Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Переговорная пауза

Рабочие группы, которые вели переговоры о поставках российской нефти в Китай и условиях предоставления кредитов китайской стороной, прервали свою работу. Как сообщил информагентствам российский источник, близкий к переговорам, которые состоялись в Пекине, это произошло из-за позиции китайской стороны. По словам источника, были выдвинутыбсурдные условия кредитования". "Они (китайская сторона) не определяют фиксированную стоимость денег. Они хотят предоставить средства под LIBOR +5%. Это плавающий курс. То есть китайская сторона предлагает давать деньги как банковский кредит", - пояснил он. Кроме того, "они требуют многократных гарантий этого кредита, гарантий по выручке, по нефти месторождений", добавил источник. В связи с этим не исключено, что положение не изменится до 25 ноября, когда китайские переговорщики должны доложить руководству страны о ходе переговоров.

Напомним, что в рамках подписанного в конце октября в Москве меморандума о сотрудничестве "Транснефть" и "Роснефть" могут получить от китайских банков кредиты в размере 10 млрд и 15 млрд долларов соответственно. Предполагалось, что средства будут предоставлены в обмен на долгосрочные поставки нефти в Китай со стороны "Роснефти" и строительства ответвления в КНР от нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО). По завершении второго раунда двустороннего энергетического диалога вице-премьер Игорь Сечин сообщил, что до 25 ноября стороны должны выйти на подписание коммерческих договоров, имея в виду договоры CNPC с "Роснефтью" и "Транснефтью". "Цена вопроса будет определена путем коммерческих переговоров. Цена будет рыночная, с привязкой к биржевой, и будет определяться по формуле. В ходе переговоров с китайской стороной обсуждались все аспекты сотрудничества, в том числе финансовые. Никаких разногласий у нас нет", - заявил тогда российский вице-премьер.

Сегодня в пресс-службе "Транснефти" выразили сожаление, что китайская сторона вернулась к позициям, которые были до встречи в Москве в ноябре. "Мы считаем, что надо исходить из тех договоренностей, которые были достигнуты на последних переговорах", - заявили представители российской компании.

В свою очередь, близкий к руководству CNPC информированный источник сообщил информагентствам, что Китай предвидел такую реакцию российской стороны, но тем не менее рассчитывает на то, что консенсус до 25 ноября будет найден. "Позиция Китая, которую он выдвинул, в частности завышенные ставки по кредитам, обусловлена тем, что в условиях мирового кризиса китайские банки пока не определились по вопросу об источниках кредитования", - сказал он. По его словам, основную роль должен сыграть Банк развития Китая. "Однако в связи с тем, что китайское правительство приняло решение о выделении беспрецедентной суммы, превышающей 580 млрд долларов, на развитие внутреннего рынка, китайские банки и Банк развития Китая испытывают определенные трудности с предоставлением кредита. Этим обусловлены завышенные, как считает российская сторона, требования к кредитованию", - пояснил источник.

В настоящее время "Роснефть" поставляет железнодорожным транспортом в Китай около 9 млн тонн нефти в год. В соответствии с контрактом 2004 года китайская корпорация CNPC заплатила "Роснефти" 6 млрд долларов за поставки по железной дороге до 2010 года 48,4 млн тонн нефти. В прошлом году в связи с изменившейся конъюнктурой "Роснефть" заявила о намерении пересмотреть формулу цены, установленную в контракте. Осенью прошлого года CNPC согласилась на повышение цены нефти на 0,675 доллара за баррель. После этого CNPC говорила, что пока не готова на дальнейшее повышение цены нефти в рамках контракта с "Роснефтью". При этом стороны вели переговоры о новом долгосрочном контракте на поставку нефти в Китай после 2010 года.

Длина отвода от ВСТО в районе станции Сковородино в России до границы с Китаем составляет 67 км. Его планируемая мощность на первом этапе - 15 млн тонн. ТЭО отвода должно быть завершено до 1 ноября. Китай профинансировал подготовку ТЭО российского отрезка от Сковородино, вложив 37 млн долларов. Китайская сторона также уже подготовила свое ТЭО отрезка трубопровода от российско-китайской границы до Дацина протяженностью 960 км.

Комментарий эксперта

Иван Андриевский

управляющий партнер НКГ "2К Аудит - Деловые консультации"

Скорее всего, главная причина приостановки переговоров - сложности в согласовании цен на российскую нефть.

Напомним, российская нефтяная компания оснефть" вела переговоры о заключении 20−летнего контракта на поставку нефти в Китай. У "Роснефти" уже был подобный опыт - ранее компания брала у Китая кредит на покупку "Юганскнефтегаза", заключив экспортный контракт на пять лет. Однако оказалось, что цена, которая была согласована на тот момент, российскую компанию впоследствии не очень устраивала. Руководство "Роснефти" не раз заявляло, что второй раз на подобную схему расчета (которая предполагала дисконт 3 доллара к средневзвешенной стоимости нефти марки Brent в Лондоне в месяц поставки) не пойдет.

К тому же отметим, что сейчас цены на нефть опустились ниже 60 долларов за баррель (притом что на летнем пике стоимость "черного золота" превышала 147 долларов за баррель) и продолжают падение. Таким образом, для "Роснефти" было бы вдвойне нежелательно продавать свою нефть еще дешевле и так невысоких рыночных цен. С другой стороны, Китай, который в условиях кризиса ликвидности собирается предоставить российским партнерам достаточно крупную сумму, видимо, тоже не хочет идти на уступки и собирается добиваться наиболее выгодных для себя условий.

Ставка же LIBOR + 5% в нынешней ситуации выглядит вполне адекватной, скажем, именно на таких условиях российским нефтяникам может предоставить кредит ВЭБ.

Также отметим, что стороны в любом случае заинтересованы друг в друге - для России Китай является хорошим рынком сбыта, а Китаю необходим стабильный поставщик энергоресурсов. Китайские деньги также пришлись бы российским компаниям весьма кстати - особеннооснефти", которая имеет самую высокую среди наших нефтяников долговую нагрузку.

Также отметим, что приостановка российско-китайских переговоров может затормозить и реализацию проекта строительства ВСТО.

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |