Крупнейший важный производитель стройматериалов, несмотря на разворачивающийся во всем мире экономический кризис, не собирается сворачивать свои программы в России
Герд Ленга
Фото предоставлено группой Кнауф СНГ
КНАУФ единственный из крупнейших в мире производителей строительных материалов для внутренней и внешней отделки, изоляционных материалов, а ещё оборудования для машинной штукатурки. В международную группу КНАУФ входит 150 заводов больше чем в 40 странах Европы, Азии, США и Южной Америки. В России группа владеет четырнадцатью предприятиями. На вопросы "Эксперта" отвечает генеральный управляющий группы КНАУФ СНГ Герд Ленга
- Господин Ленга, фирма КНАУФ пришлавРоссию в 1993 году и за минувшее пора основательно укрепилатут свои позиции. Доля вашего предприятия на российском рынке по производству гипсокартона более 80 процентов, по сухим гипсовым смесям - без малого 50, по гипсовомувяжущему - более 50 процентов. А вот ваши европейские конкуренты делают только первые шаги в этом направлении и с уже более существеннымизатратами. Долго ли ваша компания сможет оставаться по некоторым позициям на практике монополистом в России?
- Это ваши цифры, я не буду опровергать, подтверждать. У нас довольно хорошее положение нарынке, и несерьезно отказываться от того, что имеешь. Как юрист, я не хотел бы применять словечко "монополист". Мы не являемся монополистами, но занимаем на российском рынке производства строительных материалов сильно выгодные позиции. Есть, конечно, стремление сберечь их как позволительнодольше, хотя это сложно в условиях нормального рынка, где должны быть разные предприниматели и компании. Серьезные конкуренты уже появились, в прошлом всего местные. Что же касается наших основных европейских конкурентов, то, думаю, они сверх меры длительно ждали. Инвестировать вфабрика сейчас, когда мынаблюдаем установленный спад на рынке стройматериалов, им будет, вероятно, тяжело.
- Прогноз развития строительного рынка России умеренно пессимистичный. В условиях спада каковы ваши планы на будущее?
- Мы считаем, что рынок будет выздоравливать и со временем начнет рскручиваться нормально. Ситуация изменится, возможно, не к 2009−му, а к 2010 году.
Да, у нас есть планы развитияроссийскогорынка, и мы этипланы не сворачиваем. Мыразвиваемся, как и было намечено: 22октября открыт свежийпредприятие в Красногорске. Это современное производство, в которое мы вложили 150 миллионов долларов. Теперь мощность предприятия болеечем удваивается, хотя, если вещать откровенно, в таких объемах нынче нет необходимости. Но завтра или послезавтра, когда надобность в стройматериалах сызновавозрастет, мысможем удовлетворить все запросы наших клиентов. Кроме того, мы продолжаем свой самый-самый изрядный план в Иркутскойобласти - в поселке Новонукутском завод уже построен и готовится монтаж оборудования.
- Вы более того не будете растягивать инвестиции на более долговременный срок или сокращать их?
- Вложения не будут сокращены. В России идет реализация проекта "Доступное жилье", соответственно которому предусматривается удвоение жилых площадей. В 2006 году господин Николаус Кнауф объявил, что мы обязуемся вписать наш вклад в тот самый здоровенный проект. Если эта программа развивается, то мы участвуем в ней в полном объеме. Если она затягивается, а это видно уже сегодня, то мытакженемного снижаем темпы инвестирования и будем откладывать инвестиции в зависимости от развития этой программы.
- Почему в этом году вы стали одним из крупных импортеров сухих смесей?
- Мы импортировали КНАУФ-листы и сухие смеси потому, что у нас не было мощностей, чтобы их делать столько, сколь нам было необходимо.
- Ваши предприятиярасположены в десяткероссийских регионов. Вам повсеместно удается выстраивать нормальные отношения с местными властями?
- Да, я думаю, что да. Однозначно. У нас были проблемы, только это было давно, и мы их решили. Проблемы для меня - это всю дорогу наполненный смыслом вызов. ВИркутской области у нас, например, не было проблем с администрацией. Когда мы начали анализировать это местоположение для строительства нового завода, самого крупного в нашей группе, были планы применятьмощностигазового месторождения ТНК-ВР. Мы подписали соглашение с администрацией области, когда компания ТНК-ВР заявила о намерениивыстроитьрядом с нашим новым предприятием газопровод, снабжающий газом прилегающиерайоны. Мы исходили из того, что если там будет газопровод для газификации всего региона, то мы подключимся к нему. Поэтому начали сооружать завод аккурат в Новонукутском. Но сквозьгод Ковыктинскоеместорождение перешлок "Газпрому", и "Газпром" заявил об изменении планов сравнительно его разработки. Сейчас газопровод уже не в двадцати километрах от нашего завода, а в семидесяти, и о газификации речьбольше не идет. Мы уже несможем к концу 2009 года снабдить газом свойский завод, и придется перескакивать на сжиженный газ, что обойдется намного дороже. Мы верили в явь планов ТНК-ВР, согласованных с администрациейифедеральнойвластью, и повлиять наих трансформирование не могли.
