амый масштабный проект сотрудничества российского бизнеса с мировым автопромом разрушен финансовым кризисом. Холдинг "Русские машины", подконтрольный Олегу Дерипаске, вышел из инвестиций в компанию Magna International Inc. "Кредитор дочерней компании "Русских машин" реализовал право на 20 млн акций Magna, заложенных в обеспечение финансирования, которое "Русские машины" привлекли длясвоей инвестиции вMagna 20 сентября 2007 года. Соответственно, участие"Русскихмашин" в соглашении со Stronach Trust (основной акционер Magna) прекращено", - говорится в сообщении Magna.
Что за кредитор выступил вроли разрушителя многообещающего союза холдинга Олега Дерипаски с одной из ведущих мировых компанийпо разработке и производству автокомпонентов-пока неизвестно. Ранее сообщалось, что "дочка" "Русских машин" - Veleron Holding BV привлекла кредит банка BNP Paribas для финансирования сделки по покупке пакета акций Magna. Размер первоначальноготранша составил877,95 млн долларов. По условиям соглашения с банком размер кредита мог быть увеличен до 1,229 млрд долларов через четыре месяцапосле выделения первого транша. Кредит был предоставлен сроком на два года. В результате перехода акций к кредитору "Русские машины" выйдут из числабенефициаров M Unicar Inc., холдинговой компании, созданной в прошлом году структурой Дерипаски, Stronach Trust и топ-менеджерами Magnaдля владения акциями канадской компании.
Структуры ОлегаДерипаски контролировали около 25% канадской Magna. Итоги неожиданно завершившегося партнерства с "Русскими машинами" в Magna оценивают позитивно. "Наш стратегический альянс помог нам ускорить рост на российском рынке", - сказал исполнительный директор компании Зигфрид Вольф, процитированный в сообщении. В пресс-службекомпании"Русские машины" отказались комментировать ситуацию. "Базовый элемент" в своем лаконичном сообщении мотивировал выход из Magna мировым кризисом, не объяснив, какконкретно он сказался на судьбе этой инвестиции. "СотрудничествоОАО"Русские машины" с компанией Magna по развитию автокомпонентногобизнеса в России и другие проекты будут продолжаться", - говорится в заявлении "Базэла", размещенном на его сайте.
Аналитики согласны, что причиной столь неожиданной развязкипослужил финансовый кризис, поразивший весь мир. "Очевидно, кредитор "Русских машин", будь то Paribas иликакая-то другая компания, в ситуации кризиса ликвидностирешил пожертвовать проектом ради спасения собственногобизнеса, а Олег Дерипаска, исходя из проблем, связанных с тем же кризисом, не смог предоставить требуемую сумму, чтобы сохранить свой проект", - отметил на условиях анонимности эксперт одной из российских инвестиционных компаний. Однако в целом аналитики пока осторожно оценивают происходящее, поскольку информация крайне скудна и противоречива. Понятно лишь, что это событие может негативноотразиться на планах группы ГАЗ (входит в "Русские машины") по запуску новых автомобильныхпроектов, к участию в которых руководство компании активно привлекло специалистов Magna. Речь идет в первую очередьо проекте "Волга-Siber" , созданной на базе Chrysler Sebring. Дело в том, что Magna давно является одним из основных поставщиков Chrysler и прекрасно знает эту модель. В недавно объявленных ГАЗомпланахпо проведению масштабной локализации новогоавтомобиля (до 70%) компании Magna, очевидно, отводилась не последняя роль. Да и сама Magna всерьез рассчитывала (возможно, и до сих пор рассчитывает) на российский рынок, не так давно начав приобретать автокомпонентные активы в Нижегородской области. Как всепроисходящее отразится на планах международной компании -пока неизвестно.
Комментарий эксперта
Михаил Васильев
заместитель директора научно-исследовательского центра МИР
- Считаете ли вы, что главный фактор сложившейся ситуации - финансовый кризис? Мог ли неопознанный пока кредитор "Русских машин" затребовать возмещения своих вложений и вынудить Дерипаску расстаться с пакетом акций Magna?
- Во-первых , отмечу, чтоситуация крайне неоднозначная и информации очень мало, так что мы можем только рассуждать и строить предположения. Ясклонен согласиться с вами, что финансовый кризис сыграл тут важную роль. Однако что касается мотивации господина Дерипаски, то тут есть варианты. Вполне вероятно, что решение расстаться с Magna онпринял самостоятельно, а не под давлением со стороны кредиторов.
- Что вы имеете в виду? Ведь это партнерство громко и пафосно презентовалось и анонсировалось как стратегическое...
- Дело в том, что ситуация меняется каждый день, и отношения с Magna у "Русских машин" также могли существенноизмениться. Наиболее важный аспект сотрудничества двух компаний - проект "Волга-Siber". Однако сейчас уже можно констатировать, что этот проект оказался не таким успешным, как рассчитывало руководство "Русских машин". Довольно высокая цена вряд ли позволит рассчитывать на большие объемы продаж. ГАЗ уже признал, что ключевым сегментом для компании является коммерческий транспорт, а в этом направлении Magna уже далеко не так интересна нижегородскому автозаводу - тут они и сами вполне состоятельны.
- А как же быть с проектами по развитию автокомпонентного холдинга илипо крайней мерепо активномуучастиюГАЗа в этом сегменте рынка вместе с Magna?
- Смотрите, сейчас не та ситуация, когдаавтопроизводители могут заниматься всем сразу - о кризисе вы заговорили сами в началенашей беседы. В такихусловиях компании вынуждены сосредоточиться на основномбизнесеи не распылятьсредства и ресурсы. Поэтому участие автопроизводителей в автокомпонентных проектах, скорее всего, будет снижаться. Тот же АвтоВАЗ делает сейчас ровно то же самое - выводит вспомогательныеи непрофильные активы в отдельные структуры. Вполне вероятно, что и ГАЗу сейчас не до автокомпонентов, а в такомслучае партнерство с Magnaстановится второстепенным, если несказать больше. Ктому же вся эта идея имела больше смысла, когда Magna работала с АвтоВАЗом - создание автокомпонентного холдинга, который бы работал сразу и на ГАЗ, и на АвтоВАЗ, было бы более рентабельным. Но сейчас шансы Magna на сотрудничество с тольяттинским автозаводом стремятся к нулю, следовательно, идея теряет привлекательность.
- Но ведь все в один голос твердят, что создание автокомпонентнойотрасли - основа создания современного конкурентоспособного российского автопрома, что же получается, теперь нам это неинтересно?
- Безусловно, автокомпонентычрезвычайно важны и именно в этой сфере сегодня сосредоточены самые большие проблемы отечественной автомобильной индустрии. Однако вопрос заключается в том, что нам нужны технологии, а та же Magna не особо стремиласьих привнести. Даже когда она доводила вазовский "Проект С", по сути, работу выполнял инженерный центр Hyundai, а Magna только курировала работу. Исходя из этих соображений, могу предположить, что выход Олега Дерипаски из акционерного капитала Magna и сворачивание сотрудничества с ней зрели уже давно. Просто финансовый кризис стал катализатором. Такое вполне могло быть.