Из политически скандального, экономически неустойчивого региона Нижегородская область превратилась в стабильный во всех отношениях субъект федерации. Секрет преображения - создание благоприятных условий для инвесторов, амбициозность целей и масштабность проектного мышления
Фото: РИА Новости
Последние несколько лет Нижегородская область демонстрировала ускорение экономического развития. Если судить по динамике экономических показателей (см. таблицу 1), регион добился переломавсборе налогов, поднявшись с 19−гоместа в России на 14-15−е, по темпампромышленного производства переместился с 61−го на 41−е место, по среднедушевым доходам населения - с39−го на 33−е, а по объемам строительства - с 17−го на 9−е в середине 2008 года. Если же проследить динамику экономического роста (см. таблицу 2), то обнаружится, что Нижегородская область явно выигрывает у других регионов, в том числе у соседей по Поволжью, потемпам наращивания объемов строительства, а также инвестиций в основной капитал.
Всеэти переменыв неровно развивавшемся регионе аналитики связывают со сменой руководства в 2005 году. Тогда губернаторское кресло занял Валерий Шанцев, за плечами которого к этому моменту уже были шестнадцать лет работы на высоких партийных должностях (в КПСС и КПРФ) и одиннадцатилетний опыт в качестве вице-мэра Москвы. Оппоненты нынешнего губернатора утверждают, что при Шанцеве Нижний сталсоставной частью московской экономики, что здесь развернулись московские компании, а местные в лучшем случаена вторых ролях. Как бы то ни было, но факт остается фактом: именно при Шанцеве произошелребрендинг губернии: если прежде Нижний Новгород воспринимали как одну из самых политизированных точек России, то сейчас - как "один из самых удобных городов для ведения бизнеса".
С нулевого цикла
Главное отличие Нижегородской области от Москвы - система управления. В столице все ресурсы (в частности, земельные, градостроительные и финансовые) сосредоточены в руках мэра, а в Нижнем, по мнению Валерия Павлиновича, "губернатор и областное правительство лишены многих функций, необходимых для развития региона". Так, градостроительную политику во всех 48 районах и 28 городах региона вершат муниципалитеты, хотя они, как утверждает г-н Шанцев, "не представляют перспективвсех основных отраслей экономики области", а большинство к тому же не являются финансово самодостаточными. "Даже сегодня, принимая решение по земельным участкам, мы вынуждены ждать из муниципалитетов документы на межевание границ", - возмущается губернатор.
И все же самые масштабные проекты из тех, которые инициировал губернатор, связаны именно состроительством, причем во многих из них используются территории муниципий, прилежащих к Нижнему Новгороду, поскольку в нынешних границах города площади для застройки - большой дефицит. "Борская пойма" (илиGlobe Town) - проект итальянского бюро Dante O. Benini & Partners Architects. Это город на 500 тыс. жителей, который впервые в постсоветской России будет построен с нуля. На участке в 3 тыс. гектаров, расположенном на территории Борского района в левобережной пойме Волги, напротив исторического центра Нижнего Новгорода, планируется возвести объекты общей площадью 20 млн квадратныхметров (9,5 млн из них займут жилые дома, 3,8млн -деловойцентр, 2,85 млн - торгово-развлекательные заведения). Объем инвестиций составит более 500 млрд рублей. К концу 2008−годолжна быть готова планировка нового города, а через два-три года - инженерная подготовка местности. Завершить строительство Globe Town намечено к 2030-2035 году.
Фото: РИА Новости
Еще один жилой массив - "Резиденция" - будут строить в той части Нижнего Новгорода, котораянаходится на правом берегу Оки. На 200 гектарах возведут объектыобщейплощадью600 тыс. квадратных метров; объем инвестицийсоставит 30 млрд рублей. На площадке, сейчасзанятой ветхим жильем, тоже на берегу Оки, построят микрорайон Большие Овраги. А многофункциональныйобщественный центр с набережной, пляжами и яхт-клубом - на полуострове, расположенном на траверсе Нижнего Новгорода (инвестиции в этотпроект оцениваются примерно в 8 млрд рублей).
