Крупнейший в мире по выручке оператор сотовой связи Vodafone пришел на российский рынок - он подписал партнерское соглашение с МТС. Сам он предоставлять услуг не будет, однако Россию какточку присутствия уже обозначить сможет.
Фото: AP
Соглашение не подразумевает ни покупку-продажу акций, ни обменактивами. Но пунктов сотрудничества в нем много.
Речь президента МТС Михаила Шамолина на церемонии подписания соглашения изобиловала упоминанием выгод от сотрудничества для российского оператора. Например, благодаря договору МТС получат возможность участвовать в глобальных программах закупок сетевого и абонентского оборудования Vodafone, что обеспечит МТС получениеневиданных доселе дисконтов при закупках оборудования для своей сети. Да и розничные цены телефонов она может предложить ниже, чем у других игроков рынка.
Михаил Шамолинтакже заявил, что "партнерство с Vodafone позволит МТС запускать на рынках присутствия уже доказавшие свою эффективность инновационные продукты для массового и бизнес-рынка , используя лучшие практикии содействие подразделений компанииVodafone". Надо сказать, что компания МТС уже не раз пыталась привить на российской почве зарубежный опыт. Сначала она внедряла японский сервис i-mode , потом устройства blackberry [1]. Оба проекта провалились. Тогда она пошла по другому пути - покупать западных маркетологов. Вице-президентом МТС по маркетингу стала Синтия Гордон, занимавшая такой же пост в Orange, должность директора департамента маркетинга корпоративного центра МТС занял Михаил Герчук, который ранее несколько лет работал в Vodafone, а заместителем директора бизнес-единицы "МТС Россия" по маркетингу был назначен Грэм Миллар - бывший директор подразделения по розничному бизнесу Vodafone Netherlands. Тут эффект был поболе. По крайней мере, в маркетинге появилась какая-то упорядоченность, неоднозначный новыйбренд в виде яйца [2]стали прилично обыгрывать, да и рыночная доля не упала. Думается, что на этом можноостановиться. Ведь копировать какие-то маркетинговые придумки у западных операторов можно без всяких стратегических соглашений. Так что этот пункт не имеет смысла. Как и пункт по повышению глобальной узнаваемости бренда МТС на внешних рынках. Теперь он будет стоять рядом с рекламойVodafone в аэропортах и на стадионах. Вопрос, зачем это компании в тех странах, где у неенет абонентов, не имеет ответа.
Думается, что выгод для Vodafone, которые официально даже не называются, в этомпартнерстве больше. Во-первых , он может закрасить на карте присутствия огромную территорию. Пусть не залить полностью, а какими-нибудь штришками, но Россия, Украина, Узбекистан, Туркменистан и Армения попадут в зону Vodafone. В обычных условиях это привело бы к росту рыночной капитализациикомпании, носейчас в кризисной ситуации об этомговорить трудно. Впрочем, дополнительные деньги с абонентов МТС Vodafone состричь может. Ведь в 27 странах, гдеприсутствует Vodafone, 90 млнабонентов МТС вроуминге теперь будутпопадать именнов его сети. По крайней мере, такой принудительный выбор компании планируют скороввести. Клиентам МТС предлагаютльготные цены, но сейчас тарифы на роуминг настолько высоки, что оператору придется лишь немного поделиться сверхприбылью. Кроме того, для внедрения услуг третьего поколения и других дополнительных сервисов МТС планирует привлекать консультантов от Vodafone, причем с немалой оплатой их труда. Да и доходы от эксклюзивных услугVodafone, которые скоро появятся у МТС, операторы будут делить, пропорции компании пока не называют.
Возникает законныйвопрос: не пристрелка ли это Vodafone к российскому оператору перед покупкой? Но стороны отвергают возможную сделку.
И все-таки это пристрелка. Дело в том, что в недрах Минкомсвязи России готовится приказ о разрешении виртуальных сотовыхоператоров, понекоторымданным, он будет принят в декабре. На Западе уже давно есть такиекомпании - они не имеют своей сетевой емкости, арендуют ее и при этом выдумывают эксклюзивныенишевые продукты, которые затем продают абонентам. В России стать виртуальным оператором страстно желала компания "Евросеть" - крупнейший продавец розничных телефонов. Она даже создала опытную зону в Самаре [3]на емкостях местного оператора СМАРТС. Но после того, как 49,9%"Евросети" приобрел сотовый оператор "Вымпелком", идея приказала долго жить. По словам близкого к министерству источника "Эксперта Online", теперь первымвиртуальнымоператором России станетVodafone. А МТС предоставят ему емкости. И сотрудничество будет действительно взаимовыгодным, ведь вместе со своим брендом Vodafone приведет и мультинациональные компании, имеющие с ним глобальный контракт. Собственно, намек на это есть и внынешнем договоре. "Vodafone обслуживает более 200крупных глобальных компаний, филиалы илиотделения которыхна рынках присутствия МТС потенциально могут стать клиентами МТСна рынках присутствия МТС", - говорит Шамолин. Корпоративные клиенты - самый лакомый кусок для сотового оператора. Раньшелидером на этом рынке были МТС, но "Мегафон" и "Вымпелком" последовательноуменьшали их долю. "Вымпелком" особенно продвинулся в последнее время после покупки [4] операторапроводной связи "Голден телеком", который изначально специализировался на корпоративном сегменте. Теперь им станет нелегко. Ведь не только западные заказчики перейдут под крыло Vodafone. Многие российские компании и банки падкина западные бренды. Их тоже может заманить новый виртуальный оператор.
Кризис еще незатронул операторов связи. Но, судя по сегодняшнемусоглашению, МТС подготовились лучше, чем их конкуренты. Пока "Вымпелком", прикупивший пакет акций "Евросети", и "Мегафон", заключивший подобное соглашение со "Диксисом", будут переключать в точках продажпрыгающихот оператора к оператору маргиналов, МТС, вооружившись известным брендом, пройдется по самому верхнему слою. Неясно толькоодно: какой процент жира от этих сливок достанется МТС, а какой уплывет в Туманный Альбион - родину Vodafone.