Британские водители грузовиков блокировали автострады в Лондоне в знак протеста супротив дорогого топлива. Во Франции, Испании и Италии рыбаки отказались вылезать в море, требуя от Брюсселя топливных субсидий. Четверть рыболовецкого флота Японии осталась в портах, из-за чего резво в суши-ресторанах может предстать нехватка тунца и лосося. В Индонезии, Малайзии и Таиланде прошли массовые акции протеста против резкого повышения внутренних цен на бензин и дизельное топливо. В США и ЕС разоряется по одной авиакомпании в неделю - покуда небольшие. По некоторым прогнозам, только вСША авиаперевозчики понесут в этом году суммарные убыткивразмере 7,2 млрд долларов.
Негативный результат от резкого подорожания нефти оказывается вправду глобальным. Ни единственный из финансово-экономических кризисов последних двадцати-тридцати лет не сказывался до того явственно на хозяйственной деятельности людей по всемумиру. Даже теперешний продовольственный на фоне событий на нефтяном рынкевыглядит куда как скромнее (не говоря уже о том, что подъем цен на продукты во многом вызван подорожанием горюче-смазочных материалов).
Однако вотещё пара новостей.
Автомобильный концерн General Motorsобъявил о намерении освободиться от производства джипов Hummer, жутко популярных посреди знаменитостей, но весьма неэкономичных. И в то же период вождь мирового автомобилестроения японская Toyota продала в 2007 году 425 тысяч автомобилей с гибридным двигателем. Это без малого в десять раз больше, чем в 2003−м, когда было продано 45 тысяч гибридных автомобилей этой компании, и очевидно, что в настоящий момент спрос на гибридные "тойоты" толькоувеличится.
Исходяиз этих двух примеров разрешается предположить, что автогигант Toyota -один из главных выгодоприобретателей от роста нефтяных цен. General Motors же, вероятно, один из главных пострадавших. По крайней мере в том, что касается автомобильной отрасли, это идеально точно.
Дорогая нефть - мощнейший стимул для важный экономики. Более действенные и технологически продвинутые игроки получают отличную вероятность применять кризис, чтобы усилить свою долю рынка, оттеснив менеерасторопных конкурентов. Вавиаотраслидорогоетопливоподталкиваетавиакомпании к слияниям, а со временем заставит их обновить свойскийавиапарк, перейти на новые, больше экономичные моделисамолетов.
Стоит ли особо произносить о том, что высокие ценына нефтьоткрывают передРоссией массу возможностей? Как изрядный нефтедобытчик и экспортер наша держава получает огромнуюпрямуювыгоду от повышения цен. Но важно, как будут использованы эти ресурсы. Если нефтяные доходы станут инструментом технологического прорыва страны - это один сценарий. Если же нефтедоллары будутбанально проедены или сгниют в различных зарубежных заначках - это сценарий окончательно другой. В семидесятыхгодах прошлого века наша страна уже упустила шанс использовать нефтяные доходы для модернизации экономики. Второй раз мы себе дозволить не можем: сегодняшний увеличение цен на нефть уже запустил новую волну технологического развития, если российская экономика не встроится в нее, наша страна обречена на еще большееотставание от лидеров.
Успех же модернизации будет зависеть как от усилий российских инноваторов, так и от адекватности экономической политики властей. Требуется не примитивная броня внутренних производителей от внешних ценовых шоков (она лишь закрепит техническое отставание существующих производств) и не ультралиберальная политика свободной конкуренции (она не оставит шанса выжить целым секторам российской промышленности как бы производителей удобрений). Требуется сильно аккуратная и гибкая политика поддержки инновационных производств. Ведь те же США оттого так относительно без труда готовыжертвовать интересами General Motors, что у них есть единый комплект мощных высокотехнологичных отраслей, нуи крупные заводы Toyotaна американской территории.