ерманский автоконцерн Daimler AG можетизменить свои планы в отношении приобретаемого пакета акций ОАО "КамАЗ" и купить 10% вместо ранее планировавшихся 42%, сообщил вчера журналистам гендиректор госкорпорации "Ростехнологии" и председатель совета директоров КамАЗа Сергей Чемезов.
"Daimler не устраивает цена 2 млрд долларов, которую мы обсуждали раньше, кризис сильноударили по ним. Сейчас Daimler хочет сократитьразмер пакета, раньшеони хотели 42%, теперьречь о том, чтобы купить гораздо меньше, около 10%", - сказал он. "Это и нам тоже выгодно, потому что продавать по нынешним ценам нецелесообразно", - добавил глава "Ростехнологий". При этом Daimler впоследствии, в случаеулучшения финансовой ситуации, может увеличить свою долю в КамАЗе. "Daimler такой пакет нужен, чтобы зацепиться, войти в КамАЗ и на российский рынок, позднее онимогут докупить акциии увеличить свою долю", - отметил Чемезов. Дляновой сделки не будут использоваться итоги due diligence КамАЗа, который Daimler вел в конце лета - начале осени. "Due diligence проводился в других условиях. Новый проводить нет смысла, сейчасмы просто договоримся о некоей цене, которая будет выше нынешней рыночной, но, конечно, ниже прежней", - сказал глава "Ростехнологий". Окончательный формат сделки Daimler-КамАЗ будет определен до конца месяца, ее параметры в 20−хчислахноябрярассмотритсовет директоров немецкого концерна.
О переговорах инвестиционной группы "Тройка Диалог", акционера и консультанта КамАЗа, и менеджмента завода с концерном Daimler о продаже 42% акций крупнейшего российского производителя грузовых автомобилейстало известно в конце июля. Чутьпозже СМИ сообщили о предполагаемой цене сделки в 2 млрд долларов. Планировалось, что сделка будет закрыта в октябре.Однако помешалобвал российских фондовых площадок. Теперь сумма сделки может существенно снизиться и составит, по разным оценкам, от 200 до 400 млн долларов.
Отметим, что падение капитализации КамАЗа вызвано не только общим положением в мировой экономике, но и ухудшением ситуации на самом предприятии. За десять месяцев текущего года реализация грузовиков на экспортных рынках уже сократилась на 10,7%, или 1 239 штук, по отношению к январю-октябрюпрошлого года и составилачуть больше 10,3 тыс. грузовых автомобилей. В октябре вообще на экспорт было отгружено только644 единицы - на 55% меньше прогноза поэкспорту и, соответственно, объемов ранее заключенных контрактов. На некоторых зарубежных рынках из-за неплатежеспособности покупателей продажи снизились более чем в четыре раза. В целом в октябре КамАЗ продал 2 677 грузовых автомобилей - это на 46,6% меньше, чем в августе текущего года, и на 47,8% меньше, чем в октябре прошлого года. Антикризисная программа предполагает отсрочку оплатыпоставщикам до трех месяцев, сокращение 10% сотрудников и уменьшение инвестпрограммы на 2009 год втрое. Ее средства предназначались на разработку нового семейства грузовиков, которое с2013 года должно было заменить нынешние автомобили. Теперь проект может быть заморожен, если не получит госфинансирования. Увольнению подлежит около 5 тыс. человек. Завод уже начал сокращения: 1,5 тыс. человек были уволены в октябре. Дальнейшие сокращения планируетсяпровестив 2009 году. Инвестпрограмма КамАЗана 2009 год изначально превышала250 млн, однако будетурезана либо до 145, либо до 72 млн долларов. Основные надежды на выход из кризиса КамАЗ (как и другие автопроизводители) связывает с государством. "Мы ожидаем, что правительство России, региональные и местные органы власти поддержат наши усилия и меры по выводу КамАЗа из кризиса", - заявил на днях генеральный директор предприятия Сергей Когогин.
Комментарий эксперта
Иван Калинин
директор нижегородской консалтинговой компании "Бизнес плюс"
Ситуация в отечественном автопроме пока остается крайне напряженной. Последние заявления руководства страны и лично президента Дмитрия Медведева позволяют рассчитывать на некоторую поддержку отрасли, однакохотелось бы, чтобы онабыла более оперативной, четкой и действенной. Что же касается непосредственно сделки между КамАЗом и Daimler, то лично мне кажется, что сейчас не время. Сумма сделки окажется минимальной, да и перспективы развития этого партнерства пока туманны. Выгоданемецкойстороныпонятна - за минимум средств получить долю в предприятии и закрепиться на российском рынке, который пока еще сохраняет перспективы и привлекателен для мировых автопроизводителей. А вот выгодыКамАЗа мне не вполне ясны.