Кристиан Кремер: "Самые большие проблемы в России связаны с тем, что у вас мало профессиональных менеджеров"
Кристиан Кремер
Баварский концерн BMW в динамизме и точности не уступает автомобилям этой популярной в России марки. Президент BMW Group Russia Кристиан Кремер в беседе с корреспондентом "Эксперта С-З" рассказал о принципах ведения автобизнеса вРоссиии о том, скоро ли российские учителя смогут позволить себе автомобили премиум-класса.
BMW надо понять
- Есть ли специфика работы импортера в России по сравнению с другими европейскими странами и в чем она состоит?
- В России главная задача - это понимание идей и бренда BMW. Нужно учить дилеров правильно позиционировать наш бренд. Это в Европе всепотребителипонимают, что такое BMW, что такое Mercedes и другие бренды. В России пока такого понимания нет. И нашазадача - использовать все возможности, чтобы правильно позиционировать бренд. В прошлом году по итогам опроса мы были самым желанным автомобильным брендом в России. Это результатв томчисле и нашей работы, и хороший результат.
- За счет чего, по-вашему , автомобили BMW смогли стать лидером в потребительских предпочтениях российских покупателей?
- Для этого есть несколько причин. Во-первых , во многом это произошло благодаря нашему хорошему, качественному продукту. Покупатели знают, что BMW - это особый продукт, как с точки зрения техники, так и с точки зрениястиля жизни. Покупатели в России оценили высокий уровень технических решений автомобилей BMW, те инновации, которые используются в них. Во-вторых , это дизайн. Каждая машина индивидуальна, но вы всегда узнаете, что это BMW. Успешно работают и наши дилеры, они хорошо обслуживают автомобили своих клиентов. Кроме того, мыпозиционируем BMW не только как настоящийавтомобиль премиального сегмента, но и как марку, которая всегда делает то, что обещает.
- В 1998 году представитель концернаводномиз интервью говорил, что автомобили BMW в России будут покупать врачи и учителя. А в Германии врачи и учителя могут купить автомобиль BMW?
- Это сложный вопрос. В Германии такие автомобили могут купить не только те, у кого высокая зарплата. Унас врачи зарабатывают хорошо, а учителя меньше. Но у нас много предложений, которые позволяют купить автомобиль BMW и вносить ежемесячно платежи, которые доступны людям с не очень высокой зарплатой.
Я знаю, что врачи и учителя в России не очень много зарабатывают, но ваше общество развивается. Не так быстро, какбы нам всем хотелось, но социальный прогресс есть. В мае нашбанк в России получил лицензию, и в конце года мы начнем предлагать нашим покупателям финансовые услуги, которые сделают автомобили BMW болеедоступными.
Дело времени
- С какими проблемами сталкиваются сегодня импортеры в России? Что мешает развитию вашего бизнеса и росту продаж?
- Разные страны - разные и сложности. В России у нас есть сложности с административными решениями -мы не можем получить разрешения на строительство наших центров так быстро, как нам нужно. Но сегодня ситуация улучшается. Я думаю, что самые большие проблемы вРоссии связаны с тем, что у вас мало профессиональных менеджеров. Намнужно повышать качество работы сотрудников российских дилерских центров BMW. Нужно развивать уровень качества продаж. Российский рынок растет очень быстро, и иногда наши продажи растут быстрее, чем сервис. А нам нужно, чтобы уровень икачество сервиса не отставали, чтобы покупатель был доволен не только при покупке, но и после, когда обращается в сервис. Это наша самая главная задача. Аналогичные задачи приходится решать и на других развивающихся рынках - в Китае, Индии, везденужны хорошие механики, их надо научить.
- Какова роль вашей компании в обучении персонала российских дилерских центров и других аспектах содействия бизнесу дилеров бренда?
- У нас в Москве есть учебный центр, и там организовано базовое обучение сотрудниковновых российских дилеров. Но для изучения некоторых техническихособенностей специалисты проходят обучение в Германии. В основном эти расходы BMW Group Russia берет на себя. Вложения в обучение сотрудников - это наше развитие, наша репутация. Но есть и такиетренинги, за которые платят дилеры.
Пионеры сборки
- Ваша компания одной из первых начала сборку автомобилей в России. Каковы перспективы сборочного производства автомобилей BMW в Калининграде?
