumberger и Halliburton.

Продолжение этой тенденции может поставить под угрозу национальную безопасность страны. Государство пока не выработало четкой позиции по этому поводу, хотя некоторым образом уже способствует появлению на рынке национальных интегрированных сервисных компаний.

Горизонтальные пласты

Основными игроками отечественного нефтесервисного рынка по-прежнему являются дочерние предприятия ВИНК ("Газпрома", "Сургутнефтегаза", "ТНК-BP", "Татнефти"), которые продолжают занимать почти половину его. Тем не менее тенденция отделения сервисных активов продолжается - недавно о таком намерении заявила "ТНК-BP". Дело не только в естественном стремлении нефтяников получить наибольшую эффективность от сервисных работ за меньшие деньги, что не всегда возможно сделать, если сервисное подразделение находится в составе "материнской" компании. Сам рынок сервисных услуг для нефтяников становится самостоятельным видом бизнеса.

По подсчетам отраслевых экспертов, последние годы он растет в России на 20% в год. А к 2011 году, по прогнозам аналитической группы Douglas & Westwood, российский нефтесервисный рынок вырастет в денежном выражении минимум вдвое и достигнет 500 млрд рублей (22 млрд долларов).

Побороться за эти деньги готовы не только транснациональные Schlumberger, Catoil, Halliburton, но и отечественные независимые сервисные компании, построенные по отраслевому принципу. Наиболее заметная из них - уральская группа "Интегра", созданная три года назад. За это время она объединила около 40 мелких и средних предприятий отрасли, в том числе "Уралмаш - буровое оборудование", Тюменский судостроительный завод, "Обьнефтеремонт". В 2006 году в состав "Интегры" вошел и костромской "Стромнефтемаш" (бывшая "Строммашина"). Менее чем за год на этом предприятии был создан современный цементировочный комплекс, который заместитель генерального директора ООО "Бургаз" (сервисная структура "Газпрома") Андрей Будько назвалникальным конкурентоспособным продуктом нового поколения".

По оценке аналитика УК "Финам Менеджмент" Станислава Августа, сейчас "Интегра" занимает около 7% рынка сервисных услуг в России. "Эта группа закончила сбор активов и теперь сосредоточится на интенсификации и синергии, накапливая потенциал по привлечению инвестиций", заметил г-н Август журналу "Эксперт Волга".

Таким образом, в конечном счете интеграция "по горизонтали", которую демонстрирует "Интегра", имеет свой предел. Гораздо более высокие шансы на "место под солнцем" имеют вертикально интегрированные сервисные компании, такие как "Римера", представляющая нефтесервисный дивизион группы "ЧТПЗ".

Трубная вертикаль

Идея превратиться из производителя труб в машиностроительно-сервисную индустриальную группу, которая выпускала бы продукцию с высокой добавленной стоимостью, обслуживая нефтегазовый сектор и энергетику, родилась в группе "ЧТПЗ" шесть лет назад. Ее сервисной верхушкой является созданная в прошлом году компания "Римера". По сути, она берет на себя весь комплекс работ, связанный с разведкой и обустройством месторождений, начиная от геофизики скважин и заканчивая производством труб, насосов, их монтажом. В этом году компании удалось сделать два принципиально важных приобретения: в январе была куплена татарстанская группа компаний "Алнас", на долю которой приходится около 40% отечественного рынка погружных насосов и электродвигателей. Ее продукция поставляется нефтяным предприятиям как России, так и Украины, Прибалтики, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии, Индии, Омана, Ирака, Ирана, Сирии. В 2007 году оборот "Алнаса" превысил семь млрд рублей.

Второе приобретение стало еще более важным с точки зрения стратегии. Летом этого года "Римера" объявила о том, что купила 24,75% голосующих акций ведущего производителя отечественного нефтяного машиностроения "Ижнефтемаша" (Удмуртия). По словам генерального директора "Римеры" Владимира Христенко, его компанией достигнута договоренность о приобретении контрольного пакета акций этого завода и сейчас сделка находится в стадии завершения. "Это позволит нам дополнить предложение для нефтяных компаний по механизированной добыче за счет предоставления полного спектра насосов для подъема жидкости, - подчеркнул в общении с журналистами г-н Христенко. - А собственное производство широкого ассортимента цементировочных агрегатов и бурового инструмента на ""Ижнефтемаше"" даст нам возможность укомплектовать высококачественным оборудованием буровые мощности ""Римеры""". Кроме того, за первое полугодие этого года "Римере", по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, удалось на 85% увеличить количество обслуживаемых ею скважин.

Темп роста, который демонстрирует эта компания, очевидно, связан не только с ее финансовыми возможностями (по оценкам аналитиков, приобретение "Алнаса" и пакета "Ижнефтемаша" обошлось группе почти в 100 млн долларов), но и личными связями генерального директора "Римеры": Владимир Христенко является сыном министра промышленности и торговли России.

"Дешлюмберизация" отрасли

Согласно официальным сообщениям, Министерство промышленности и торговли Российской Федерацииинпромторг России) решило уделить больше внимания развитию производства нефтегазового оборудования. В частности, впервые с 80−х годов в министерстве создан отдел нефтегазового машиностроения, а 20 августа директор департамента базовых отраслей промышленности Виктор Семенов собирал совещание по проблеме нефтегазового машиностроения, на котором была подчеркнута необходимость консолидации предприятий подотрасли и более тесной работы с заказчиками естественными монополиями и нефтяными компаниями. Г-н Семенов отметил также важность информирования потребителей о возможностях отечественных предприятий и формирования базы поставщиков нефтегазового комплекса.

Однако ситуация в отечественном нефтесервисе серьезнее, чем кажется на первый взгляд.

За прошедшие годы наша "нефтянка", действительно, сильно "подсела" на западные технологии, которые принесли с собой Schlumberger, Catoil и Halliburton. С каждым годом эти транснациональные компании занимают все большее место на российском сервисном рынке, а в таких сегментах, как буровой сервис и растворы, и вовсе доминируют. Безусловно, их техника и технологии ушли далеко вперед и дают большую экономическую эффективность нефтяным компаниям по сравнению с традиционными отечественными образцами. Особенно в труднодоступных месторождениях Восточной Сибири и на шельфе.

Однако, если мы говорим о том, что нефтесервис, наряду с добычей и переработкой, является для России стратегической отраслью, то ее "дешлюмберизация" просто необходима для устойчивого развития сырьевого сектора. По мнению аналитика Станислава Августа, это уже происходит. Другое дело, что, на его взгляд, государство сейчас не станет делать резких шагов, ограничившись поддержкой тяжелого машиностроения (долота, буровые установки, платформы).

А мы считаем, что этот процесс пойдет более быстрыми темпами. Помогая (или хотя бы не мешая) возникновению крупных частных нефтесервисных холдингов, государство начнет оказывать давление на западные сервисные компании, побуждая их поделиться либо технологиями, либо кусками завоеванного рынка.

По крайней мере, именно так можно расценить проверку Schlumberger Logelco Inc, которую на днях затеял Ростехнадзор. Официальная цель неприятной для компании процедуры отнюдь не противоречит выдвинутой версии. По словам представителей Ростехнадзора, их интересует, как зарубежные сервисные компании работают на территории Российской Федерации и выполняется ли ими российское законодательство промышленной безопасности.

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |