Цены на бензин и дизельное топливо продемонстрировали в начале лета рекордное увеличе-ние. Эксперты отрасли уверяют, что это ещё неграница - причины повышения стоимости топлива никуда не исчезли. Все это в конце концов приведет к переделу рынка
Иллюстрация: Сергей Мосиенко
Рост цен на топливо - процесс, тот, что длится уже долговременно и будет длиться дальше. В России сложилась ситуация, когда львиную долю цепочки от добычи нефти до продажи самого топлива потребителям контролируют принадлежащие государству или компании с государственным участием. Независимой нефтепереработки в стране нет, и вся конкуренция - если полагатьееэдакий - натопливном рынке идет напрактике только в розничном сегменте, представители которого не могут снижать стоимость, потомукак что зависят полностью и на все сто от цен вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК).
Пока разрешается предположить, что увеличение цен приведет к изменениям на рынке АЗС. Вытеснение мелких игроков, начавшееся уже давно, будет проистекать и дальше, но главным следствием станетрешительный передел сектора розничной торговли топливом между крупнейшими государственными нефтяными компаниями.
Нефтяной урожай
Следить за хроникой повышения цен на топливо в последнее миг - сильно увлекательное и совместно с тем грустное занятие. В целом обстановка развивалась ни чуточки нестремительно, как это представляют СМИ. Мониторинг цен позволяет сообщать о том, что подъем их не прекращался. Просто в особенности резкий всплеск в конце мая - начале июня привлек всеобщее внимание.
"Мы виделиэто развитие, - делится наблюдением генеральный босс ЗАО "Союзнефтепродукт" Владимир Сакач. - У нас ведется сбор информации, динамика представлена в виде графика. Мы наблюдаем за ценой на сырую нефть и на 92−й и 80−й бензин. Могу сказать, что они следуют товарищ за другом более-менее точно. Вот провал в январе 2005 года, когда мировые цены упали, и цена нефти на внутреннем рынкекроме того снизилась до 2 537 рублей за тонну. Сегодня внутренняя стоимость на нее составляет 11 500 рублей - по ней приобретается влажный продукт для переработки на нефтяных заводах".
Торгинефтью с поставкой на российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ;в Сибири три крупных - Ачинский и Ангарский, которые контролируются "Роснефтью", и Омский, контролируемый "Газпром нефтью") в июне, по данным исследовательского центра "Кортес", завершились со средневзвешенной ценой 11 550 рублей за тонну. Это без малого на22% превысило рекорд январских поставок (9 500рублей), а ещё майские цены (9 300-9 400 рублей). А в последниедни торгов цена доходила до 12 500 рублей за тонну, но эта выгодная для нефтяных компаний стоимость поставок на внутренний рынок не установилась - просто из-за физического отсутствия сырья. Что практически означает: и рады бы нефтяники предложить НПЗ нефть подороже, да все зарезервировали для экспорта.
Если произносить о видах топлива, уже поступающих с заводов, то посреди них вначалеиюня больше всего выросла цена надизельное топливо - с 1июня в среднем на 4 484 рубля (это 22% по отношению к майским ценам), а с начала года - на 8 800 рублей, что составляет 64−процентный рост. Неудивительно, что такое повышение сразу повлекло смену ценников на АЗС.
Так, например, уже 3 июня в Барнауле цены на топливо взлетели безотлагательно на немного рублей. По сообщению ИА "Атмосфера", Аи-96 подорожал на два рубля до 25,5рубля за литр, Аи-92 и Аи-80 - на полтора, до 23,5 и 19,5 рубля соответственно.
Удорожание бензина произошло практически во всех субъектах РФ, причем больше всего розничные цены выросли в Иркутске (почти на 25%) и Улан-Удэ (22%).
И это, увы, не предел, утверждают розничные операторы рынка, которые в ближайшем будущем ориентированы на следующее 20−процентное повышениестоимости бензина.
