Превратности конъюнктуры сломали систему отношений государства и нефтяников. Фискальное и административное давление на отрасль достигло максимума, появился риск ее перевода на "ручное управление"
Фото: РИА Новости
Тема заоблачных цен на нефтепродукты снова оказалась в центре внимания. Хотя повышенное внимание властей к этому рынку отмечается с завидной регулярностью, на сей раз ситуация стала исключительной. На фонеснижения мировых цен на нефть и, как результат, на нефтепродукты отпускные цены в России, согласно версии властей, застыли на недопустимо высоком уровне. Чиновники впервые на нашей памяти потребовали, причем жестко, их снижения в соответствии с мировым трендом, тогда как ранее речь шла только о фиксации.
Спусковым крючком критики на сей раз стали не цены на бензин, а рынок авиакеросина. "Разъяснительную работу" с нефтяными компаниями последовательно проводил целый ряд высших чиновников. Глава ФАС Игорь Артемьев потребовал срочно снизить цены, угрожаяантимонопольным разбирательством. Вице-премьер Игорь Сечин предложил нефтяникам и авиаперевозчикам выработать "единую формулу цены" на керосин и работать без посредников. Генпрокурор Юрий Чайка после общения с президентом заявил о возбуждении двух десятков дел по фактам злоупотребления доминирующим положением и нарушениям антимонопольного законодательства.
Не прореагировать на всеэто нефтяные компании не могли. "ЛУКойл" и "Газпром нефть", основные поставщики керосина в стране, объявили о снижении цен на 9-12%, параллельно стоимость литра бензина на заправках упала в среднем на 1 рубль. Об аналогичном снижении цен на бензин и дизтопливо объявила и ТНК-ВР.
Очевидно, что в контексте двукратного снижения мировыхцен нанефть подобные "послабления" не являются достаточно адекватными. Менее очевидно, что существовавшая последние годы модель взаимоотношений на топливномрынке нефтяных компаний и государства разваливается, и пока неясно, что придет ей на смену.
Тянет в полет
Керосин привлек внимание властей еще летом (см. "Конкуренция не рулит" [1] в "Эксперте" 32 за этот год), и было ясно, что осеннего обострения отношений власти и нефтяных компаний следует ждать именно здесь. Цены на авиатопливо в долгосрочном тренде обычно следуют за мировыми котировками, что естественно, учитываябольшуюроль международных перевозок для российского авиарынка (если в Европе керосин дешевле, самолеты заправляются там). На это обратили внимание и в ФАС. По словам директора по развитию и маркетингу ИЦ "Кортес" Павла Строкова, в июле нефтяные компании по требованию антимонопольных органов представили формулу расчета цены на керосин и другие нефтепродукты - в качестве базы выступали мировые цены на топливо. Это позволило нефтяникам объяснить повышение цен, но сыграло с ними злую шутку, когда осенью мировые котировки пошли вниз.
На самом деле керосин является, пожалуй, наиболее "послушным" мировой конъюнктуренефтепродуктом, хотя в начале октября, когда на нефтяниковобрушились гром и молнии, реактивноетопливо в России стоило дороже, чем в США, примернона 100 долларов за тонну (см. график 1). Нефть и нефтепродукты в мире начали дешеветь еще в августе, однако резкое снижение цен тогда было для нефтяных компаний совершенно невозможным по вполне объективным причинам. Во-первых , из-за установления рекордных экспортныхпошлин и обваламировых цен на нефть экспорт этого сырья из России стал убыточным, равно как и традиционно прибыльный экспорт дизтоплива (см. график 2). В то же время в августе-сентябре традиционно отмечается пиквнутреннегоспроса на все виды нефтепродуктов: керосин (сезон отпусков), бензин (дачный сезон), дизтопливо (уборочная), мазут (подготовка к отопительному периоду). Для лишившихся экспортных доходов нефтяных компаний резко снижать цены на внутреннемрынке в тот период, когда надо максимально отыгрывать конъюнктуру спроса, было недопустимо.
Зато все резонывмешаться в ситуацию получило государство. Всентябре-октябре разразился кризис авиаперевозок, связанный с неплатежеспособностью авиакомпаний альянса AirUnion и последовавшими за ними "Дальавиа" и "Интеравиа". Хотя высокие цены на керосин, несомненно, сыграли определенную рольв том, что эти компаниилегли на дно, а их пассажиры были вынужденыночевать в аэропортах из-за отмены рейсов, основной причиной кризиса стала политика их руководства, которое отпускало минимальные средства на обновлениепарка. Заменасоветской техники даже на подержанную западную дала бы двукратную экономию топлива. Впрочем, внимание властей к этим проблемам приобрелоконкретные очертания не сразу. По удивительномусовпадению требование снизить цены на керосин былопредъявлено нефтяникам, после того как компания "Ростехнологии" Сергея Чемезова достигла с правительством Москвы соглашения о создании новой структуры "Авиалинии России", в которую войдут 11 авиакомпаний, в том числе из вышеназванных проблемных перевозчиков. Парк этой компании, в который переходят такие раритеты, как Ил-62и Ил-86 , в сравнениисконкурентами выглядит архаично (см. график 3), а кмассовому списанию советских активов и отказу от амбиций доминирования на внутреннем рынке компания вряд ли готова. Именно поэтому снижение цен и переход напрямые долгосрочные договоры по поставкам керосина болеепрочих выгодны "Авиалиниям России". Хотя вполне естественно, что государством эти меры преподносятся в свете борьбы с финансовым кризисом и инфляцией, а такжеобъясняются заботой об интересах пассажиров удаленных районов страны (хотя ранее государство годами закрывало глаза нафактическуюмонополизацию этих рынков и отсутствие у пассажиров возможностивыбора перевозчика).
Бензиновая ломка
Цены на бензин, традиционнаябольная тема российского топливного рынка, этой осенью также не выказывают явной тенденции к снижению. Популярноесравнение с США (см. график 4) хотя и демонстрирует некоторое удешевление бензина при двукратном снижении мировых цен на нефть, в очередной раз явно свидетельствует о неконкурентном ценообразовании на моторное топливо в России. Цены на дизель, причем не розничные, а уже отпускные цены НПЗ, фактически сравнялись с мировыми (см. график 2). Если же сравнить розничные и отпускные цены на бензин, то окажется, что за последние месяцымаржа посредников сократилась (примерно до 3,5рубля с литра), хотя при этом рентабельность продаж топлива на внутреннем рынке выросла с 20% в июле до 25% в октябре. Впрочем, ранее этот показатель неуклонно снижался, что было связано сцеленаправленнымвыдавливанием с рынка независимых оптовиков. В итоге сейчас розничный топливный рынок даже в большей степени зависим от нефтяных компаний, чем в начале года. При этом, несмотря на высокие цены, рынок бензина в России продолжает довольно быстрорасти (+7%), тогда как его производство фактически стагнирует (+0,5%), а импорт уже составляет достаточно значимые объемы.
Дело тут не в злом умысле нефтяных компаний, специально ограничивающих нефтепереработку, чтобы недопустить избытка топлива и снижения цен(объемы поставок нефти на НПЗ с начала года выросли почти на 4%), просто наши заводы уже не в состоянии эффективно перерабатывать больше нефти. Именно поэтому, в частности, нефтяники ради сохранения позиций на более прибыльном внутреннем рынке еще до введения запретительных пошлин начали снимать объемы с экспорта-вывоз бензина с начала года снизился на треть. Очевидно, что топливо номер один имеет шансы стать в России дефицитным товаром, а тема бензинового кризиса окажется актуальной еще не раз.
Что делать для исправления ситуации на этом рынке, правительство не знает. Если в отношении керосина почти сразу были озвучены давно циркулировавшие предложения, сводящиеся к устранениюцепочекпосредников, запрету топливозаправочным комплексам осуществлять перепродажи топлива и прочим мерам, в общем одобряемые всеми "имеющими право голоса" участниками рынка, то в отношении бензина правительство ограничилось традиционным требованием сделать топливо доступным. При этом модернизация НПЗ в России фактически прекратилась. Она возобновится только тогда, когда нефтяники снова почувствуют свою независимость, когда они отладят новую системувзаимоотношенийс государством.