- У вас как у крупной иностранной компании, работающей во многих регионах России, вероятно, пытались вымогать взятки за улаживание каких-то проблем. Как вы относитесь к инициативе президента Медведева усилить в стране борьбу с коррупцией?
- Я поддерживаю эту инициативу. Я работаю в России уже двадцать лет, начиналкак судебный защитникивечнопредупреждал клиентов, чтобы они не начинали оплачивать ни вкоем случае, оттого что позжеот этих проблем нельзя будет избавиться. И я не изменил родное соображение и свои убеждениязатем того, как пришел в КНАУФ: коррупционные сделки только порождают проблемы. В своих выступлениях на различных конференциях я продолжаю отстаиватьсобственнуюточкузрения даже в том случае, если люди считают, что я не говорю правду или наивен. Я не наивен, яговорю правду и убежден, что разрешено действовать без взяток и в России. К сожалению, сегодня все чаще спрашивают о спонсорстве. Не хочу, чтобы было недопонимание: как правило речь идет о поддержке каких-нибудь спортивныхклубовили чего-то в этом роде. Япредпочитаю подсоблять социальнозначимые проекты - детские сады, дома для сирот или детские больницы. Спортивные клубы тоже нужны, но в то время как есть более нуждающиеся люди, и некогда всего детииз бедных семей, мы не считаем приоритетной задачей спонсирование спорта.
Коррупция есть везде. В Германии она тожесуществует. Я говорил всегда: не необходимопривлекать в Россию консультантов по экономическому праву, лучше притянуть две тысячи немецких прокуроров, чтобы они показали здесь, как сражатьсяскоррупцией. В России почему-то считается, что спринятием новых законов что-то изменится, и все-таки самоеглавное - правоприменительная практика. Бороться с коррупцией нужно, я поддерживаю всеусилия в этом направлении, только это шибко сложно, это ход не одного года.
- Продукция группы КНАУФ, реализуемая в России, так же качественна, как та, что продается в Западной Европе?
- Вся продукция одинаковая, рецептуры у нас разрабатываются вГермании и непрерывно проверяются на качество. Конечно, у нас работают местные химики и специалисты, решающиетекущие задачи. Но если мыгде-то начинаем изготовлять сухие смеси, то в первую очередь изучаем свойство гипса и, соответственно, подготовим рецептуры. Если вы покупаете в России мешок "Ротбанда", то и в Германии он будет такого же качества. Я не хочу, чтобы мне сказали в Германии мои коллеги: твое производство в России - для развивающихся стран. Когда на упаковке написано "КНАУФ", качество товара в равноймере для Германиии для остального мира.
- Каковы особенности маркетинговой стратегии компании КНАУФ и чем она отличается от политики других производителей стройматериалов?
- Есть компании, которые почтине работают со своими клиентами. Мы гордимся, что у нас есть развитая организация профессионального обучения наших клиентов. Только что мы открыли учебный середина в Ташкенте, на территории России действует девять учебных центров, где мы показываемпрофессионалам, как вкалывать с нашими продуктами. В наших центрах прошлообучение несколькодесятков тысяч специалистов.
Кроме того, мы хотимразвивать наш бренд. Унас превосходный бренд, и мы хотим его сохранить. Кнашемуудивлению, опросы показали, что слоганы разных фирм ассоциируются с их брендами в диапазоне от шести до девятнадцати процентов, а наш слоган"Немецкий стандарт" ассоциируют с компаниейКНАУФ 45 процентов опрошенных.
- В России грубо обострилась задача кадровых рабочих и среднего технического персонала. Как вы решаете ее на своих предприятиях?
- Квалификация рабочих в России - серьезная проблема. Даже если мужчина электрик по профессии, это неозначает, что порядок его подготовки соответствует образованию немецкого электрика. Не потому, что российскийрабочийнеспособный ученик, несложно в России приняты иные стандарты обучения. Поэтому у нас, к сожалению, на Красногорском заводе работаютдвадцать электриков, а в Германии - один или два. Я убежден, что разницывмозгах у рабочих нет, но в России уровень ответственности за принятие самостоятельных решений все ещё низок.
- Все-таки где вы готовите своих рабочих и технический персонал - в России или в Германии?
- Нет смысла обучать российского рабочего в Германии - мы обучаем рабочих на собственных линиях здесь, учитывая специфику организации производственного процесса в России. Тогда как всех генеральных директоров наших российских заводов мы отправляли на предприятия в Германию, Испанию, Турцию, Швецию, чтобы они легко посмотрели, как там работают.
- Существуют ли на ваших предприятиях социальные программы?
- Да, такие программы есть. Мы хотим, чтобы социальныеусловия в этомместе не отличались от тех, что существуют на предприятиях Германии. Самая большая ценность - это наши сотрудники, и мыстараемся их поддерживать. У нас есть пособия на детей, оплата отдыха, санаторного лечения, достаточно ладно разработанная премиальная система. Мы привыкли к такимусловиям в Германии. Почему здесь должно быть по-другому ? На наших заводах в России условия ни капли не хуже.