Пятыйстроительный мегапроект - ИТ-парк "Анкудиновка", нацеленный на выпускэкспорториентированныхпрограммных продуктов (сейчас их доля составляет около 30%, тогда как в среднем по России она не превышает 10%). Строительство этого парка, а по сути тоже целого города, ведется в 14 километрах от Нижнего на площади 62 гектара. Здесь разместятся технологические и офисные помещения общей площадью более 100 тыс. квадратныхметров, жилыедома и общежитие на 10 тыс. мест (225 тыс. квадратныхметров), а также объекты социальной инфраструктуры. Из общего объема инвестиций в размере 15 млрд рублей 1,5 млрд будут выделены из областного бюджета, 1,6 млрд - из федеральной казны, а еще 11,9 млрд вложат частные инвесторы, которым отдается значительная часть строительных работ (до кризиса в их числе называли "РосЕвроДевелопмент" и ООО "Нижегородкапстрой").
Логистики магический круг
Конкурентным преимуществом Нижегородчины является географическое положение. Во-первых , столица региона - российскийлидер поразмеру доступного потребительского рынка. В зоне радиусом 500километров проживает около 43млн человекпротив 24 млн у Санкт-Петербурга и 41млн у Москвы. Примечательно еще, что свыше половины населения этой зоны живет в крупных (более 100 тыс. человек) городах и отличается большей, чем в среднем по России, покупательной способностью: именно здесь зафиксирован самый высокий в стране уровень развития каналов дистрибуции - торговых сетей современных форматов. Пообъему розничнойторговли область входит в российскийтоп-10. Эта отрасль (вместессопутствующими ей услугами) занимает около 10% в структуре ВРП.
Во-вторых , регион расположен при слиянии Волги и Оки на пересечении международных транспортных коридоров Запад-Восток (Транссиб) и Север-Юг и является конечной точкой входящего в Транссиб панъевропейского коридора N2. На территории области историческисформировался мощный транспортный узел, включающий более 12 тыс. километров автодорог и 1,3 тыс. километров железнодорожных путей плотностью в два-три раза большей, чем в среднем по России, грузовой и пассажирский речные порты, а также международный аэропорт.
На этом фундаментегуберния выстраиваетмировойлогистический центр. Уже заканчивается сооружение метромоста, способного разгрузить автомобильный поток через центр Нижнего Новгорода. Реализуются проекты Северного и Южного обходов города с попутной подготовкой к строительству сразу трех мостов через Волгу. Причем четырехполосный метромост возводится как часть транспортной инфраструктуры Globe Town, куда пройдет линия метро. В декабре 2009 года планируется запуститьканатную дорогу Нижний Новгород-Бор. Совместно с ОАО "Российские железныедороги" строится скоростной путь Нижний Новгород-Москва. Есть ещепроект развитиялогистического центра в районе аэропорта с объемом инвестиций 54 млрд рублей. Здесь будет построено около 2 млн квадратныхметров современных складских помещений, а объем грузооборота составит до 10 млн тонн в год. Подобных центров будет еще два -вблизи Большого Козина и Кстова.
Стратегия модного покроя
Реальный сектор экономики в Нижегородской области развивают в модной сегодня кластерной парадигме. Причемнаиболеединамичны те отрасли, которые ранее не входили в число лидеров по своей доле в совокупной выручке крупных и средних предприятий региона. Речь идет, в частности, о металлургии(около 7% - почти вдвое меньше, чем у автомобилестроения), а конкретнооб ОАО "Выксунский металлургический завод" (ВМЗ), занимающем около 80% в региональном объеме отгрузки соответствующей продукции.
Это предприятие запускаетсразу два производства - литейно-прокатный комплекс (ЛПК) и стан-5000 по производству труб большого диаметра (ТБД). В совокупности с модернизированными и расширеннымимощностями ВМЗ уже представляет собой кластер, который ежегодно будет выпускать 3 млн тонн труб и 4,5 млн тоннгорячекатаногорулона и широкого листа. Новое оборудование для него поставили фирмы SMS Meer (Германия), а также Selmers Technology и Bauhuis (Нидерланды). Объем инвестиций составил 27 млрд рублей. Продукция нового ЛПК будет использоваться в трубной, автомобильной, судостроительной и других отраслях промышленности, а стан-5000 к 2010 году полностью обеспечит прокатом отечественный рынок ТБД. Этооткрывает для ВМЗ возможность участия в трубопроводных проектах, реализуемых в жестких климатических условиях, таких, например, как подводный газопровод"Северный поток".