Поиск щадящей терапии
Главный камень преткновения в отношениях государства и нефтяных компаний - вопрос высоких цен на бензин на внутреннем рынке. Если в течение последних лет, когда государствопланомерно увеличивалоналоговое давление на отрасль ради формирования резервов на черный день, нефтяники объясняли задранные ценытенденциями мирового рынка, нопериодически соглашались "замораживать" их и все это сглаживала благоприятная внешняя конъюнктура, то сейчас ситуация принципиально изменилась.
Во-первых , в свете сокращения нефтедобычи и качественной стагнации переработки сохранение нынешнего фискальногодавления на нефтяников грозит полной остановкойвсегоинвестиционного процесса в отрасли.
Во-вторых , говорить об удержании инфляции в допустимых границах, когда с начала года бензин на АЗС подорожал на 15%, а авиабилеты за первые шесть месяцев выросли в цене на треть (и сейчас подешевели лишь на 1-2%), вряд ли возможно, а обесценивание национальной валюты - худшее из возможных последствий экономического кризиса.
Наконец, апелляции к мировому рынку, и прежде вызывавшие нарекания государства, более не выгодны нефтянымкомпаниям, а открытозаявитьо необходимости отыграться на внутреннем рынке за убытки на рынке мировом они не могут.
Все указанные обстоятельства дают серьезные основания государству жестко вмешиваться в развитиеи дела отрасли. Элементы плановой экономики уже появлялись в сентябре, когда власти обязали ряд топливных операторов заправлятьсамолеты авиакомпаний-неплательщиков в долг, угрожая в противном случае антимонопольнымирепрессиями. Реакция производителей на подобный произвол в целом предсказуема - снижение объемов производства. Нопрямое регулирование со стороны чиновниковчревато очень негативным сценарием развития событий. Опыт Ирана и ряда других стран показывает, что переход от регулирования цен нанефтепродукты крегулированию объемов производства может быть очень быстрым. В странеисламского социализма, как известно, при фантастически дешевом бензине (около 3 рублей за литр) его отпуск потребителям до недавних пор был строго лимитирован (120 литров в месяц).
Чтобы сохранить статус-кво и не допустить такого развития событий, нефтяным компаниям придется изыскивать новые аргументы в свое оправдание.
Так, по мнению Павла Строкова, нефтяники могут использовать нефтяную биржу в Санкт-Петербурге для обоснования своих более высоких цен на всем внутреннем рынке в том случае, если там будут торговаться остаточные объемы отпоставок по долгосрочным договорам. Сейчас на бирже, как и на остальном спотовом рынке, не наблюдается активности, но это, по словам Строкова, шоковая реакция на кризис, которая продлится минимумдо новогогода.
Несомненно, впрочем, что нефтяникибудут использовать и другие рычаги давления на государство, в первую очередь связанные с дефицитом инвестиционных ресурсов. Так, еще в начале октября появилась информация, что из-за плачевного состояния нефтепереработки (прежде всего НПЗ "Роснефти") и пресловутого кризисаРоссия не перейдет на "Евро-3" в 2009 году.
Чтобы не допустить крайностей, правительству следует проводить осторожную, но планомерную политику демонополизации и разгосударствления топливного рынка (см. "Вдохнуть душув рынок" [2] в "Эксперте" 17 за этот год). Понятно, что говорить об этом, когда баррель стоит 65 долларов, несколько менее уместно, чем когда он стоил150, однакопосле того, как экономика оправится от шока, именно эти меры должны будут вернуть отрасль к нормальной жизни. Сейчас же правительству и нефтяникам предстоит найти промежуточный вариант, позволяющий первому спасти собственный рыночный имидж и бюджетную систему страны, а вторым - основной бизнес, благодарякоторому так или иначе эта система вообще существует.