Хроники кризиса

[ Design WP Columns ]

Немецкий стандарт для России 3

Крупнейший важный производитель стройматериалов, несмотря на разворачивающийся во всем мире экономический кризис, не собирается сворачивать свои программы в России

Герд Ленга

Герд Ленга

Фото предоставлено группой Кнауф СНГ

КНАУФ единственный из крупнейших в мире производителей строительных материалов для внутренней и внешней отделки, изоляционных материалов, а ещё оборудования для машинной штукатурки. В международную группу КНАУФ входит 150 заводов больше чем в 40 странах Европы, Азии, США и Южной Америки. В России группа владеет четырнадцатью предприятиями. На вопросы "Эксперта" отвечает генеральный управляющий группы КНАУФ СНГ Герд Ленга

- Господин Ленга, фирма КНАУФ пришла в Россию в 1993 году и за минувшее пора основательно укрепила тут свои позиции. Доля вашего предприятия на российском рынке по производству гипсокартона более 80 процентов, по сухим гипсовым смесям - без малого 50, по гипсовому вяжущему - более 50 процентов. А вот ваши европейские конкуренты делают только первые шаги в этом направлении и с уже более существенными затратами. Долго ли ваша компания сможет оставаться по некоторым позициям на практике монополистом в России?

- Это ваши цифры, я не буду опровергать, подтверждать. У нас довольно хорошее положение на рынке, и несерьезно отказываться от того, что имеешь. Как юрист, я не хотел бы применять словечко "монополист". Мы не являемся монополистами, но занимаем на российском рынке производства строительных материалов сильно выгодные позиции. Есть, конечно, стремление сберечь их как позволительно дольше, хотя это сложно в условиях нормального рынка, где должны быть разные предприниматели и компании. Серьезные конкуренты уже появились, в прошлом всего местные. Что же касается наших основных европейских конкурентов, то, думаю, они сверх меры длительно ждали. Инвестировать в фабрика сейчас, когда мы наблюдаем установленный спад на рынке стройматериалов, им будет, вероятно, тяжело.

- Прогноз развития строительного рынка России умеренно пессимистичный. В условиях спада каковы ваши планы на будущее?

- Мы считаем, что рынок будет выздоравливать и со временем начнет рскручиваться нормально. Ситуация изменится, возможно, не к 2009−му, а к 2010 году.

Да, у нас есть планы развития российского рынка, и мы эти планы не сворачиваем. Мы развиваемся, как и было намечено: 22 октября открыт свежий предприятие в Красногорске. Это современное производство, в которое мы вложили 150 миллионов долларов. Теперь мощность предприятия более чем удваивается, хотя, если вещать откровенно, в таких объемах нынче нет необходимости. Но завтра или послезавтра, когда надобность в стройматериалах сызнова возрастет, мы сможем удовлетворить все запросы наших клиентов. Кроме того, мы продолжаем свой самый-самый изрядный план в Иркутской области - в поселке Новонукутском завод уже построен и готовится монтаж оборудования.

- Вы более того не будете растягивать инвестиции на более долговременный срок или сокращать их?

- Вложения не будут сокращены. В России идет реализация проекта "Доступное жилье", соответственно которому предусматривается удвоение жилых площадей. В 2006 году господин Николаус Кнауф объявил, что мы обязуемся вписать наш вклад в тот самый здоровенный проект. Если эта программа развивается, то мы участвуем в ней в полном объеме. Если она затягивается, а это видно уже сегодня, то мы также немного снижаем темпы инвестирования и будем откладывать инвестиции в зависимости от развития этой программы.

- Почему в этом году вы стали одним из крупных импортеров сухих смесей?

- Мы импортировали КНАУФ-листы и сухие смеси потому, что у нас не было мощностей, чтобы их делать столько, сколь нам было необходимо.

- Ваши предприятия расположены в десятке российских регионов. Вам повсеместно удается выстраивать нормальные отношения с местными властями?

- Да, я думаю, что да. Однозначно. У нас были проблемы, только это было давно, и мы их решили. Проблемы для меня - это всю дорогу наполненный смыслом вызов. В Иркутской области у нас, например, не было проблем с администрацией. Когда мы начали анализировать это местоположение для строительства нового завода, самого крупного в нашей группе, были планы применять мощности газового месторождения ТНК-ВР. Мы подписали соглашение с администрацией области, когда компания ТНК-ВР заявила о намерении выстроить рядом с нашим новым предприятием газопровод, снабжающий газом прилегающие районы. Мы исходили из того, что если там будет газопровод для газификации всего региона, то мы подключимся к нему. Поэтому начали сооружать завод аккурат в Новонукутском. Но сквозь год Ковыктинское месторождение перешло к "Газпрому", и "Газпром" заявил об изменении планов сравнительно его разработки. Сейчас газопровод уже не в двадцати километрах от нашего завода, а в семидесяти, и о газификации речь больше не идет. Мы уже не сможем к концу 2009 года снабдить газом свойский завод, и придется перескакивать на сжиженный газ, что обойдется намного дороже. Мы верили в явь планов ТНК-ВР, согласованных с администрацией и федеральной властью, и повлиять на их трансформирование не могли.

- У вас как у крупной иностранной компании, работающей во многих регионах России, вероятно, пытались вымогать взятки за улаживание каких-то проблем. Как вы относитесь к инициативе президента Медведева усилить в стране борьбу с коррупцией?