Кластер автомобилестроения охватывает Нижний Новгород и Дзержинск. Его точками роста станут завод дорожной техники, строящийся компанией Liebherr (объем инвестиций 4,5 млрд рублей), производство автокомпонентов, а также совместное предприятие компаний "Рашен Трансмишн" и "Рус Авто Компоненты" по выпуску сцеплений (объем инвестиций 700 млн рублей). Ядром кластера "Российский центр переработки поливинилхлорида (ПВХ)"станет проект"Сибур Холдинга" и компании Solvay(Бельгия)- строительство заводапо производству ПВХ (ООО "РусВинил") с объемом инвестиций 22,8 млрд рублей.
Среди отраслей нижегородской промышленности по объему инвестиций лидируют химия и нефтепереработка. Опережающее развитие должно увеличить их удельный вес в общем объеме продукции. Еще болеединамично этот процесс будет идти в производстве стройматериалов, причем инвестпроекты в данной отрасли имеют гораздо меньшую капиталоемкость.
Климатические сюрпризы
К 2010 году доля инновационной продукции, производимой в Нижегородской области, должна увеличиться болеечем в 12раз - с 2% в2007 году до 25%, заявил недавногубернатор Шанцев. Причем поддерживать "новую экономику" он намерен в основном не налоговыми льготами, а повышенным налогообложением предприятий, выпускающих продукцию, которая уже не пользуется спросом. Обещают нижегородские власти и оплачивать из областного бюджета зарубежную стажировку специалистов, которые будут работать на предприятиях, создаваемых с участием иностранных инвесторов.
Инвестклимат, которому нижегородские власти уделяют большое внимание, стал едва ли не главной заботой губернатора. Уже в самом начале своей деятельности на посту главы региона онсоздал две специализированные структуры. На министерство инвестиционной политикивозложеносогласование проектной документации с органамивластииподготовка соглашений между инвесторамии региональным правительством. А на инвестиционный совет - определение прав и обязанностей инвестора, включая предоставляемые ему льготы и преференции. К началу 2008 года совет рассмотрел более2500 заявок, при этом совокупная капитализация одобренных им проектов приближается к 1 трлн рублей. В отраслевой структуре этих проектов (см. график 2) доминируют промышленность (почти 40%), жилищное строительство (более 30%) и инфраструктура(свыше 20%). За 2008-2010 годы планируетсяосвоить еще около 780 млрд рублей. Подсчитано, что для обеспечения заявленных темповроста нижегородской экономики необходимо увеличить объем вложений в основной капитал с нынешних 15 до 20-25% ВРП.
Нижегородская область имеет инвестиционный рейтинг 2В агентства "Эксперт РА" ("средний потенциал и умеренный риск"), а вот по уровню инвестиционного законодательстварегион - один изроссийских лидеров: третье место по оценке "Эксперт РА". Республика Татарстан, экономически наиболее мощный сосед, находится на 26−м месте, Самарская область - на 53−м. Компания, инвестирующая в нижегородский проект, который получил статус приоритетного, может рассчитывать на поддержку ввиде налоговых льгот, госгарантий и преференций по аренде (в первую очередь земельных участков). В таком благоприятном климате инвестиции растут как на дрожжах: в январе-мае 2008 года их объем увеличился более чем на 130% по сравнению ссоответствующим периодом 2007 года и превысил 28 млрд рублей.
Вот только, двигаясь столь широким шагом, областьрискуетвыйти за пределы законодательного поля. На днях Федеральная антимонопольная служба (ФАС) преподнесларегиону неприятный сюрприз, признав неправомернойпрактику заключения льготных инвестиционных соглашений между областным правительством иинвесторами. По мнению ФАС, льготы должны предоставляться не в индивидуальном порядке, как сейчас, а всем, кто инвестирует вопределенную отрасль, причем наконкурсной основе.
Впрочем, урегулировать отношения с ФАС существенно проще, чем с разворачивающимся финансовым кризисом. Масштаб нижегородских проектов столь огромен, что вряд ли трудности финансового рынка не скажутся на их осуществлении. Не исключено, что некоторые проекты придется отложить либо увеличить сроки их реализации. Впрочем, это не должно отразиться на высокотехнологичных отраслях. Они, на наш взгляд, должны стать абсолютно приоритетными, что по завершении нынешнего кризиса обеспечит области новый формат экономики.