Установившиеся ныне цены напрямую связаны с мировыми - заявляют и операторы, и аналитики. "Цены на нефть на международных рынкахвсю дорогу растут и уже превысилиотметку 135 долларов за баррель. Большоевоздействие на рынок сегодня оказывают как спекулянты, играющие на конъюнктуре, такиинвесторы, которые с вложений в ценные бумаги переключились на нефть, золото, металлы, - говорит бизнес-директор ЗАО "АКГ "РБС" (московской аудиторско-консалтинговой группы) по работе с нефтяными компаниями "Роснефть", ТНК-ВР , "Газпром нефть" Алексей Дорожкин. - Российский сегмент ориентирован на международный рынок нефти и нефтепродуктов сквозьналоги, привязанные к важный цене. Регулярная их корректировка меняет и цену на внутреннем рынке. Увеличениеналогов при сложившейся системеналогообложения будет и дальше влиять на цену на внутреннем рынке".
Выходит, налог на добычу и экспорт нефти мог бы быть использован в качестве инструмента сдерживания цен. Но об этом ниже. Пока мы определяем, зачем они растут. "Основная причина - увеличениемировых цен, опережающееповышение экспортных пошлин, - заявляет аналитик ИК "Финам" Константин Романов. - С весны прошлого года нефть на мировом рынке подорожала более чем на 125 процентов. По сравнениюс этим внутренняя стоимость ГСМ повысилась незначительно. Внутренние оптовые цены непрерывно растут, что снижает маржу розничных АЗС и ставит мелкие заправки, не связанные с производителями нефти, в ситуациюубыточности. Поэтому они используют любую вероятность для повышения цен".
Еще одно звено
Как мы уже убедились, по цепочке реализации первыми поднимают цены нефтедобывающие компании, за ними следуютпрактически подконтрольные им НПЗ, далее - оптовые и розничныедистрибьюторы.
Вообще, на этом участке пути топлива-от НПЗ к потребителю - вырисовывается достаточно интересная картина. Дело в том, что зачастую нефтедобытчики неограничиваются контролем НПЗ. Как правило, существуютеще структуры, которые работаютпрямо с перерабатывающими заводами и перепродают топливо остальным участникам рынка. Например, в Новосибирске это ОАО"Новосибирскнефтепродукт ВНК", котороесегодня объединяет 13 нефтебаз и 105 автозаправочных станций (30 АЗС в Новосибирске и 75 в Новосибирской области). Через него другим оптовым и розничным продавцам поступает топливо с Омского НПЗ. Схожая ситуация и в других регионах, где также имеются "посредники перед посредниками". Ясно, что они находятся в более выгодной ситуации, нежели другие игрокирынка-маржаот розницы у них можетбыть побольше, так как цена для них заведомо ниже, ещедобавляется к этому польза от опта.
В таковый системе, по большому счету, нет ничего плохого, и совершенно ясно ее предназначение - крупным переработчикам некогда нянчиться с мелкими потребителями, на тот самый происшествие должен быть особый оператор. Так происходит увеличение цепочкинаценок от производителя к потребителю. Но метко такая же система, например, обслуживает рынокпродовольствия. А вот отчего местоположение дочерней компании ВИНК - оператора работы с оптовымиклиентами НПЗ - не можетзанять частная архитектура - уже другой, чисто риторический вопрос.
ФАС!
Когда происходит повышение цен, продавцы топлива становятся объектами пристального внимания Федеральной антимонопольной службы(ФАС), которая может усмотреть в поднятии цен признаки корпоративного сговора.
За теперешний год позволительновспомянутьнесколькотаких случаев. В Иркутске территориальному управлению ФАС стали подозрительны действия компании "Роснефть", которая с нарушениями проводила тендеры по продаже ГСМ. В Томске в середине мая ФАС уже покарала одного из игроков рынка -компанию "Газпром нефть-Кузбасс"- за факты "неоднократного, необоснованного и одновременного повышения цен в течение прошлого года". Витоге"Газпром нефть-Кузбасс" должнавыплатитьоборотный штраф в размере 25,25 млн рублей. Другая компания-заговорщик - ОАО "Томскнефтепродукт ВНК" (структура "Роснефти") - оштрафована на 31,79 млн рублей.