- Я поддерживаю эту инициативу. Я работаю в России уже двадцать лет, начинал как судебный защитник и вечно предупреждал клиентов, чтобы они не начинали оплачивать ни в коем случае, оттого что позже от этих проблем нельзя будет избавиться. И я не изменил родное соображение и свои убеждения затем того, как пришел в КНАУФ: коррупционные сделки только порождают проблемы. В своих выступлениях на различных конференциях я продолжаю отстаивать собственную точку зрения даже в том случае, если люди считают, что я не говорю правду или наивен. Я не наивен, я говорю правду и убежден, что разрешено действовать без взяток и в России. К сожалению, сегодня все чаще спрашивают о спонсорстве. Не хочу, чтобы было недопонимание: как правило речь идет о поддержке каких-нибудь спортивных клубов или чего-то в этом роде. Я предпочитаю подсоблять социально значимые проекты - детские сады, дома для сирот или детские больницы. Спортивные клубы тоже нужны, но в то время как есть более нуждающиеся люди, и некогда всего дети из бедных семей, мы не считаем приоритетной задачей спонсирование спорта.

Коррупция есть везде. В Германии она тоже существует. Я говорил всегда: не необходимо привлекать в Россию консультантов по экономическому праву, лучше притянуть две тысячи немецких прокуроров, чтобы они показали здесь, как сражаться с коррупцией. В России почему-то считается, что с принятием новых законов что-то изменится, и все-таки самое главное - правоприменительная практика. Бороться с коррупцией нужно, я поддерживаю все усилия в этом направлении, только это шибко сложно, это ход не одного года.

- Продукция группы КНАУФ, реализуемая в России, так же качественна, как та, что продается в Западной Европе?

- Вся продукция одинаковая, рецептуры у нас разрабатываются в Германии и непрерывно проверяются на качество. Конечно, у нас работают местные химики и специалисты, решающие текущие задачи. Но если мы где-то начинаем изготовлять сухие смеси, то в первую очередь изучаем свойство гипса и, соответственно, подготовим рецептуры. Если вы покупаете в России мешок "Ротбанда", то и в Германии он будет такого же качества. Я не хочу, чтобы мне сказали в Германии мои коллеги: твое производство в России - для развивающихся стран. Когда на упаковке написано "КНАУФ", качество товара в равной мере для Германии и для остального мира.

- Каковы особенности маркетинговой стратегии компании КНАУФ и чем она отличается от политики других производителей стройматериалов?

- Есть компании, которые почти не работают со своими клиентами. Мы гордимся, что у нас есть развитая организация профессионального обучения наших клиентов. Только что мы открыли учебный середина в Ташкенте, на территории России действует девять учебных центров, где мы показываем профессионалам, как вкалывать с нашими продуктами. В наших центрах прошло обучение несколько десятков тысяч специалистов.

Кроме того, мы хотим развивать наш бренд. У нас превосходный бренд, и мы хотим его сохранить. К нашему удивлению, опросы показали, что слоганы разных фирм ассоциируются с их брендами в диапазоне от шести до девятнадцати процентов, а наш слоган "Немецкий стандарт" ассоциируют с компанией КНАУФ 45 процентов опрошенных.

- В России грубо обострилась задача кадровых рабочих и среднего технического персонала. Как вы решаете ее на своих предприятиях?

- Квалификация рабочих в России - серьезная проблема. Даже если мужчина электрик по профессии, это не означает, что порядок его подготовки соответствует образованию немецкого электрика. Не потому, что российский рабочий неспособный ученик, несложно в России приняты иные стандарты обучения. Поэтому у нас, к сожалению, на Красногорском заводе работают двадцать электриков, а в Германии - один или два. Я убежден, что разницы в мозгах у рабочих нет, но в России уровень ответственности за принятие самостоятельных решений все ещё низок.

- Все-таки где вы готовите своих рабочих и технический персонал - в России или в Германии?

- Нет смысла обучать российского рабочего в Германии - мы обучаем рабочих на собственных линиях здесь, учитывая специфику организации производственного процесса в России. Тогда как всех генеральных директоров наших российских заводов мы отправляли на предприятия в Германию, Испанию, Турцию, Швецию, чтобы они легко посмотрели, как там работают.

- Существуют ли на ваших предприятиях социальные программы?

- Да, такие программы есть. Мы хотим, чтобы социальные условия в этом месте не отличались от тех, что существуют на предприятиях Германии. Самая большая ценность - это наши сотрудники, и мы стараемся их поддерживать. У нас есть пособия на детей, оплата отдыха, санаторного лечения, достаточно ладно разработанная премиальная система. Мы привыкли к таким условиям в Германии. Почему здесь должно быть по-другому ? На наших заводах в России условия ни капли не хуже.

Последние публикации по этой теме:

 

Хроники кризиса © Crisis Digest

Приближается свадьба? Зайдите на качественный свадебный форум на сайте "Счастливая свадьба".
Карта сайта, часть 1 | Карта сайта, часть 2 | Карта сайта, часть 3 | Карта сайта, часть 4 | Карта сайта, часть 5 | Карта сайта, часть 6 | Карта сайта, часть 7 | Карта сайта, часть 8 | Карта сайта, часть 9 | Карта сайта, часть 10 | Карта сайта, часть 11 | Карта сайта, часть 12 | Карта сайта, часть 13 | Карта сайта, часть 14 | Карта сайта, часть 15 | Карта сайта, часть 16 | Карта сайта, часть 17 | Карта сайта, часть 18 | Карта сайта, часть 19 | Карта сайта, часть 20 |