Иностранные автоконцерны наращивают число сборочных производств в России в Калужской области начато возведение уже третьего автозавода в этом регионе. Нарастающая конкуренция заставляет ведущие российские автозаводы увеличивать инвестиции, наращивать выпускавтомобилей и улучшать их модельный ряд. Количественное насыщение авторынка в среднесрочной перспективе должно привести к качественному скачку.
Член правления PSA Peugeot Citroen, производственный и технический шеф группы Ролан Варданега, председатель наблюдательного совета PSA Peugeot Citroen Тьерри Пежо, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, председатель советадиректоров Mitsubishi Corporation Микио Сасаки и президент Mitsubishi Motors Corporation Осаму Масуко (слева напаво) на церемонии закладки первого камня в строительство автозавода японской Mitsubishi и французской PSA Peugeot Citroen.
Фото: ИТАР-ТАСС
На днях произошло немного событий, свидетельствующих о том, что заинтересованность автопроизводителей всего мира к России неснижается. Группа "Северсталь-авто" (Sollers) подписала документы о создании двух СП с итальянским концерном Fiat. Первое предприятие займется выпуском автомобилей Fiat Linea в ОЭЗ "Алабуга"(Татарстан). Объем производства составит не менее 50 тыс. автомобилей в год. Планируется, что выпуск седанов начнется уже в этом году. Кроме того, СП будет осуществлять продажи и маркетинговую поддержку в России всех автомобилей Fiat. Второе совместное предприятие будет давать дизельные двигатели F1А в объеме 90 тыс. штук в год. Производство двигателей будет организовано на площадкеЗаволжского моторного завода (ЗМЗ) и начнет своюработу к концу 2008 года. Основной объем производимых двигателей F1A будет поставляться для комплектации легких коммерческихавтомобилей Fiat Ducato, выпусккоторыхгруппа "Северсталь-авто" начала несколько месяцев назад. Итальянский дизель ещёбудетустанавливаться на внедорожник UAZ Patriot. Оба совместных предприятиясозданы на паритетных началах.
Другое крупное событие в российском автопроме - закладка нынче в Калужской области первого камня будущегозавода Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors, тот, что с 2011 годабудет выпускать среднеразмерные "паркетные"внедорожникимарок Mitsubishi, Peugeot и Citroen, а кроме того среднеразмерные автомобили Peugeot и Citroen. По мнению Сергея Удалова, заместителя директорааналитического агентства "Автостат" (Тольятти), для Peugeot и Mitsubishi инвестициив русский рынок больше рискованны, чем у тех, кто пришел раньше. Рынок бойко развивается, и с каждым годом все сложнее завоевать на нем свою долю. Если осмотреть на итоги прошлого года, то Peugeot продал только 25 тыс. автомобилей в России, а Citroen -и нисколько 11 тыс. Mitsubishi в этом смысле более успешны в нашей стране, у них продажи рядом 100 тыс. за 2007 год. Возможно, аккурат потому эти концерны так длительно не решались на запуск производства в России. Однако, видимо, заключение было принято, исходя из соображений, что если не вложиться сейчас, торазрешается совсем обронить перспективный рынок. Аналитикотмечает точноподобранный, на его взгляд, модельныйстрой - предприятие будет выпускать, по сути, три кроссовера на одной платформе, что позволит минимизировать затраты.
А вчера там же, в Калуге, на предприятии Volkswagen был начат выпуск внедорожника VW Tiguan. Всего тут собирается пять моделей. VW Jetta, VW Passat, VW Tiguan, а также ScodaFabiaиScodaOctavia. В будущем в этом месте будет организовано фабрика нового автомобиля, созданного нарочно для российского рынка на базе VW Polo. Кроме того, появиласьинфа о том, чтона этом заводе, возможно, будет организована сборка автомобилей Audi. Директор по производству VW Йохен Хайцман не исключил таковый возможности. Он также сообщил, что VW запустит в продажу внедорожник Tiguan калужской сборки уже летом2008 года.
А в прошлую субботу приоткрыл завесу тайны над ближайшим будущим АвтоВАЗа его глава Борис Алешин. Бизнес-план на ближайшие три года предусматривает инвестиции в объеме 3 млрд долларов. Эти финансы пойдут на обновление модельного ряда, в котором к 2012 году должны возникнуть новые модели класса B и C на платформе Renault, а также свежеиспеченный внедорожник на смену Lada 4X4. Объем выпуска автомобилей под брендом Lada должен достичь отметки в 1,5 млн машин в год.
Не отстает от АвтоВАЗа и Группа ГАЗ. Совместнос канадским производителем автокомпонентов Magna они планируют в 2009 году удвоить выпуск новогоседана GAZ Siber. По словам главыиностранной компании Зигфрида Вульфа, в этом году запланировано выпустить в России 60-80 тыс. автомобилей, а в следующем году выпуск должен собрать 150 тыс.
Такие масштабные планы приведут к резкому усилению конкуренции на все ещё растущем, ноприближающемся к насыщению российскомрынке. Очевидно, что к 2012 году, когда все автопроизводители достигнут заявленных объемов выпуска, битва за потребителя перейдет из стадии захвата доли рынка к перетягиванию одеяла. Значит, не возбраняется дожидаться новых маркетинговых войн, снижения цен и активного развития сервисных услуг и вторичного рынка. Интересно, чем ответит набившим руку в этом деле иностранцам АвтоВАЗ?
По мнению Сергея Удалова, АвтоВАЗу легко некуда деваться. Задача перед заводом стоит понятная - не затерять долю рынка. А за счет того, что она достаточно большаясегодня, и инвестиции нужнысоответствующие. Как считает аналитик, может быть, сумма в 3млрд долларов несколько завышена, но нужно понимать, что в различие от иностранцев, которые возводят лишь сборочные площадки, АвтоВАЗу необходимо разворачивать дополнительные мощности по полному циклу, что требует больших вложений.