Совсемнедавно Новосибирское УФАС возбудило занятие супротив трех крупных игроков на розничном рынке топлива - ООО "Беркут", ОАО"Нефтебаза "Красный яр" и ОАО"Новосибирскнефтепродукт ВНК". В апреле на заправках этих компаний практически в то же время цены поднялись на целковый за литр. Генеральный шеф ООО "Беркут" Михаил Сенчук заявил в ответ, что подорожание бензина связано с новой оптовой ценой на топливо. Генеральный управляющий ОАО "Новосибирскнефтепродукт" Андрей Шимкив назвал данный ход "объективным ростом". По его словам, поставщики с января поапрель 13 раз повышали цены, а его фирма - ни разу. В итоге признаков сговора ФАС все же не усмотрела.
Наконец, 5 июня ФАС возбудила дело, обнаружив нарушения закона "О защите конкуренции" в действиях компаний "Сибнефть-Красноярскнефтепродукт" , "Красноярскнефтепродукт" и "Фортуна плюс". Они подозреваются в сговоре по поддержанию и повышению розничных цен на нефтепродукты в Красноярске в течениедлительного периода -от полугода до года. Согласно мониторингу цен, которыйосуществляет территориальное управление ФАС, если в мае бензин в крае стоил 18,5 рубля (Аи-92) и 20,5 рубля(Аи-95) , то в текущий момент 23,4 и 25,5рубля за литр. Естественно, розничные продавцы подмечают свою непричастность к этому, называя рост цен на заправках следствием повышения оптовых цен на заводах и мировых цен на нефть.
Один в сговоре
Так существует ли сговор на рынке топлива? Вопрос непростой. Как видим, если он и имеет место вкаком-токонкретном случае, то аргументировать это непросто. Надо нарыть документы, пленки переговоров- в общем, следы, которых здравомыслящие бизнесмены, как правило, не оставляют. Удивительно еще, что какие-то операторыпризнаются иной раз виновными. И в то же пора отклик на вопросительный мотив о сговоре очевиден, считают операторы розничного рынка. Если задать его правильно.
Впрочем, обо всем по порядку. В данномконкретномслучае - когда оптовики повысилицену с начала июня - мнить это сговором, по большому счету, нельзя, считает Константин Романов. "Скорее не возбраняется изъясняться о локальных панических вспышках дефицита. "Сговор"же существует между правительством и крупнейшимиигрокамирынка, но он как раз направлен на регулирование цен", - отмечает аналитик.
Что тут имеется в виду? Конечно, ценовое регулирование состороны государства есть. "Сговор - это ситуация, когда сидят заправщикии на пустом месте думают: а давайте легко так цены поднимем, только все одновременно, - говорит генеральный директор ЗАО "Сангилен +" (Красноярск, оптовая и розничная продажа топлива) Роман Гольдман. - Вот за это надобно наказывать. Но у нас в крае такого нет, покуда администрация контролирует эти процессы".
Государство не устанавливает цены на нефтеперерабатывающих заводах, но крупнейшиенефтедобытчики ("Газпром нефть", "Газпром", "Роснефть") - государственные компании. "Лукойл" остается единственнымчастным игроком, но все же погоду делают подконтрольныевластям операторы. Например, "Роснефть" в 2007 году стала лидером по добыче. Но это не дало компании повода снижать цены на свою продукцию хотя бы на внутреннем рынке. "Планов унимать цены искусственноу нас в текущее время нет, ибо это может привести к потере прибыли, а значит, к ущемлению прав акционеров", - высказался на эту тему президент "Роснефти" Сергей Богданчиков. Схожая точка зрения и у остальных государственных добытчиков. Получается, по сути дела цены набензин-следствие проводимой властями экономическойполитики.