- Мы начали сборку своих автомобилей в России десять лет назад, так как чувствовали большой потенциал российского рынка. Сегодня мы очень довольны темпамиразвития производства в Калининграде и пока не планируемничегоменять. Но каждый год мы решаем один и тот же вопрос - как работать дальше. Его решение зависитот того, как изменятся условия нашей работы в России. Вот когда Россия вступит в ВТО, тогда, может быть, придется что-то изменить.
- Но этот производственный проект будет развиваться?
- Когда я начинал работать в России пять лет назад, мы собирали около тысячи автомобилей в год. В этом году мы планируем собрать уже более 6,5 тыс. машин. Мыначинали со сборки BMW третьей серии, потом добавили BMW пятой серии, а в прошлом году начали собирать автомобили BMW X3. Преимущества российской сборкипозволяютнам предоставить нашим покупателям скидку от 8 до 12%. Если клиент хочет купить автомобиль из Калининграда, то он может выбрать одну из 12 различныхкомплектаций длякаждой модели - разные двигатели и т.д. Но если клиент хочет более индивидуальную машину, то его заказ будет направлен и выполнен на заводе в Германии. Но мы планируем и дальше расширять объем российского производства и модельный ряд.
- Уже есть конкретные планы по расширению модельного ряда?
- Конкретных планов пока нет.
- Есть ли особенности в конструкции автомобилей BMW, поставляемых в Россию?
- Раньше мы поставляли в Россию автомобили с некоторыми отличиями. Сегодня технические возможности наших автомобилей таковы, что они могут нормально эксплуатироваться в любыхусловиях, влюбом месте мира. Конечно, есть версии для тех стран, где очень холодно или очень жарко, - там более мощный отопитель или кондиционер, и это все. Наш принциптаков: BMW должен быть BMW везде.
На инвестициях не экономят
- Как повлияет на российский рынок новая стратегия BMW Group по экономии затрат?
- Наша компания уже достаточно давно работает очень успешно. Но мы не надеемся, что так будет само собой и вечно: условияменяются, растут цены на ресурсы, нефть, металлы. Поэтому нам надо позаботиться об сокращениирасходов, с чем и связана новая стратегия BMW. И это правильно. Ведь когда вы потеряете эффективность и прибыль, делатьчто-либобудет уже поздно. Поэтому думать о будущей эффективностии прибыльности надосейчас, а не потом.
Но что касается России, то здесь нельзя экономить. Если вы предприниматель и хотите зарабатывать деньги на новом рынке, то вам надо инвестировать. За последние четыре года мы инвестировали 500 млн долларовв развитие своей мировой дилерской сети. И мы будем инвестировать и дальше, в том числе и в Россию.
- Каковы планы компании по развитию дилерской сетии стимулированию продаж автомобилей BMW в России, и в частности на Северо-Западе ?
- Мы планируем дальнейшее развитие нашей дилерской сети в России. Я не могу сказать точно, вкаких городах, но до конца этого года мы намерены открыть ещедесять дилерских центров. Сегодня дилеры BMW работаютв31 городе, а мы хотим, чтобы наши дилеры были в 45−50 российских городах.
На Северо-Западе наши планы в основном связаны с Санкт-Петербургом. Изучаем и другие городаСеверо-Запада - Мурманск, Архангельск. Мы всегда сначала изучаем и только потом решаем. К сожалению, пока открывать дилерские центры в других городах Северо-Запада не очень выгодно. Если потенциал рынка - всего 50 машин в год, то тратить деньги на строительство автоцентра и обучение персонала неинтересно. Это невыгодно для дилера, невыгодно и для нас.
- Планирует ли BMW активизировать продажи trade-in в связи с планами изменения российского законодательства по налогообложению этих сделок?
- Мы этот вопрос несколько раз обсуждали в комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. Мы надеемся, что с 1 января условия для развития продаж автомобилей по схемеtrade-in изменятся в лучшую сторону. И мы уже сегодня концентрируем внимание наших дилеров на этом вопросе.
- Какиеновыепредложения по trade-in могут появиться у российских дилеров в связи с этим?
- Сейчас эта схема продаж реализуется не на профессиональном уровне, так как большая часть сделокпроходит по договорам комиссии. В будущем мы планируемзначительно улучшить предпродажную подготовку автомобилей, предусмотреть новые условия погарантии. В Германии вы несразу сможете отличить автомобиль с пробегом от нового. В России мы тоже будем стремиться к этому и должны еще много сделать для того, чтобы выйти на профессиональный уровень продаж автомобилей с пробегом. Мы рассчитываем, что к 1 января следующего года наши российские и петербургские дилеры будут к этому готовы.