Рабочие группы, которые вели переговоры о поставках российской нефти в Китай и условиях предоставления кредитов китайской стороной, прервали свою работу. Как сообщил информагентствам российский источник, близкий к переговорам, которые состоялись в Пекине, это произошло из-за позиции китайской стороны. По словам источника, были выдвинуты "абсурдные условия кредитования". "Они (китайская сторона) неопределяют фиксированную стоимость денег. Они хотят предоставить средства под LIBOR +5%. Это плавающий курс. Тоесть китайская сторона предлагает давать деньги как банковский кредит", - пояснил он. Кроме того, "они требуют многократных гарантий этого кредита, гарантий по выручке, по нефти месторождений", добавил источник. В связи с этим не исключено, что положение не изменится до 25 ноября, когда китайские переговорщики должны доложить руководству страны о ходе переговоров.
Напомним, чтоврамках подписанноговконце октября в Москве меморандумао сотрудничестве "Транснефть" и "Роснефть" могут получить от китайских банковкредиты в размере 10 млрд и 15 млрд долларов соответственно. Предполагалось, что средства будут предоставлены в обмен на долгосрочные поставкинефти в Китайсо стороны "Роснефти" и строительства ответвления в КНР от нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО). По завершении второго раунда двустороннего энергетического диалога вице-премьер Игорь Сечин сообщил, что до 25 ноября стороны должны выйти на подписание коммерческих договоров, имея в виду договоры CNPC с "Роснефтью" и "Транснефтью". "Цена вопроса будет определена путем коммерческих переговоров. Цена будет рыночная, с привязкой к биржевой, и будет определяться по формуле. В ходе переговоров с китайской стороной обсуждались все аспекты сотрудничества, в том числе финансовые. Никаких разногласий у нас нет", - заявилтогдароссийский вице-премьер.
Сегоднявпресс-службе "Транснефти" выразили сожаление, что китайская сторона вернулась к позициям, которые были до встречи в Москве в ноябре. "Мы считаем, что надо исходить из тех договоренностей, которые были достигнуты на последних переговорах", - заявили представители российской компании.
В свою очередь, близкий к руководству CNPC информированный источник сообщил информагентствам, чтоКитай предвидел такую реакцию российской стороны, но тем не менее рассчитывает на то, что консенсусдо 25 ноября будет найден. "ПозицияКитая, которую он выдвинул, в частности завышенные ставки по кредитам, обусловлена тем, что в условиях мирового кризиса китайские банки пока не определились по вопросу об источниках кредитования", - сказал он. По его словам, основную роль должен сыграть Банк развития Китая. "Однако в связи с тем, что китайское правительствопринялорешение о выделении беспрецедентной суммы, превышающей 580 млрд долларов, на развитие внутреннего рынка, китайские банки и Банк развития Китая испытывают определенные трудности с предоставлениемкредита. Этим обусловлены завышенные, как считает российская сторона, требования к кредитованию", - пояснил источник.
В настоящеевремя "Роснефть" поставляет железнодорожным транспортом вКитай около 9 млн тонн нефти в год. В соответствии с контрактом 2004 года китайская корпорация CNPCзаплатила"Роснефти" 6 млрд долларов за поставки по железной дороге до 2010 года 48,4 млн тонн нефти. В прошлом году в связи с изменившейся конъюнктурой "Роснефть" заявила о намерениипересмотретьформулу цены, установленную в контракте. Осенью прошлого года CNPC согласилась на повышение цены нефти на 0,675 доллара за баррель. После этого CNPC говорила, что пока не готова на дальнейшееповышение цены нефти врамках контракта с "Роснефтью". При этом стороны вели переговоры о новом долгосрочном контракте на поставку нефти в Китай после 2010 года.
Длина отвода от ВСТО в районе станции Сковородино в России до границы с Китаем составляет 67 км. Его планируемая мощность на первом этапе - 15млн тонн. ТЭО отвода должно быть завершено до 1 ноября. Китай профинансировал подготовку ТЭО российского отрезка от Сковородино, вложив 37 млн долларов. Китайская сторона также уже подготовила свое ТЭО отрезка трубопровода отроссийско-китайской границы до Дацина протяженностью 960 км.
Скорее всего, главная причина приостановки переговоров - сложности в согласованиицен на российскуюнефть.
Напомним, российская нефтяная компания "Роснефть" вела переговоры о заключении 20−летнего контракта на поставку нефти в Китай. У "Роснефти" уже был подобный опыт - ранеекомпания брала у Китая кредитна покупку "Юганскнефтегаза", заключив экспортный контракт на пять лет. Однако оказалось, что цена, которая была согласованана тот момент, российскую компанию впоследствии не очень устраивала. Руководство "Роснефти" не раз заявляло, что второйраз на подобную схему расчета (которая предполагала дисконт 3 долларак средневзвешенной стоимости нефти марки Brent в Лондоне в месяцпоставки) не пойдет.
К тому же отметим, чтосейчасцены на нефть опустились ниже 60 долларов за баррель (притом что налетнем пике стоимость"черногозолота"превышала 147 долларов за баррель) и продолжают падение. Таким образом, для "Роснефти" было бы вдвойне нежелательно продавать свою нефтьещедешевле и так невысоких рыночных цен. С другой стороны, Китай, который в условиях кризиса ликвидности собирается предоставить российским партнерам достаточно крупную сумму, видимо, тоже не хочет идти на уступки и собираетсядобиваться наиболее выгодных для себя условий.
Ставка же LIBOR + 5% внынешнейситуации выглядит вполне адекватной, скажем, именно на таких условиях российским нефтяникам может предоставить кредит ВЭБ.
Также отметим, что стороны влюбом случае заинтересованы друг в друге - для России Китай является хорошим рынкомсбыта, а Китаю необходим стабильный поставщик энергоресурсов. Китайские деньги также пришлись быроссийским компаниям весьма кстати - особенно "Роснефти", которая имеет самую высокую среди наших нефтяников долговую нагрузку.
Также отметим, что приостановка российско-китайских переговоров может затормозить и реализацию проекта строительства ВСТО.