"Почему мы имеем таковой резкий рост цен - это вопрос не ко мне, а скорее к правительству, которому невыгодно удерживать нынче низкие цены на нефть и нефтепродукты, какпри экспорте за рубеж, так и внутри страны, - считаетВладимир Сакач. - Сегодня с каждого продаваемого нами литра топлива 75-78 процентов идет государству в виде налогов. Сейчасстоит вопрос о снижении цен путем регулирования посредством налоги. Так нужно это делать, а не разговаривать, потому что высокие цены невыгодны никому - ни потребителю, ни нам, так как делают ситуацию на рынке напряженной".
Выходит, ФАС должна судиться отнюдь не с розничными торговцами, которые подконтрольны через цену топлива государству, а с правительством. Конечно, дело это невозможное, и мы поскорее отгоним такуюмысль. Для того чтобы осознать - а что же необходимо совершить для удержания топливных цен? Можно ли как-то исправить ситуацию или мировые цены будут всегда диктовать нам внутреннюю стоимость бензина?
Опасная развлекуха
Обуздать цены будет чертовски сложно. И болеетого больше того, говорят операторы рынка, не так важно, что цена высокая, главное, что топливо вообще еще на внутреннем рынке есть! Потому как цена на экспорт, если говорить, например, о дизтопливе, выше на 1,5 тыс. рублей за тонну.
Экономисты подсчитали, что на стоимость нефти оказываютвлияние более 20 факторов. Так что в аккурат определить, зачем она нежданно подпрыгивает на международных биржах, не представляется подчас возможным.
Например, двумя неделями раньше на нью-йоркской бирже стоимость барреля нефти WTI поднялась почти до139 долларов, что почти на 11 долларов больше, чем накануне. А на лондонской бирже цена июльских фьючерсов на нефть марки Brent поднялась на 10долларов - практически до 138 долларовза баррель. Причинами роста называют заявления Израиля о готовности применения силы против Ирана. Все обстоятельства предусмотреть невозможно: оттого что воспрещенопредсказать ураганы, политические заявления, и так далее. Поэтомупрогнозы туткакбудтокак неуместны, хотя порой любопытны.
Вот, например, некоторые пророчат цену в 200 долларовза баррель уже к концу текущего года. Уровеньнеслыханновысокий. Но представляется ли он фантастичным в свете того, что еще недавно и 100 долларов было заоблачной ценой?Наверное, нет. А председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер на пресс-конференции во Франции в начале июня объявил, что цена барреля нефти достигнет 250 долларов, чем вызвал гневную реакцию европейских политиков и экономистов.
Не уходя вдали от Франции, посмотрим, чем рост цен на топливо оборачивается там, да и в Европе вообще. Президент Франции Николя Саркози призвал страны Евросоюза выработать единую стратегию, которая позволила бы снизить ценына нефть за счет уменьшения налогов на горючее. Кроме того, он предлагает проект по отчислению средств от налога надобавленнуюстоимость в специальный фонд, который будет оказывать поддержка отраслям, наиболее очень пострадавшим от высоких цен на энергоносители.
Все это неспроста, потому что что во многих странахпрокатились акции протеста противстремительного роста цен на топливо. ВИспаниии Португалии водители грузовиков началибессрочную забастовку, блокируя крупные магистрали. На некоторых заправках Великобритании перебои с бензином из-за акций протеста водителей бензовозов. Причиной водители называют отказ работодателей повысить зарплату до "приемлемого уровня". (Собственно, кому же еще свыгодой применять родное положение в условиях роста цен на бензин, как не водителям бензовозов.) В России в более чем 50регионах прошел "Марш пустых канистр по убитым дорогам", не собравший, впрочем, большогочисла сторонников. Основными требованиями участников были понижение цен на бензин, повышение качества топлива и инвестирование в дорожную инфраструктуру.
Более массовой сталаакция красноярских владельцев автобусов. Автоперевозчикипотребовали от комиссии по транспортным тарифам при администрации края повысить стоимость проезда с 10 до 15 рублей. Причина все та же. "Топливо растет в цене, мы работаем себе в убыток", - говорят обладатели автобусов.
