Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Уменьшили аппетит

Фото: SXC

Г

ерманский автоконцерн Daimler AG может изменить свои планы в отношении приобретаемого пакета акций ОАО "КамАЗ" и купить 10% вместо ранее планировавшихся 42%, сообщил вчера журналистам гендиректор госкорпорации "Ростехнологии" и председатель совета директоров КамАЗа Сергей Чемезов.

"Daimler не устраивает цена 2 млрд долларов, которую мы обсуждали раньше, кризис сильно ударил и по ним. Сейчас Daimler хочет сократить размер пакета, раньше они хотели 42%, теперь речь о том, чтобы купить гораздо меньше, около 10%", - сказал он. "Это и нам тоже выгодно, потому что продавать по нынешним ценам нецелесообразно", - добавил глава "Ростехнологий". При этом Daimler впоследствии, в случае улучшения финансовой ситуации, может увеличить свою долю в КамАЗе. "Daimler такой пакет нужен, чтобы зацепиться, войти в КамАЗ и на российский рынок, позднее они могут докупить акции и увеличить свою долю", - отметил Чемезов. Для новой сделки не будут использоваться итоги due diligence КамАЗа, который Daimler вел в конце лета - начале осени. "Due diligence проводился в других условиях. Новый проводить нет смысла, сейчас мы просто договоримся о некоей цене, которая будет выше нынешней рыночной, но, конечно, ниже прежней", - сказал глава "Ростехнологий". Окончательный формат сделки Daimler-КамАЗ будет определен до конца месяца, ее параметры в 20−х числах ноября рассмотрит совет директоров немецкого концерна.

О переговорах инвестиционной группы "Тройка Диалог", акционера и консультанта КамАЗа, и менеджмента завода с концерном Daimler о продаже 42% акций крупнейшего российского производителя грузовых автомобилей стало известно в конце июля. Чуть позже СМИ сообщили о предполагаемой цене сделки в 2 млрд долларов. Планировалось, что сделка будет закрыта в октябре.Однако помешал обвал российских фондовых площадок. Теперь сумма сделки может существенно снизиться и составит, по разным оценкам, от 200 до 400 млн долларов.

Отметим, что падение капитализации КамАЗа вызвано не только общим положением в мировой экономике, но и ухудшением ситуации на самом предприятии. За десять месяцев текущего года реализация грузовиков на экспортных рынках уже сократилась на 10,7%, или 1 239 штук, по отношению к январю-октябрю прошлого года и составила чуть больше 10,3 тыс. грузовых автомобилей. В октябре вообще на экспорт было отгружено только 644 единицы - на 55% меньше прогноза по экспорту и, соответственно, объемов ранее заключенных контрактов. На некоторых зарубежных рынках из-за неплатежеспособности покупателей продажи снизились более чем в четыре раза. В целом в октябре КамАЗ продал 2 677 грузовых автомобилей - это на 46,6% меньше, чем в августе текущего года, и на 47,8% меньше, чем в октябре прошлого года. Антикризисная программа предполагает отсрочку оплаты поставщикам до трех месяцев, сокращение 10% сотрудников и уменьшение инвестпрограммы на 2009 год втрое. Ее средства предназначались на разработку нового семейства грузовиков, которое с 2013 года должно было заменить нынешние автомобили. Теперь проект может быть заморожен, если не получит госфинансирования. Увольнению подлежит около 5 тыс. человек. Завод уже начал сокращения: 1,5 тыс. человек были уволены в октябре. Дальнейшие сокращения планируется провести в 2009 году. Инвестпрограмма КамАЗа на 2009 год изначально превышала 250 млн, однако будет урезана либо до 145, либо до 72 млн долларов. Основные надежды на выход из кризиса КамАЗ (как и другие автопроизводители) связывает с государством. "Мы ожидаем, что правительство России, региональные и местные органы власти поддержат наши усилия и меры по выводу КамАЗа из кризиса", - заявил на днях генеральный директор предприятия Сергей Когогин.

Комментарий эксперта

Иван Калинин

директор нижегородской консалтинговой компании "Бизнес плюс"

Ситуация в отечественном автопроме пока остается крайне напряженной. Последние заявления руководства страны и лично президента Дмитрия Медведева позволяют рассчитывать на некоторую поддержку отрасли, однако хотелось бы, чтобы она была более оперативной, четкой и действенной. Что же касается непосредственно сделки между КамАЗом и Daimler, то лично мне кажется, что сейчас не время. Сумма сделки окажется минимальной, да и перспективы развития этого партнерства пока туманны. Выгода немецкой стороны понятна - за минимум средств получить долю в предприятии и закрепиться на российском рынке, который пока еще сохраняет перспективы и привлекателен для мировых автопроизводителей. А вот выгоды КамАЗа мне не вполне ясны.

Последние публикации по этой теме:

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |