Японская корпорация Yokohama Rubber Company (YRC) намерена построить в особой экономической зоне (ОЭЗ) "Липецк" шинный завод производительностью 3,5 млн легковых шин в год. Это будет уже четвертый завод по производству шин, построенный в Россиииностранными участниками рынка.
В строительство российского завода YRC намерена вложить 11 млрд рублей. На первом этапе (начиная с апреля 2011 года)здесь будут выпускать по 1,4 млн шин в год, затеммощность еще двумя этапами будет доведена до 3,5 млн покрышек в год. На прошлой неделе заявку YRC одобрил наблюдательный совет ОЭЗ "Липецк". Авначале этой недели решение должно вынести Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами. Если новое предприятие получит статус резидента особой экономической зоны, то оносможет воспользоваться 20−процентными налоговыми льготами на прибыль. Кроме того, завод на пять лет освободят от уплаты налога на имущество, транспортного и земельного налога.
YRC входит в состав группы Furukawa и является производителем химической продукции для автомобильной, горнодобывающей и авиационной отраслей. Штаб-квартира находится в Токио, а основные мощности - в Японии, США, Китае, Вьетнаме, на Филиппинах и в Таиланде. По результатам финансовогогода, который завершился 31 марта 2008 года, продажи Yokohama Rubber составили 5,3 млрд долларов, операционная прибыль, 80% которой обеспечило шинное подразделение, - 320 млн долларов.
При том что рынок шин класса премиум, в котором работает Yokohama Rubber Company, в России весьма обширен, отраслевые экспертыотмечают ряд препятствий, с которыми неизбежно столкнется эта компания. Во-первых , в нашей стране уже действуют аналогичные производства Nokian и Michelin, а еще один лидермирового шинного рынка - итальянская компания Pirelli - уже в начале 2010 года намерен запустить совместно с "Ростехнологиями" шинный завод под Тольятти производительностью4,2 млн покрышек в год. Кроме того, в следующем году наверняказакончитсясделка по поглощению нефтехимическим холдингом СИБУР российских подразделений российско-голландского шинного холдинга Amtel-Vredestein , кировский завод которого ("Амтел-Поволжье") по некоторым шинным позициям тоже может потягаться с японцами. И, наконец, Yokohama можетстолкнуться с элементарной нехваткой сырья для производства шин- все отечественные крупные производителисинтетического каучука сейчасснижают производство исворачивают проекты по увеличению мощностей из-за кризиса. В частности, по словам президента "СИБУР холдинга" Дмитрия Конова, его компания может в следующем году снизитьпроизводствокаучуков до 40%.
Комментарий эксперта
Дмитрий Баранов
ведущий эксперт УК "Финам менеджмент"
Японцы рассчитывают на то, что к моменту окончаниястроительства завода кризис кончится и спрос на автомобили, а значит, и на шины в нашей стране станет расти. По планам компании первая очередь производства составит 1,4 млн покрышек в год, а проектная - 3,5млн штук в год. И производство начнется в2011 году. Есть все основания думать, что кризис к этому времени уже закончится и снова будет рост и производства, и потребленияавтомобилей. Кроме того, сейчас самое удобное время для открытия новых предприятий - стоимость рабочей силы, строительных материалов, оборудования существенно снизилась, что позволяет реализовать проект с меньшими затратами. Появление на нашем рынке ещеодного иностранного производителя приведет к увеличению конкуренции между ним и уже работающими у нас шинными заводами, снижению цены на шины, большему богатству выбора шин у конечного потребителя, увеличению поступлений в бюджет, созданию новых рабочих мест.