А что будетзавтра, если цены продолжат рост? Потрясения никому не нужны, потому хочется верить, что идержава все же будет разыскивать пути стабилизации ситуации.
"Рост мировыхцен сызнова повлечет повышение стоимости на внутреннем рынке. Мы к этому готовы? - спрашивает Владимир Сакач. - Смотрите: вся Европа охвачена забастовками. У нас сохраняетсявысокая напряженность. Только страна может ввести ограничения роста цен на сырую нефть в виде налогов - у него есть для этого инструменты".
Передел рынка близок?
Настало момент побеседовать о главной интриге. Влиять на цены государство может, показывает это и будет работать впредь. И ужесточение госконтроля приветствуется как розничными игроками, так и аналитиками. "В первую очередностьдолжно наличествовать техническое регулирование качества производимоготоплива. Государстводолжнопредпринять конкретные шагипо стимулированию через налоги производства экологически чистого топлива. Это приведет и к улучшению экологической обстановки городов, и к заинтересованности нефтяных компаний вкладывать финансы в модернизацию заводов, - считает Алексей Дорожкин. - И конечно, для развитиявсей нефтяной отрасли должны осуществляться надзор и стимулирование переработки мокрый нефти в нефтепродукты. Их продажа на экспорт уже сейчас более выгодна, чем продажа сырой нефти. Развитие данного направления государственного регулирования перспективно в части снижения экспортных пошлин на светлые нефтепродукты, чтобы стимулировать фабрика высокотехнологичного топлива, а не мазутов".
С этой точкой зрения согласен Роман Гольдман: "Госконтроль нужен в качестве проверки самого топлива, качества и количества выходящего из пистолета на АЗС, а если ещевведут дополнительные акцизы, как на водку - тогда это несложно будет наценка. Акциз разрешено наклеить хоть на квас - качественной водкой он отэтого не станет".
КонстантинРоманов призывает посмотреть на рост цен с прочийстороны: "На рынке назрела очередная волна укрупнения -мелкие сетиАЗС без собственных нефтебаз имеют низкую рентабельность и не способны реально конкурировать с крупнымиигроками. Они должны быть вытеснены и поглощены. С большими компаниями, на которыхправительство может воздействовать регу­лированием экспортных пошлин, значительно проще договориться. Издержки у них ниже, а рентабельность, соответственно, выше, вследствие этого они способны подсоблять умеренные цены на ГСМ".
Первые знаки такого развития событий уже есть. Намерение прийти на новосибирский розничный рынок топлива высказала группа "Роснефть". По словам первого заместителя главу администрации области Новосибирской области Василия Юрченко, уже создана дочерняяструктурафедеральной компании и на территории области будет сооружаться сеть фирменныхавтозаправок и хранилищ нефтепродуктов. Новосибирскийрегионинтересует"Роснефть"динамикой роста объемов потребления светлых нефтепродуктов. Поставки в регион топлива с Ачинского и Ангарского НПЗ составят в нынешнем году 100 тыс. тонн, а позже возрастут до 500 тыс.
Другие операторы рынка уверены, что в Новосибирске без затей нет мест под будущие заправки - их число и так велико. И скорее всего, "Роснефть", создавая сеть, будет поглощать мелкихигроков. Ав Красноярске все та же "Роснефть" высказала намерениенемедленнополучитьсеть АЗС, сделавпредложение краевой администрации по покупке контрольногопакета"Красноярскнефтепродукта"(владеет103 заправками в крае).
Можно произвести вывод: в создавшихся условиях государствудля стабилизации цен для конечного потребителя необходимо усилить контроль над ВИНК, чтобы повысить эффективность их работы, и использовать методы государственного регулирования, чтобы нивелировать резкиескачки цен на бензин, которые в конечном итоге грозят социальными взрывами.
Но все же самым эффективным путем сдерживания розничных цен может быть только явление независимыхнефтеперерабатывающих компаний и формирование настоящей конкуренции. По всемпризнакам сибирский рынок топлива все более отдаляется от эдакийвозможности.