Новыми правилами игры федеральное правительство пытается стимулировать нефтяные компании более активно работать на внутреннем рынке, считает директор по развитию и маркетингу Центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынка "Кортес" Павел Строков
Павел Строков
Судя по статистике, цены на дизтопливо снизились в августе во всех регионах. Это связано с окончанием сельхозработ?
Ситуация гораздо хитрее. Дизтопливо активно экспортируется нашими нефтяными компаниями, поэтому оно является тем продуктом, который максимально подвержен зависимости от колебанийцен на мировом рынке. Сейчас мировойрынок отыгрывает назад, и мы видим, что и у нас цена идет вниз.
Сначалавниз пошли оптовые цены, а за ними устремилась и розница, поскольку она, вслед за выросшими ранее оптовыми ценами, была задрана хорошо - например, на дизель обогнала даже 92−й бензин.
А новая ставка экспортной пошлины сыграла свою роль?
Несомненно. Чем больше экспортная пошлина (а она сейчас имеет рекордныеразмеры), тем сильнее желание нефтяных компаний искать выгоду на внутреннем рынке.
Если по дизельному топливу ситуация на российском рынке всегда былахорошая, то по 95−му бензинуразговоротдельный. Спрос на него внутри страны большой, и он идет вплотную к его предложению, поэтому мы и не видим по нему никакого движения цен.
Как, по вашим прогнозам, изменится у нас цена на нефтепродукты в ближайшие 3−4 месяца?
Многое будет зависеть от мировых цен. Сейчас правительство выработало достаточно эффективную формулу для регулирования экспортных поставок нефтии нефтепродуктов иих внутреннего потребления: "цена на мировых рынках минуслогистическая составляющая минус экспортная пошлина". Эту формулу будутактивно эксплуатировать, особенно если котировки на нефть пойдут вверх.
Но уже сейчас в результате применения новых правил мы видим две интересные вещи. Первая падение стоимости нефти на свободном рынке внутри России (до 40 процентов). Вторая - при снижении оптовых цен (с серединыиюля они упали на 20−25 процентов)наблюдается падение и розничных, но, например, на 92−й бензин - всего на один процент...
Розничные цены более инертны, они направляются вниз с гораздо меньшей охотой, чем оптовые, но то, что это все-таки происходит - очевидный факт. Первыми понижают цены на автозаправочных комплексах вертикально-интегрированные нефтяные компании. Это логично - имеяв своем распоряжении и оптовую торговлю нефтепродуктами, и розничную, онипонижаюти то, и другое. С независимыми трейдерами такого пока не происходит. Их позиция "мы оченьдолгоработали в ""ноль"" в условиях высоких оптовых цен на нефтепродукты, поэтому нам надо сейчас поправить нашу экономику". Но если сегодня сети ВИНКов подсадят цены, то и независимым особенно деваться будет некуда - они тоже начнут снижать цену. Вот такая у них будет конкуренция.